Война и Библия

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Война и Библия
  • Автор книги: святитель Николай Сербский

М.: Сибирская Благозвонница, 2021. — 286 с.


В 1927 году в американском городке Уильямстаун представители многих земных рас и народов собрались на конференцию, на которой с человеколюбивой заботой велась дискуссия о возможности мира среди людей. Участвовал в этой конференции и святитель Николай Сербский, в ту пору епископ Охридский, посвятивший впоследствии участникам мероприятия сочинение «Война и Библия». В нем автор размышляет о войне в свете Священного Писания, и предполагает, что во время затишья на это произведение будут смотреть с равнодушием, но в годину военных потрясений станут искать и читать с пониманием. Это произведение святителя, вышедшее в свет в издательстве Сибирская Благозвонница, мы и предлагаем сегодня вашему вниманию


1. Святитель Николай (Велимирович) является одним из известнейших епископов, проповедников и мыслителей Сербской Православной Церкви. Прославленный в 2003 году в лике святых, он стал хорошо известен русском читателю. Произведения сербского Златоуста все больше переводятся на русский язык и пользуются заслуженной любовью. Прожив долгую жизнь, полную испытаний и скорбей, но вместе с тем и радостей в Боге, святитель Николай оставил после себя богатейшее духовное и литературное наследие. Оно насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых - жемчужины мировой православной книжности. И одно из них – это «Война и Библия».

2. Это сочинение было написано святителем в 1932 году, между двумя Мировыми войнами, и посвящено оно отношению христианства к войне. Почему государства воюют между собой? В чем главная причина любой войны? Эти и другие вопросы еще в прошлом веке волновали святителя Николая — бывшего военного священника, а впоследствии — епископа Охридского и Жичского. Когда разразилась первая мировая война, иеромонах Николай находился на боевых позициях: исповедовал и причащал сербских солдат, укреплял их проповедью. Всё свое жалование он перечислял на нужды раненых (до самого конца войны). Спустя годы, находясь уже в сане епископа, владыка решил проанализировать причины вооруженных конфликтов. Свои исследования и прогнозы он обосновал с точки зрения Слова Божьего.

3. Рассказ в книге идет от некоего балканца, который находился в числе тех людей, что прибыли на конференцию, а после собрались на палубе парохода, совершающего рейсы между Нью-Йорком и Бостоном. Глядя на возвышающиеся над городом небоскребы, которые местные жители называли «наши вавилонские башни», и на самолеты, летающие над этими башнями, путники затеяли спор о войне. К ней, по мнению собеседников, готовились и «коммунистическая Россия», и «английская и японская монархии»; и «американская и французская республики». В ходе спора один из присутствующих, по имени генерал Кларк, заметил, что «война как-то связана с глубоким и незримым корнем нашей жизни на земле, а потому, вероятно, лишь религия могла бы сказать об какое-то веское слово».

4. Затем генерал спросил у балканца: «существует ли где-то в мировой литературе какое-либо другое и лучшее истолкование мистерии войны, чем то, которое дал, скажем, Макиавелли?» На этот вопрос балканец ответил так: «Да ведь есть библейское объяснение, всецело противоположное мнению Макиавелли». И тогда генерал попросил балканца, изложить учение о войне, какое ему известно и какое представляется ему единственно верным и истинным. Эта беседа, которая велась во время прогулки по Бостонскому заливу в августе 1927 года, и записана на страницах этой книги. О том, как проходили приготовления к войне, автор описывает в разделе «Вооружение», где указывает на факты, свидетельствующие о том, что мир находится перед новой войной.

5. Перечисляя эти факты, от лица мудрого балканца он отмечает, что «даже сама красноречивая пропаганда мира многим служит к осуществлению военных целей. Таким образом, - говорит автор, - в наши дни еще раз сбывается слово пророка: Говорят: «мир, мир!», а мира нет (Иер. 8, 11). О мире ныне твердят так много не потому, что он налицо, а потому, что он в опасности. Ведь и о честности не бросают лишних слов и о здоровье не сетуют, пока то и другое есть и множится. Неужто Вы как военный, - обращается балканец к генералу, - не замечаете, что многие речи о мире служат лишь прикрытием стратегии милитаризма? Говорят: «мир, мир!», а мира нет!» И действительно, - заключает он далее, - не было у нас мира после окончания Мировой войны».

6. Затем автор говорит о причинах будущей войны, и главной из них он называет «отпадение людей от Бога и Божиего Закона». Приведем три вывода святителя: во-первых, причины будущей войны заключаются в отступничестве от Бога и идолопоклонстве христианских народов и их вождей; во-вторых, причины эти тождественны причинам войн, от которых страдал и погиб Израиль, бывший некогда солью и светом мира. И, в-третьих, эти причины должны быть быстро уничтожены покаянием и возвращением к Богу. А еще автор пишет: «От качества нашего мира зависит, будет или не будет война. Если в мирное время наша жизнь будет угодна Богу, то, конечно, войны не будет. О, если бы это было так! Но мир без Бога есть колыбель войны. В мире плодятся и растут бациллы войны, а когда они размножатся и вырастут, то война неизбежна. Хотят ее или нет — она неминуема…»

7. Эти выводы были сделаны святителем на основании изучения Библии, потому как нет ни одной книги на свете, где было бы описано столько войн с объяснением их причин. В Библии собраны и проанализированы результаты огромного человеческого опыта. Печального опыта непрестанного отпадения от Бога. В качестве аргументов автор приводит яркие эпизоды из Библии. Так, например, все, кто хоть немного знаком с историей Ветхого Завета, знает, что история рода человеческого на земле была начата братоубийством из зависти, злобы и лжи. Эти страсти, по словам сербского святого, являются поджигателями Мировых войн.

8. «Первая человеческая кровь, - пишет автор, - злодейски пролитая на земле, была кровью брата. Это показательно в применении ко всем преступлениям одного человека над другим вплоть до конца истории. И последняя человеческая кровь, которая прольется на земле, - по словам святителя, - вновь будет кровью брата». Так, исследуя Писание, святитель Николай Сербский отвечает на многие важные вопросы, и в частности говорит о том, что исход каждой войны решает Бог и что все древние и современные войны можно понять и объяснить лишь в свете Библии.

***

Святитель Николай Сербский, которого прп. Иустин (Попович) назвал «величайшим сыном сербского народа после святого Саввы Сербского» - это яркая и масштабная личность в новейшей истории Балкан. 19 мая 2003 года на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви он был прославлен в лике святых. Определением Собора память святителя совершается 18 марта (в день упокоения) и 3 мая (в день перенесения мощей). Современники называли проповеди епископа Николая «небоотверзающими» и говорили, что «со времен святого Саввы сербская земля не знала пастыря такой интеллектуальной и нравственной силы». Все духовные произведения святителя наполнены проповедью Слова Божия. Примером тому служит и эта книга.

Телеканал "Союз"/У книжной полки