«Всенощная»

  • Автор обзора: Минаева Мария

М.: Вольный Странник, 2023. — 144 с., ил.


Вслед за замечательной книгой «Литургия», о которой я писала здесь, в издательстве «Вольный Странник» вышла «Всенощная». Это издание для детей и взрослых с текстом и пояснениями к вечерней службе. Комментарии составила Анна Сапрыкина – филолог, кандидат педагогических наук и мама семерых детей. А замечательные иллюстрации создала художник Ирина Шарикова. Получилось удивительно красочное и полезное пособие, которое раскрывает смыслы всенощного бдения и показывает его красоту.

Часто родители, зная, как важно вводить ребенка в церковную жизнь, оказываются перед проблемой: а как это сделать? Семья приходит в храм на службу, прикладывается к иконам и мощам, ставит свечи, участвует в таинствах. Но многое остается непонятным. Почему священник выходит то через царские врата, то через боковые двери? Зачем на литии освящают хлебы, масло и вино? В чем смысл песнопений?

Разобраться в этом непросто и взрослому – особенно если он не поет и не читает на клиросе, не помогает в алтаре или за свечной лавкой. Ребенок же многое принимает как данность, но вникнуть в смысл без помощи, без объяснений точно не сможет. Без осознанного узнавания есть риск заформализовать пребывание в храме, потерять внутреннее ощущение значимости каждого момента службы.

Книга «Всенощная» бережно ведет читателя через всю ткань богослужения, раскрывая каждый его эпизод. По ней можно следить за ходом вечерни и утрени, читать пояснения, рассматривать картинки и сравнивать их с тем, что окружает нас в храме. Издание это поможет сделать богослужение понятнее, а если мы ходим в храм давно – свежим взглядом посмотреть на привычное, восхититься его красотой и глубиной, осознать значение действий, песнопений, возгласов.

Расскажу о замечательных находках, которые использовала составитель книги.

Текст и структура службы

Книга содержит текст всенощного бдения, ориентированный на субботнюю службу накануне воскресной литургии. На полях, слева от молитв, размещены пояснения непонятных слов. Это удобно, особенно для детей, читательский навык у которых еще не до конца сформировался. Не нужно отвлекаться от текста, искать определение внизу страницы или пролистывать книгу в конец, где часто помещают словарик. Достаточно просто перевести взгляд и посмотреть слово рядом, на полях.

Следя за службой по тексту в книге, читатель видит и структуру всенощной: составитель позаботилась о том, чтобы объяснить, как называют молитвы и что они обозначают. Картинки и краткие комментарии помогают понять и усвоить эти моменты. Например, есть объяснение того, что такое светильничные молитвы, каков состав шестопсалмия и с каким временем совпадало в Древней Церкви Великое славословие. Но сведения эти даются не просто для «общего развития»: они показывают, что в богослужении нет случайного.

Подробно и вдумчиво «Всенощная» рассказывает о значении прошений ектении. Это один из самых понятных и очевидных, пожалуй, для ребенка моментов службы. Даже дошкольнику можно объяснить, о чем священник или диакон молит Господа, и ребенок с удовольствием крестится вместе со всеми на каждом прошении. Но книга раскрывает более глубокие смыслы ектении, обращает внимание на то, о ком мы молимся – о страждущих, плененных, о властях, воинстве, духовенстве, благотворящих, труждающихся. А еще мы видим изменение прошений в историческом разрезе: например, рассказывается и о том, что раньше молились за царя.

Помимо общих молитв в книге объясняется, что происходит в алтаре, какие молитвы читает духовенство, даже если прихожане этого не видят. Так ребенок осознает единство богослужения.

А на форзаце и нахзаце – внутренних частях обложки – есть тропари двунадесятых праздников. Это помогает почувствовать важность события и поучаствовать в праздничном пении.

Смыслы и символы

Составитель книги, Анна Сапрыкина, сумела соединить в ней трепетное и благоговейное отношение к богослужению и серьезный подход к его символике. Важная мысль, которую сразу же улавливает тот, кто читает или просто рассматривает книгу – соответствие всенощного бдения моментам Священной истории. Например, в самом начале мы узнаем, что, когда священник и диакон в молчании кадят престол и алтарь перед возгласом начала службы, таким образом вспоминается творение мира.

В книге мы встретим образ Церкви как корабля, на котором спасаются посреди бурных морских (мирских?) волн христиане. На этом корабле дети увидят и с удовольствием узнают святых – святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, равноапостольных князей Владимира и Ольгу и многих других. Так формируются связи: между тем, что видит ребенок в храме, о чем читают и рассказывают ему родители. Благодаря этой книге связи возникнут и с самой тканью богослужения.Картинки помогают сравнивать действия и их символику: вот священник выходит через боковую алтарную дверь – это символизирует смирение Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир. Открытые царские врата помогают нам вспомнить праотцев Адама и Еву в раю до грехопадения. А глубокий богословский смысл стиха из Ветхого Завета «Камень, егоже небрегоша зиждущие, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших» раскрыт через иллюстрацию, подписи и цитату из Иоанна Златоуста.

Составителю удалось соблюсти баланс между объяснением буквального значения слов или выражений и образной интерпретацией глобальных и сложных духовных понятий. Это непросто: не уйти в мелочи и абстракции, а говорить с читателем, в первую очередь маленьким, просто, интересно, правдиво и без заигрываний.

Пояснения и комментарии

В книге внимательно продумана система комментариев: специальным символом-ромбом обозначаются изменения в богослужении в определенные дни постов и праздников, изображение колокола указывает, в какие моменты службы мы слышим звон.

Вот еще какие пояснения можно встретить:

  • истории из Ветхого и Нового Заветов, связанные с определенными моментами богослужения;
  • объяснение сложных мест в текстах через картинки;
  • схемы, связанные с богослужебным кругом;
  • сравнения слов в русском, греческом и английском языках;
  • рассказ об иконографии некоторых образов – например, «Спас в силах»;
  • иллюстрированные рассказы о ликах святости, авторах церковных песнопений, облачениях священнослужителей или о людях, которые работают в храме;
  • рекомендации о том, как вести себя в те или иные моменты службы (когда нужно наклонять голову, когда можно присесть, а когда сосредоточиться на особой – сугубой – молитве).

В целом книга представляет собой настоящую энциклопедию. Она помогает понять, как вести себя в храме и почему, какое значение у молитвословий, почему они расположены в определенном порядке. Иногда пояснения несут в себе неочевидный, хотя и важный смысл: например, страницы, посвященные литии, расскажут ребенку о символике еды, хлеба, елея и вина, заставят задуматься, почему важно относиться с благоговением к дарам Божиим.

«Всенощная» – книга для тех, кто уже свободно читает и может ориентироваться в тексте. Проще говоря, она подойдет для детей от 7–8 лет. Но уникальность ее еще и в том, что она будет интересна и полезна и подростками, и взрослым – воцерковленным и новоначальным. Это по-настоящему универсальное пособие для тех, кто стремится понимать, что происходит на вечерней службе в храме.

Православие.ru