Хорошо вместе!

Автор: Романова Ирина Все новинки

Война и любовь

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"

"Единство,- возвестил оракул наших дней,-

Быть может спаяно железом лишь и кровью..."

Но мы попробуем спаять его любовью,-

А там увидим, что прочней...


Так в сентябре 1870 года наш русский поэт Федор Иванович Тютчев ответил Отто фон Бисмарку, пожелавшему объединить Германию «железом и кровью». И в результате, благодаря деятельности «железного канцлера», в 19 веке появилась единая Германия, вобравшая в себя большую часть немецкого народа. В тоже время Бисмарк всегда считал, что «Германия непобедима до той поры, пока не столкнулась с Россией», и призывал своих последователей быть мудрыми, и «никогда не трогать русских». Однако его слов не послушали ни император Вильгельм 2, ни Адольф Гитлер, пожелавшие «железом и кровью» завоевать русский народ. Но, народ, спаянный любовью и верой, нельзя победить. Об этом свидетельствует митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин) в своей книге – «Война и любовь». Эта книга вышла в свет в издательстве Отчий дом и заняла свое место на нашей книжной полке.

***


Прежде всего, скажем несколько слов о самом авторе. Глава Мурманской митрополии, владыка Митрофан (в миру Алексей Васильевич Баданин) родился 27 мая 1953 года в городе Ленинграде. В 1976 году окончил Высшее Военно-морское командное училище и в звании лейтенанта ВМФ убыл на службу на Северный флот. С 1979 года служил в должности командира корабля и в дальнейшем командовал кораблями различных классов. С 1988 года на штабной работе. В 1992 году окончил Военно-Морскую академию им. Адмирала Кузнецова. В 1997 году демобилизовался по сокращению в звании капи­тана 2 ранга. В 2000 году принял монашеский постриг с именем Митрофан и рукоположение в священный сан. Автор многих книг и публикаций по богословию, истории Крайнего Севера и проблематике агиографического наследия Церкви. Кандидат богословских наук, член Союза писателей России.

Являясь потомственным военным моряком, владыка Митрофан посвятил эту книгу своим родным, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны. Ее главная мысль — зло и кровь войны побеждаются великой силой любви тех, кто защищал свою родину и близких от захватчиков и тех, кто ждал своих любимых с фронта. Кроме того, автор касается важнейшего жизненного вопроса, который, так или иначе, временами встает перед человеком. Как в условиях тяжелейших, трагических, жестоких обстоятельств жизни сохранить свою душу неповрежденной, как не дать очерстветь сердцу, как удержать в себе внутренние ориентиры добра и любви? На примере судеб близких ему людей, автор предлагает единственно возможное решение этого важнейшего вопроса жизни человека.

В предисловии книги, автор, вспоминая слова Тютчева о единстве, спаянном или на крови, или на любви, отмечает что «в этом противопоставлении, сокрыта очень большая проблема. Либо «железо и кровь», которые безраздельно царили в про­шлой человеческой истории, созидая языческие цивилизации древ­ности, либо «любовь», всевластие которой возвестил пришедший в мир Спаситель, явив ее как единственную силу, открывающую перед человеком блаженные миры «жизни будущего века». Так получилось, - пишет владыка Митрофан, - что двое дорогих мне людей в полной мере стол­кнулись с этой страшной дилеммой жизни и смерти. Два русских воина приняли беззаконные законы войны и пропустили их сквозь свои сердца. Это мой отец, Василий Алексеевич Баданин, и мой тесть, Иван Михайлович Иванченко».

Далее владыка рассказывает: «Иван Михайлович был значительно старше моего отца. Командир роты старший лейтенант Иванченко 24 июня 1941 года уже принял первый бой на западе Белоруссии. Отцу же «призывные» восемнадцать исполнились лишь в сорок третьем, и он, совсем еще мальчишка из глухой вологодской деревни, вдруг оказался на фронтах непомерно страшной Великой Отечественной войны. Воевал сержантом, командиром отделения взвода артиллерийских разведчиков на 1-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах. Сейчас, - признается автор, - когда отца уже нет, мне подчас бывает очень горько от того, что я так и не смог, как бы это дико ни звучало, породниться со своим отцом. Не сумел понять его глубинную трагедию и тяже­лейший внутренний разлад, порожденный теми фронто­выми годами, да и многими последующими трагическими обстоятельствами его службы на подводном флоте».

Как пишет автор, «после войны, по окончании Военно-морского училища, его отцу выпало служить на опыт­ной лодке нового проекта 615. Это была первая попытка соз­дать подводную лодку с так называемым единым двигате­лем. Лодка-эксперимент была создана с целью, добиться работы одного типа двигателя (в данном случае дизеля) в надводном и подводном положении. Однако весьма скоро за этими лодками закрепилась дурная слава, и на флоте их стали называть «зажигалками». Одним из самых крупных (и так и не преодоленных) недостатков подводных лодок проекта 615 была их крайне высокая взрыво- и пожароопасность. Это было связано с тем, что энергоустановки этой лодки работали в газокислородном замкнутом цикле. В период испытаний, непрерывно происходивших на М-254, как на головной лодке серии, регулярно возникали пожары и «небольшие взрывы», или, более оптимистично, «хлопки» в машинных выгородках. На лодках этого проекта в режиме постоянных испытаний и доработок отец прослужил шесть лет».

В свое время Алексей Баданин уговорил отца написать воспоминания о пере­житом. Надо сказать, - говорит владыка, - что он заго­релся этой идеей и наряду с завершением своей замечательной книги «Подводные лодки с единым двигателем» писал и свои воспоминания. Пока был жив, он все время откладывал на потом вручение мне этой рукописи, говоря, что сам прочитает ее при нашей будущей встрече, настоя­щей и важной. Но, увы, этой встречи так и не случилось. Ее тогда и не могло быть. Надеюсь, - пишет автор, - она происходит сейчас, когда я пишу эти строки. В те же давние годы беспечной юности мы все, казалось бы, явля­ясь родственниками, тем не менее были глубоко одиноки и жили сами по себе. Это все та же мысль, с кото­рой мы начали разговор о том, чем «скрепляется единство». И прошло немало лет, и было вдоволь испытано скорбей, пока мы в полной мере не осознали, что единство и подлинное родство созидается лишь Любовью в Святом Духе, ибо Он «есть любовь, и пребывающий в любви пре­бывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Едиными, родными, необходимыми друг другу нас делает лишь Господь, собирая рассеянных по «дальним странам» Своих «блудных сынов и дщерей». Когда я, - говорит владыка Митрофан, - позже читал записи отца, его рассказы о пережитой им войне, мне открылась тайна глубочайшей духовной травмы, что нанесли ему годы, проведенные на фронте. Как он ненавидел войну! Он весь содрогался и гнал от себя воспоминания о том жестоком времени, но так и не научился без боли возвращаться мыслями в те страшные дни и делиться «воспоминаниями ветерана». Я и раньше замечал, что те, кто фактически, по-настоящему, воевал, кто прошел эту страшную школу, очень не любят рассказывать о войне. Потому что война – это сплошные грязь, ужас и боль, замешанные на крови. Нормальный человек не может выжить на войне без последствий. Он должен стать ненормальным, боль­ным, духовно травмированным».

«Единственное лекарство от этого тяжкого недуга, - отмечает автор – это любовь. Самым действенным целительным средством, конечно же, была, есть и будет неисчерпаемая любовь Божия». Но все же, - пишет он далее, - как, в жестоких обстоятельствах войны защититься человеку от всевластия «железа и крови», как «скрепить любовью» свою душу и не дать ее разрушить? Что может тягаться с торжеством и всесилием смерти, правящей на войне? Господь, - говорит автор, - подарил мне эту удивитель­ную возможность близко узнать человека, который прошел три войны и остался исключительно чист, духовно здоров и полон неиссякаемой душевной доброты. Речь идет о тесте автора - Иване Михайловиче Иванченко. Лишь с годами я, - признается владыка Митрофан, - стал понимать уни­кальность этого примера всемогущей любви, которая торжествует даже в усло­виях тоталитарного ужаса и довлеющей идеологии безбожия XX века. И я увидел, как на деле «любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), даже грехи страшной военной работы». О том, как это происходит, автор рассказывает далее на страницах этой книги.

***

Эту книгу митрополит Митрофан (Баданин) посвящает не только своим родным, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны, но и всему военному поколению советских людей, многие из которых положили душу свою за друзей своих (ср.: Ин.15,13)  - и так исполнили Божию заповедь о любви. Сегодня, когда Великая победа 1945 года обесценивается в глазах современной молодежи, эта книга особенно актуальна. Мы, ныне живущие в тепле и добре, знаем о Великой отечественной войне только по фильмам, и забываем, какой ценой была завоевана победа. Вспомнить об этом, и молитвенно помянуть павших воинов, поможет читателям данная книга.


Телеканал СОЮЗ