Церковнославянский язык

Автор: Миронова Татьяна Все новинки

Всегда ищите добра

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"

Чтение Священного Писания в Церкви на богослужениях — важное и волнующее действие совместного принятия Слова Божьего всеми собравшимися в храме. Чтение Писания сопровождается проповедями, призванными объяснить прихожанам общий смысл прочитанных отрывков, напомнить основные вероучительные истины и затронуть актуальные проблемы церковной жизни. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник самых глубоких и душеполезных проповедей на воскресные апостольские чтения, произнесенных в киевских храмах прп. Агапита Печерского и свт. Луки Крымского в 2013-2014 гг. алтарником, миссионером и писателем Сергеем Комаровым, учеником и духовным чадом протоиерея Андрея Ткачева, благословившего и вдохновившего автора на этот труд. Об этой книге – далее в нашей программе.


  1. Книга Сергея Комарова «Всегда ищите добра. Как жить по вере в согласии с учением Христовым. Избранные проповеди и толкования на апостольские чтения года» вышла в свет в издательстве Эксмо и является плодом многолетнего труда по изучению и проповеди Писания Нового Завета. Книга апробирована, поскольку родилась не столько в каби­нете, сколько на амвоне. Она последовательна, поскольку охватывает весь круг годовых воскресных чтений. По словам протоиерея Андрея Ткачева, эта книга рождена из желания извлечь светильник из-под стола и по­ставить его на подсвечник, чтобы все, приходящие в дом, видели свет.
  2. Прежде всего, надо сказать, что книги «Деяния святых апостолов» и «Послания святых апостолов» составляют одну богослужебную книгу - «Апостол», размеченную на фрагменты - зачала - и содержащую указания на порядок их чтения в течение года. Так вот, чтение Апостола, как отмечает отец Андрей, - это необходимое условие совершения ли­тургии. Членам Единой Святой и Апостольской Церкви непре­менно нужно перед принесением и вкушением Евхаристии слышать вновь и вновь нечто из слов учеников Христовых. Но чтение и слышание — еще не конец и не цель. Это только начало. Цель — усвоение смысла прочитанного и услышанного. А дальше — проведение смысла в жизнь, в основание повсед­невной практики.
  3. С этой точки зрения, по словам отца Андрея, - учение Апостолов в корпусе книг Но­вого Завета имеет ценность, превосходящую всякое разуме­ние. Но толковать Апостол тяжело. Мало того что тяжело. Непривычно. Круг евангельских чтений повторяется каждый год вот уже много подряд столетий. Хождение по водам, умножение хлебов, исцеление прокаженных, воскрешение сына Наинской вдовы... Иной священник тяжко задумается: «Что еще людям сказать о том, что я уже год за годом и так объясняю?» Тут бы и обратиться к толкованию воскресного Апостола. Но добродетель, — как говорил Серафим Саровский, — не груша. Ее сразу не съешь. К толкованию Апостола подступиться куда сложнее, чем к размышлениям на темы евангельской исто­рии.
  4. И вот — в страхе стоят многие пастыри перед неистолкованными текстами; голодный духовно стоит народ, слышащий слово Божие, но не усваивающий Его пользу из-за отсутствия внятного научения. «Все беды от незнания Писаний», – часто повторял Златоуст. А незнание Писаний не из-за того ли, что не звучат поучения, объясняющие Писания? Нет проповеди, нет и знания – и именно по неведению наше общество совершает тысячи грехов. Тех грехов, которых могло и не быть, если хотя бы церковные люди были просвещены. Поэтому предлагаемая вашему вниманию книга призвана хоть в малой мере восполнить этот пробел, напомнить о роли апостолов в христианском просвещении, объяснить читателю их послания.
  5. Как отмечает автор в первой главе, Книгу Деяний Церковь открывает с наступлением Пасхи, и затем она сопровождает нас в течении попразднства. Почему же именно эта книга и никакая другая? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, мы, по словам автора, получим, рассмотрев сам текст Деяний. Для этого возьмем пасхальное апостольское зачало: первые восемь стихов из Книги евангелиста Луки Деяния Святых Апостолов. «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян. 1:1). В церковнославянской Библии переведено точнее: «Первое убо слово сотворих о всех, о Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити». «Первое слово», о котором говорит Лука, есть его Евангелие, в котором он написал о том, «яже начат Иисус творити же и учити».
  6. Обратите внимание: Иисус начал творить и учить, а кто же продолжил? Продолжила Церковь, «которая есть Тело Его» (Еф. 1:23), и Она же будет продолжать это служение до конца времен. Дела и учение Церкви есть продолжение дел и учения Христовых. Творит ли Церковь милостыню – это благотворит Христос; священнодействует ли Церковь – Христос совершает Таинства; учит ли она – говорит устами Христовыми. И вот мы уже видим ответ на наш вопрос о Книге Деяний. В пасхальные дни эта Книга читается потому, что начавшиеся в ней события продолжаются и сейчас. Вознесение Господне, которым заканчивается Евангелие и начинаются Деяния, полагает конец евангельской истории и дает начало истории церковной.
  7. Деяния, - это, как отмечает автор, - условно говоря, неоконченная Книга. В конце ее нет слова «аминь». Все мы являемся ее участниками, продолжающими Христово дело. И подобно тому, как дверца Ноева ковчега перед концом первого мира была закрыта Богом, так и «аминь» нынешней мировой истории скажет Сам Христос. В следующей главе этого издания автор говорит о важности проповеди. Служение проповедника, - отмечает он, - есть служение исключительное, насколько высокое, настолько же и трудное. Библия воспевает проповеднический труд. «Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10:14–16).
  8. Апостол Иаков пишет: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19–20). Таким образом, люди, имеющие способность и желание говорить о вере, высоко оценивались как апостолами, так и самим Господом. Да и в наше время, отмечает автор, хорошее слово проповеди на вес золота. Прежде всего, потому, что говорить о вере – дело нелегкое. К проповедованию нужно готовиться долгие годы, много читать и постоянно оттачивать искусство речи практически. Но именно это тяжелое церковное послушание миссионерства и катехизации есть едва ли не самое актуальное. Но именно к этому послушанию призван автор этой книги.

*** 

По словам протоиерея Андрея Ткачева, «в слове Божием встречаются философские термины. Зна­чит, нужно знакомство с историей философии. Слово Божие звучало в конкретные исторические эпохи. Значит, нужно близко знакомиться с историей. Слово Божие оспаривается врагами веры. Значит, нужна апологетика. А кроме того, апо­столы ныряют на великую глубину, чтобы извлечь жемчуг смысла. Значит, надо и нам нырять на глубину. Нырять, но не тонуть. Нырять и извлекать из глубин Писания бесценные со­кровища». Современных по­пулярных книг на данную тематику чрезвычайно мало, поэтому настоящее издание не только будет интересно любому церковному человеку, желающему разобраться в смысле прочитанного за Литургией текста, но послужит пособием проповеднику, готовящемуся говорить слово, по апостольскому зачалу


Телеканал "Союз"