Главы о духовной жизни. Первая сотница

Автор: архимандрит Софроний (Сахаров) Все новинки

«Воспоминания о Кронштадтском пастыре»

  • Автор обзора: телеканал "Союз"
  • Книга: Воспоминания о Кронштадтском пастыре
  • Автор книги: протоиерей Иоанн Орнатский

14 июня 1990 года Поместным собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II был прославлен в лике святых великий пастырь и молитвенник Земли Русской - праведный Иоанн Кронштадтский. В своем дневнике отец Иоанн отмечал: «Истинный пастырь и отец своих пасомых будет жить в при­знательной памяти их и по смерти своей: они будут прославлять его, и чем меньше он будет заботиться о своем прославлении здесь, на земле, при своих усердных трудах во спасение их, тем больше просияет слава его по смерти: он и мертвый будет за­ставлять их говорить о себе. Такова слава трудящимся на пользу общую!». Эти слова, по мнению протоиерея Иоанна Орнатского, исполнились в первую очередь на самом батюшке - истинном пастыре, потому, как и после смерти своей заставил он паству свою - духовных детей - говорить о себе, жить по его заветам и тем проявлять признательную память о нем. Прославлению батюшки служит также сборник «Воспоминаний о Кронштадтском пастыре», который мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Он вышел в свет в издательстве «Отчий дом» при содействии Иоанновского женского монастыря. 


Автор-составитель этой книги - протоиерей Иоанн Орнатский, священник Леушинского подворья в Петербурге, а затем священник и последний настоятель храмов закрытого в 1922 г. Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Как и его родной брат, священномученик философ Орнатский, отец Иоанн был ближайшим помощником, учеником и последователем Кронштадтского пастыря. Постоянно сослужа Батюшке в Леушинском подворье и в Иоанновском монастыре, он глубоко проникся духом произносимых отцом Иоанном проповедей и сохранил для нас значительную часть его позднейшего духовного наследия, опубликовав еще при его жизни тексты поздних проповедей Батюшки.

Составленные отцом Иоанном Орнатским страницы биографии Кронштадтского пастыря отличаются аб­солютной достоверностью именно потому, что в них нет ни грамма вымысла или домысла: все они написаны с одобрения самого праведного Иоанна. Открывает книгу «Житие и труды приснопамятного протоиерея праведника отца Иоанна Кронштадтского». Начиная рассказ от детских лет будущего пастыря, автор отмечает, что еще в годы учебы Иван Сергиев, «помышляя о Боге, о своем спасении, болел душою за тех, кто был далек от спасения. Он думал о язычниках, не просвещенных Христовым светом, не коснувшихся ризы Христовой. Он рвался к ним душой. Он хотел сам отправиться к ним в глубь Сибири или в далекую Америку, чтобы позвать не ведающих Истинного Бога в светлое Царство Христово...»

«Но и в шумной столице он видел, что просвещенные уже светом Христовым забыли Бога и сделались дикарями; он видел, что «дикари» Петрограда (в котором он жил) знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии. Он хотел помочь и этим забывшим Бога людям. Ему стало казаться, что лучше остаться среди этих городских язычников из христиан». «С первых дней своего высокого служения Церкви отец Иоанн поставил себе за правило: сколь возможно искреннее относиться к своему делу, пастырству и священнослужению, строго следить за собою и своею внутреннею жизнью. Постоянно читая Священное Писание, отец Иоанн вел дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями и свои благодарные чувства за избавление от искушений. С первых дней священнослужения отец Иоанн совершал Божественную литургию в высоком молитвенном настроении». 

Кроме того, отец Иоанн неустанно проповедовал в храме и домах, «куда приглашали с требой», о любви и милосердии к бедным, о сострадании в их горькой доле, по жребию судьбы Божией доставшейся им. На алчущих и жаждущих, нагих и оборванцев, больных и измученных бедностью он смотрел как на совершенных людей и имеющих право по законам природы требовать все полезное и необходимое для жизни человека, а потому и обращался всегда с просьбой к имеющим достаток уделить от своих избытков для бедняков и улучшить их положение. Он говорил вместе со Златоустом: «Избытки богачей достояние бедняков; для того Господь оставил бедняков, чтобы богачи милостию к бедным заслужили себе милость от Господа». Сам Господь Иисус Христос милостивых к бедным назвал блаженными: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).

Бедняков, алчущих и жаждущих, нагих, больных и за­ключенных Господь назвал Своими меньшими братьями и сказал: Истинно говорю вам: что вы сделали одному из бедняков бра­тьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Отец Иоанн имел попечение о бедных как о себе самом и о своих братьях по­тому, что он и сам, бывший бедняк, испытал долю бедности, а по­тому и старался улучшить положение бедняков, и Господь помог ему воздвигнуть в Кронштадте Дом трудолюбия для бедняков, который явился образцом в России в 1882 году и в настоящее время имеет при себе до 25 благотворительных учреждений. Как отмечает автор, в жизни отца Иоанна мы видим труд и труд без конца; уроки детям и юношам в гимназии; кругом - тысячи бедняков; преступ­ное население Кронштадта: пьяницы, блудницы, нищие, безработные; и среди всего этого ежедневное Богослужение, служе­ние по домам, с двух часов ночи до глубокого вечера». Вот лишь несколько слов из «Жития», составленного отцом Иоанном Орнатским.

Вслед за ним, автор книги знакомит читателей с избранными страницами дореволюционного издания «Кронштадтский Пастырь». Задумывая этот журнал, «соименный достохвальному пастырю», его редакция предполагала, что будет он «носителем того же света Христова, распростра­нением мыслей, советов приснопамятного Батюшки, воспоми­наниями о нем, сообщением о различных знамениях милости Божией по его молитвам вблизи дорогой могилки и в других ме­стах, - он будет вносить святую радость в сердца верующих, и этой радостью освещать им трудный и скорбный путь христи­анской жизни по заповедям Христовым, по учению Святой Пра­вославной Церкви». По словам издателей журнала, «отец Иоанн был твердым оплотом Православия в наши лукавые дни, и никакие волны неверия, нечестья и развращения, врывавшиеся в Россию с иноверного Запада через Петербург, а отчасти и через Кронштадт, для него не были страшны». Поэтому и зазвучал его голос со страниц «Кронштадтского Пастыря», и по кончине благодатного батюшки.

Продолжают настоящую книгу проповеди отца Иоанна, записанные автором-составителем со слов самого праведника. Предваряя это собрание, отец Иоанн Орнатский пишет: «Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, по примеру Пастыреначальника Христа, ежедневно поучавшего народ, почти каждое служение Божественной литургии сопровождает назидательным словом. Многие из этих слов записаны им и напечатаны, но еще более таких, которые в печати не появлялись, так как высокочтимый пастырь чаще говорит с церковного амвона импровизацией, то есть без предва­рительного приготовления и записывания проповеди. Просвещенный светом Христова учения и молитвою, умудренный долгим житейским опытом и духовною борьбою, он без затруднения износит из богатой со­кровищницы своего облагодатствованного ума и сердца драгоценные наставления, являя собою, несмотря на преклонный возраст, лучший пример пастырской ревности и усердия в сеянии Слова Божия.

Имея счастье нередко служить с отцом Иоанном, и наблюдая благо­творное действие его поучений на слушателей, с великим усердием внимающих словам высокочтимого пастыря, я, - говорит Орнатский, - пришел к мысли после Богослужения приблизительно воспроизводить эти поучения и печа­тать, за что иногда слышал одобрение как от самого отца Иоанна, так и от других лиц. Теперь я решаюсь издать эти поучения отдельною книжкою в уверенности, что благочестивые читатели найдут в ней на­зидательное и душеполезное чтение в минуты досуга. Большинство этих поучений были произнесены в основанном отцом Иоанном Иоанновском женском монастыре в г. Санкт-Петербурге, а некоторые - в других церквах столицы в 1902-1906 годах». Эти проповеди, издание которых было одобрено самим кронштадтским пастырем, вы найдете на страницах данной книги.

Заставка - history-doc.ru


Отец Иоанн Орнатский был в числе учредителей Санкт-Петербургского Общества в память великого Кронштадтского молитвенника; основной целью этого Общества было осуществление в жизни высоких заветов Батюшки. Общество вызвало появление отделений во многих городах России. Протоиерей Орнатский в 1912 году стал бессменным редактором основанного Обществом всероссийского еженедельного журнала «Кронштадтский Пастырь». Трагическая гибель в 1937 г. оборвала жизнь отца Ио­анна Орнатского, а годы богоборческой власти погубили большую часть его духовного наследия. Редакция, отдавая дань памяти этому подвижнику веры, публикует часть его трудов, в числе которых и «Воспоминания о Кронштадтском  пастыре».  


Телеканал "Союз"