Времена созидателей

  • Автор обзора: Олег Добров

Карпов А.Ю. «Всеволод Большое Гнездо».
М., Молодая гвардия, 2019, 423 с.


Алексей Юрьевич Карпов – лауреат конкурса «Просвещение через книгу» 2019 года, номинант Патриаршей литературной премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 2016 года, русский историк, член Союза писателей России, автор таких книг в серии «Жизнь замечательных людей», как «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий», «Княгиня Ольга», «Александр Невский», «Батый», «Владимир Мономах». Его перу принадлежит также книга «Сказания русских летописей» и более сотни публикаций по истории России.

Вышедшее в серии «ЖЗЛ» жизнеописание великого князя Владимиро-Суздальского Всеволода Большое Гнездо – своего рода завершение трилогии ранее изданных автором биографий Юрия Долгорукого, отца князя Всеволода, и Андрея Боголюбского, его старшего брата.

Книга Алексея Карпова – не просто рассказ о трудах и днях человека, во времена правления которого (с 1176 по 1212) Владимиро-Суздальская Русь превратилась в могучее государство. От воли князя Всеволода зависела судьба княжеских столов в Новгороде, Галиче, Рязани, Киеве и других городах земли Русской. Вполне оправдано мнение о том, что именно тогда формировалась модель государственного управления, которая позже легла в основу Московского царства. 

Как справедливо указывает автор, сведения о тех временах, изложенные в летописях и позднейших хрониках, не всегда точны, а порой и противоречивы. Приходится использовать другие источники, в том числе и иноязычные. В этом смысле книга Карпова раскрывается как своего рода исторический детектив, когда исследователю приходится по крупинкам восстанавливать непротиворечивую картину событий тех лет, выявлять внутреннюю логику поступков, стараясь не впадать в соблазн оценки людей и их деяний с точки зрения морали нашего времени. 

Казалось бы – что современному массовому читателю жизнь и судьба правителя, отдаленного от нас чуть ли не тысячелетием? Но предоставим слово автору: «Долголетие правителя во все времена было фактором, существенно влияющим на политическую жизнь страны. Длительное нахождение у власти одного и того же лица – это прежде всего стабильность, отсутствие крутых поворотов в жизни общества, а если говорить об обществе средневековом, то в первую очередь отсутствие войн и междоусобиц, которыми чревата борьба за власть между наследниками усопшего государя. Если не считать короткого периода смуты 1174–1176 годов, то за сто с лишним лет существования Суздальского, а затем Владимиро-Суздальского княжества, с 1108 по 1212 год, в нем находились у власти три правителя: Юрий Долгорукий и двое его сыновей – Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Не в последнюю очередь благодаря этому обстоятельству княжество развивалось столь поступательно и динамично».

При Всеволоде Юрьевиче границы Владимиро-Суздальской Руси существенно расширились, при нем были выстроены во Владимире такие шедевры архитектуры того времени, как Дмитриевский, Успенский и Рождественский соборы, а также кремль-детинец.

Разумеется, Карпов видит и отрицательные стороны затяжного правления одного и того же лица: «С годами накапливается усталость, а чувство реальности и то, что называется политическим чутьем, напротив, притупляется. Приобретенный правителем колоссальный опыт оборачивается косностью, нежеланием принять меняющиеся правила игры, уверенностью в том, что все, что делалось прежде и делается теперь – единственно возможный алгоритм действий».

Тем не менее Алексей Карпов положительно оценивает деятельность князя Всеволода: «В памяти большинства людей – как живших до нас, так и наших современников – князь Всеволод Юрьевич остался прежде всего великим правителем, одним из создателей могучего Владимирского государства и родоначальником «Великого гнезда» русских государей».

Особое место в жизнеописании князя Всеволода занимает его отношение к своему небесному покровителю святому Димитрию Солунскому. Как известно, святой Димитрий во времена римского императора Максимиана был заточен в темницу, там же и казнен «копейным прободением». Алексей Карпов полагает, что во время своего пребывания в Византии князь Всеволод мог посетить Солунь и молиться у гроба святого. Более того, согласно некоторым летописям, часть реликвий святого Димитрия, а именно мироточащая «доска гробная» (копия?), была перенесена князем во Владимир на Клязьме. В наши дни она находится в местном ряду иконостаса Успенского собора Московского Кремля, перенесенная князем Дмитрием Донским в 1380 году.

Одним из достижений князя Всеволода является выстраивание непростых отношений с Византией. Как пишет автор: «В период своего наивысшего могущества, Андрей Боголюбский задумал создать во Владимире отдельную, самостоятельную от Киева митрополию, напрямую подчиненную Константинополю… Планы Всеволода Юрьевича так далеко не простирались. Но фактической независимости своей епархии от Киева он, в отличие от брата, добиться сумел».

Некоторая тяжеловесность слога присуща Алексею Карпову как историку, специалисту, погруженному в предмет его изучений и изысканий, но при этом ему удается пройти по тонкой грани общепонятной беллетристики и научной обстоятельности. Поэтому книгу можно смело рекомендовать и для массового читателя, и для любознательных учащихся – мощный аппарат примечаний и приложений не позволит запутаться в именах и смыслах.

Книга «Всеволод Большое Гнездо» – несомненная удача Алексея Карпова, сумевшего передать дух эпохи, эпохи, когда русские князья, несмотря на взаимные противоречия и усобицы, строили города и храмы, созидали основы кристаллизации будущей Великой Руси.