Время "безгрешных"

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Время "безгрешных"
  • Автор книги: Качан Эдуард

Грешат все, и верующие, и неверующие. Однако разница все же есть. Верующие люди об этом знают и стараются бороться с собой и своими злыми привычками. Неверующие же искренне думают, что грехов у них нет. Этим людям и посвящена книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Что такое грех? Почему грешить плохо? Можно ли быть счастливым, делая зло? Все ли равно, как верить? Есть ли Богу дело до содержимого нашей тарелки? Хорошо ли для верующего жить как все? Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете, прочитав книгу Эдуарда Качана - «Время "безгрешных"», вышедшую в свет в издательстве Сибирская Благозвонница


1. О чем эта книга? Как пишет в предисловии автор, к сожалению, у каждого воцерковленного православного христианина есть друзья и родственники, далекие от Церкви Христовой. Они искренне не понимают, почему их уверовавшие близкие так старательно зовут их туда. Сбывается слово Господа, впервые сказанное через пророка Исаию и после многократно в Святом Писании повторенное. Огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Но кто не хочет быть исцеленным? Да тот, - говорит автор, кто не считает себя больным! Тот, кто весь с ног до головы в грехах, но совсем не видит этого.

2. Верующий человек, конечно, тоже грешен, но он хорошо знает об этом и молит Господа об исцелении. Это значит, что у него есть надежда освободиться от своих греховных напастей. А у неверующего? Здесь шансов довольно мало, потому что нельзя вылечиться от тяжкого недуга, не лечась... Господь сказал: Если не уверуете в Меня, то умрете во грехах ваших. А потому тот, кто не прибегает ко Христу, к сожалению, рискует так никогда и не исправиться. Эта книга, по словам автора, написана для того, чтобы с ее помощью воцерковленные христиане попытались достучаться до своих невоцерковленных близких и рассказали им о грехах. Что такое грех, почему он крайне опасен, какие бывают грехи и что нам делать, если мы все-таки решили от грехов избавляться, - на все эти вопросы автор попробовал найти простой и понятный ответ.

3. Первым делом, Эдуард Качан рассказывает о том, когда началось время «безгрешных» (в кавычках). А началось оно ещё в Раю, когда согрешили наши прародители, Адам и Ева. Они первые не признали свой грех, но нашли себе оправдание, обвинив друг друга и Бога. И как говорит автор, и мы таковы, как и наши прародители. Мы грешим, грешим много и постоянно, но в своих собственных глазах остаемся безгрешными, чистыми, праведными. В своих проступках мы обвиняем людей, обстоятельства, Самого Бога, но только не себя. И конечно же, грешим снова, снова и снова, так как невозможно исправиться тому, кто уверен в том, что не нуждается в исправлении. Не пойдет к врачу тот, кто уверен, что вполне здоров.

4. Для того, чтобы понять, что человек заражён грехом, нужно разобраться, что такое грех? Об этом автор пишет: Однажды преподобный Ефрем Сирин сказал: «Перетряхиваешь дорогие одежды, какие у тебя есть, чтобы предохранить их от моли; а грех, эту моль, которая точит душу, никогда не отрясаешь». По мнению автора, это прекрасное определение греха. Грех - это то, что точит душу человека, как моль, которая подтачивает дорогую одежду. Подтачивает мало-помалу, но постоянно и настойчиво, превращая ее в дырявый и никуда негодный хлам. Бог говорит нам: не греши, не делай того и сего. А мы делаем. И кому наносим рану? Богу? Heт самим себе.

5. Автор предлагает читателю представить такую картину: зима, мама ведет мальчика за руку и говорит: «Не ходи на речку, лед еще тонкий. И я слышала, что соседский Пашка подбивал тебя дотронуться языком до металлической ручки. Ни в коем случае этого не делай!» Если мальчик послушается маму, то кому он сделает лучше? Да себе и сделает, потому что избежит больших бед! А если не послушается? Пойдет на речку и провалится в ледяную воду? Или дотронется языком до ручки, да и прилипнет к ней? Кому он сделает хуже? Маме? Да нет же - себе, и только себе, хуже сделает! Так и Господь дает нам заповеди: не убий, не кради, не лги и так далее. Дает потому, что жить по заповедям нам полезно. Если мы Его слушаемся, то кому делаем лучше? Да себе, конечно! А если не слушаемся? Если нарушаем их снова и снова? Кому от этого хуже? Нам же и хуже, потому что это мы раним свою душу по сотне раз на дню!

6. Но, как отмечает автор, людям зачастую неприятен этот разговор, увы! Как мало вокруг воцерковленных христиан, то есть тех, кто всерьез пытается выстроить свою жизнь согласно учению Церкви! А зачем вообще нужно говорить о гpexax? - спросит читатель. Отвечая ему, Эдуард Качан предлагает задуматься вот над чем. Люди, которые всю жизнь старались искоренять в себе малейшие росточки греха, себя безгрешными вовсе не считали. Например, один из египетских монахов, авва Матой, говорил, что чем ближе человек к Богу, тем более сознает себя грешником. Удивительный парадокс: тот, кто о Боге вообще никогда не думает, считает себя безгрешным. А человек, вся жизнь которого - попытка угодить Богу, приблизиться к Нему, считает себя не просто грешником, но большим грешником.

7. А дело тут, - продолжает свою мысль Эдуард Качан,  наверное, вот в чем. Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы, - говорит апостол Иоанн (1 Ин. 1, 5). Значит, тот, кто не пускает Бога в свою жизнь, ходит во тьме. Ведь когда нет света, мы не можем ничего увидеть, поэтому и не можем понять, грязны мы или чисты. Но вот появился свет и осветил все вокруг. И человек увидел: вокруг так много красивого, но я-то! Весь в греховных пятнах, весь покрыт греховными язвами! И чем больше света, тем эти пятна отчетливее, рельефнее! Думается, именно поэтому долгие годы шедший к Богу авва Матой прекрасно видел свои грехи, очень о них скорбел и изо всех сил пытался от них очиститься. Вот почему разговор о грехах нужен, разговор о грехах важен.

8. К счастью, у каждого человека есть возможность всмотреться в свою греховность. И для этого у нас есть такое зеркало, в котором мы можем разглядеть не тело, но душу. Подойдем же к нему поближе. Что это за зеркало? Это Заповеди Божьи. Пока не всмотришься в заповеди Божьи, не сможешь понять, правильно живешь или нет. Давайте примерим на себя заповеди Господни, говорит автор, и увидим, какими именно нас видит Бог.

***

Великий проповедник христианства апостол Павел для Иудеев... был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона - об этом говорит нам его первое послание к коринфянам. Он был таким, чтобы зажечь пламенем веры сердца и тех и других. Имея перед глазами такой блистательный пример, Эдуард Качан счел возможным порассуждать на важнейшие темы греха и борьбы с ним в простом, разговорном стиле, чтобы книгу мог прочитать и понять любой невоцерковленный человек. Но автор надеется, что и воцерковленные православные христиане смогут почерпнуть из нее нечто полезное.

Телеканал "Союз"/У книжной полки