Церковнославянский язык

Автор: Миронова Татьяна Все новинки

Возвращение к своему пути

  • Автор обзора: митрополит Климент (Капалин)
  • Книга: «Райские хутора» и другие рассказы
  • Автор книги: протоиерей Ярослав Шипов

М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. — 624 с.


У лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерея Ярослава Шипова есть рассказ «Неслучайность всего» (входит в сборник «Райские хутора» и другие рассказы» - прим. ред.).

Человек неверующий может считать, что ему в каких-то ситуациях повезло. Человек верующий знает: Господь помог. Первый может удивляться совпадениям, которые время от времени случаются, изумляться тому, как все само собой вдруг сложилось. Христианин знает, что это не простые совпадения, Господь его вел и ведет.

Отец Ярослав рассказывает о неслучайных совпадениях в своей жизни. Он пишет: «Однажды с вполне досужими интересами я забрался в глухой район на севере Вологодской области. Приобрел избушку, рыбачил, охотился. Помогал восстанавливать разоренный собор, стал священником и отслужил там четыре года. Впоследствии обнаружилось, что именно из этой глуши прибыли в Москву мои старинные предки. Правда, в ту пору земли тамошние были не заброшенными, а процветающими, но речь о другом: мне стало ясно, что если бы я по своему произволению переселился на какой-нибудь остров в океане, то и там отыскалась бы могилка четвероюродной бабушки».

Это величайшая милость Господа нам: оказаться в тех краях, где жили предки. Возможность увидеть ту местность, ту природу, строения (если городок или деревенька сохранились, не исчезли с лица земли…), где веками жил мой род. Еще большая милость – это предоставленный Богом удобный случай сделать хотя бы совсем немного для своей исторической малой родины, поучаствовать в восстановлении святынь, и того, что особенно и ценно для этого места.

Несколько поколений рода жили в каком-то селе или городке. Возделывали землю, занимались рукоделиями и ремеслами, вели хозяйство, растили детей и внуков. Но время идет, многое меняется. Кто-то уезжает в поисках лучшей доли, кого-то заставляют уехать обстоятельства. У кого-то не остается наследников. Начинает казаться, что прервался тот род, что нынешние далекие потомки этого рода понятия не имеют, уроженцами какой земли были их прадеды.

Но Господь приводит кого-нибудь из их потомков на малую родину, на землю, по которой ходили уже ушедшие из земной жизни предки. И это происходит отнюдь не случайно. Только на поверхностный взгляд может показаться, что все это – цепочка совпадений. А Господь приводит того, кто увидит щемящую красоту исторической родины, кто уже не сможет покинуть ее совсем, будет приезжать хотя бы время от времени. А будут и такие, кто для себя дом построит, надолго приедет или, возможно, насовсем. Но даже если новые постояльцы будут наведываться только время от времени – место все-таки уже все равно не остается заброшенным, жизнь не замирает. А еще Господь пошлет того, кто сможет принести сюда жизнь. Того, кому Он дал нужные способности, знания, навыки. Кто-то примет участие в восстановлении стоящего там полуразрушенного храма. Кто-то попробует заняться восстановлением дороги и другой инфраструктуры – чтобы можно было проехать в любую погоду, например. Кто-то посадит сад или заведет молочное хозяйство. Кто-то соберет материал и напишет книжку или статью про село. Другие сделают еще что-то иное благое и нужное. Где родился, так и пригодился, помните? На деле же получается, что человек обязательно «пригодится» не только в том месте, где сам родился, но и там, где родились и жили его предки.

Нередко человек не знает, где именно жил его прапрадед, кем он был. И не по своей невнимательности не знает: слишком сильно кружили вехи нашей истории, многое разметали, унесли без следа. Бывает и по-другому: человек сам по молодости и неопытности что-то не сберег, не сохранил, не узнал, не записал. Теперь жалеет, но прошлого не вернуть. И Господь помогает: приводит человека на землю, где жили его предки и дает возможность созидать, сохранять, беречь – возвращает к тому пути, который наиболее естествен, правилен для человека.

Отец Ярослав Шипов пишет и о других возвращениях: когда человек по каким- либо делам через много времени возвращается туда, где когда-то жил. Это бывает до точнейших совпадений. Зачем нам это нужно? Может быть, чтобы заново осмыслить прошлое, увидеть его по-другому, заметить доселе незаметные детали. Или для того, чтобы вспомнить, какими были раньше мы сами, о чем мечтали, чего хотели, к чему стремились. Может быть, чтобы увидели то, что сохранилось от прежних пор, и не только строений, а воспоминаний в душе о счастливом детстве. В рассказе протоиерея Ярослава Шипова это ива: десятилетия назад они с отцом привезли и посадили тоненький прутик. С тех пор изменилось многое. Нет уже того дома, где они когда-то жили, нет домов поблизости, а дерево, уже старое и разросшееся, еще стоит.

Бывает, что мы возвращаемся туда, где в былые времена учились или начинали трудиться. Возвращаемся не в качестве праздного любопытного человека, желающего просто посмотреть, а в ином качестве: мы снова можем здесь трудиться, но теперь наши возможности и жизненный опыт стали богаче и гораздо более значительным. О. Ярослав Шипов вспоминает, как в юности, думая о поступлении в медицинский институт, работал санитаром в больнице, а через десятилетия его, уже священника, вдруг пригласили освящать именно то отделение, в котором он когда-то трудился.

Господь возвращает нас в нужное место именно тогда, когда мы набрались сил, знаний и опыта, когда мы запаслись мудростью, выдержкой, терпением, внимательностью, когда наше творчество обрело солидность, чтобы мы могли пройти своим путем по-настоящему, потрудиться в полную силу во благо делу и людям, чтобы мы осознали не понятое ранее, но что уже можем вместить сейчас, чтобы делать такие дела, которые раньше были еще не по силам. В Священном Писании говорится: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16: 9). В этих словах Вечной Книги веет вселенским спокойствием и умиротворенностью, даже утешением – раз «праведных… души в руце́ Божией» (Прем. 3: 1), то незачем нам сильно переживать по поводу «так» или «не так» Господь нас направляет. Наша главная задача – это жить по заповедям Божиим, а все остальное по Его промыслу сложится как нельзя лучше. Что подтверждают слова из писем отца Иоанна Крестьянкина к своим духовным чадам: «Ибо от Него – только лучшее, только благое, только жизнь и временная и, тем более, вечная. Не ослабевайте в вере. Миром правит только Промысл Божий».

Вечерняя Москва