Второе рождение пасхального рассказа
- Автор обзора: Наталья Иртенина
Тайна Воскресения: рассказы и размышления современных писателей
Сост. А. Чернова. М., 2019. 304 с.
Когда-то, до печальной «эпохи исторического материализма», пасхальный рассказ, наряду с рассказом рождественским, был самым обычным популярным жанром русской литературы, выросшей, как известно, из христианской книжности. Как и многие другие традиции русской православной культуры, пасхальный жанр был утрачен в XX столетии – и теперь ему предлежит путь возвращения. Короткий ли, долгий ли путь, непростой ли в условиях современного кризиса книжного рынка или, напротив, он ворвется в нашу литературу ярким, мощным лучом света – как знать.
Составитель этого сборника, профессиональный филолог Анастасия Чернова, задалась вопросом: а что могут предложить читателю из своих пасхальных переживаний современные писатели, известные православные авторы, пишущие священники, церковные публицисты? Ведь Воскресение Христово – центральное духовное, интеллектуальное и эмоциональное событие церковной жизни. И, наверное, редкий писатель-христианин в своем творчестве не пожелал бы так или иначе коснуться этого Праздника, поделиться с читателем собственным опытом прохождения, чувствования и осмысления пасхальных дней. И другой вопрос – насколько минувший XX безбожный и катастрофический век повлиял на литературное восприятие Пасхи? Иными словами, как все то, что пережил наш народ за последние сто лет, изменило пасхальные сюжеты, тональность письма, возможно, сделав ее более драматичной? Словом, как трансформировался жанр за время своего небытия?
Сборник пасхальных историй «Тайна Воскресения», по словам его составителя, это «первая весточка после длительного молчания». Кто-то возьмет эту книгу в руки с надеждой вновь насытиться той светлой и глубокой радостью, которую далеко не всем удается сохранить в себе после окончания дней Пасхи. Кто-то – с сомнением, ожидая найти в ней слащаво-сентиментальные рассказы с сусальной позолотой и щедро разлитым на каждой странице лампадным маслом. Но, пожалуй, на художественный вымысел эта книга как раз и не щедра. Ее сильная сторона – это превалирование документализма и местами даже исповедальности над красивой выдумкой. Хотя и выдумка, конечно, есть, ведь настоящая литература не живет без хорошей, мастерски отлитой в слове, звонкой выдумки (один из рассказов так и называется «Самойло Звон», и все события в нем происходят под колокольный звон). А вот документализм литературно-художественного повествования, повышенный интерес к нему и писателей, и читателей – это уже особая примета нашего времени. Слишком много событий с чудовищно глубокой смысловой подкладкой с нами произошло за предыдущее столетие – душа и ум все время возвращаются к ним и требуют размышления, осознания, понимания.
Есть в сборнике и небольшие богословские рассуждения. С одного из них книга начинается: что такое Воскресение Христово? «Великая и сокровенная тайна, которую не описать никакими средствами». Пред ней можно только молча стоять – в смирении, трепете и… веселии души, жадно впитывающей это безмерное, необъяснимое, таинственное Чудо и примеряющей его на себя – ведь оно, воскресение, обетовано и нам.
Есть и воспоминания, так или иначе связанные с Пасхой, о приходе к вере, очень личные заметки о том периоде жизни, когда все мы или большинство из тех, кто родился в СССР, были «гордыми римскими язычниками», не желавшими знать о Христе и готовыми взять в руку камень – ну или что попроще – для побиения Его последователей.
Особняком стоят в сборнике пронзительные истории празднования Пасхи в экстремальных условиях советского или фашистского концлагеря (на Соловках в 1920-х, в Дахау в 1945-м) или в монастыре, уже предназначенном властями к закрытию, поруганию. Тогда тема Пасхи, победы Жизни над смертью, веры над безбожием, звучит особенно остро, сильно. Ведь путь мученичества, исповедничества поднимает христианина на такую высоту духовного восприятия реальности, где и самый страшный лагерь смерти преображается в Божий рай. Подвиг человека, идущего сквозь тернии и смертельные угрозы ко Христу, подается в сборнике в разных вариациях: тут и обычная дорога в храм, перекрытая на Пасху милицейскими кордонами, которые преодолевает девочка-подросток, и исповедание Христа средневековым юношей-сербом, перед тем легкомысленно принявшим ислам – веру турок-завоевателей, и история жизни современного араба-мусульманина, для которого простой возглас «Воистину воскресе!» стал отправной точкой на пути к воцерковлению, священству и мученической смерти. Последняя история – словно дополнительная иллюстрация к размышлениям одного из авторов сборника, священника, о силе пасхальной молитвы «Христос воскресе! – Воистину воскресе!».
Есть в книге и «паломнический раздел». Читателя приглашают в пасхальное путешествие по городам и странам – от Суздаля и Псково-Печерского монастыря до Афона и Иерусалима. Везде свои обычаи, свои традиции празднования этого главного христианского торжества – и свои чудеса. Больше всего очерков посвящено, конечно, поездкам на Святую Землю: наши современники продолжают традицию литературных описаний своих «хождений» по святым местам Палестины и встречи Благодатного огня, начатую почти тысячу лет назад русским игуменом Даниилом.
Неизменным содержанием пасхального рассказа всегда, и встарь и ныне, остается чудо. Помимо главного чуда – Воскресения Сына Божия – это и чудо, происходящее с человеком. Но это чудо иное, чем, например, в рождественском рассказе. В Рождество мы ждем подарков, вымоленных или незаслуженных, какого-то внешнего действия Божьей силы и Божьего милосердия. Пасхальное же чудо непременно связано с внутренним преображением. Будь то обретение христианской веры закоренелым атеистом, пьяницей, иноверцем; или слезы покаяния прежде теплохладной души, утонувшей во гресех; или пробуждение от фарисейского окаменения, как в рассказе о бабушке-свечнице. Кто не сталкивался в наших храмах с этим типажом строгих старушек, грозно стоящих на страже церковного благолепия и благочиния, сурово отчитывающих кого-нибудь за «неподобающее» поведение и неправильную одежду? Оказывается, и до их просмоленных ладаном грозных сердец может достучаться распятый и воскресший Христос… Чуду, происходящему в душе и с душой, вторит природа, весь тварный мир – небо, и расцветший сад, и даже майские жуки ухитряются поучаствовать в ночном крестном ходе на пасхальной заутрене.
В сборнике представлены произведения двух с половиной десятков авторов. Читатель найдет здесь немало известных имен: отцы Артемий Владимиров и Андрей Ткачев, лауреаты Патриаршей премии по литературе отец Николай Агафонов (Царство Небесное почившему пастырю и замечательному писателю!), Владимир Крупин, Дмитрий Володихин, Александр Сегень и др.
Первый в отечественной литературе нашего века сборник современных пасхальных рассказов получился, пожалуй, неровным. Он как первый оладышек, сошедший со сковородки: немного комковат, рыхловат, не мешает подсолить. Есть в нем простота, есть и литературные высоты, есть задушевность, есть и банальности. Есть трагические ноты, есть и почти детская непосредственность, столь присущая людям, искренне радующимся Пасхе. Все как в жизни. За первым оладышком непременно следуют второй, третий, остальные. Что ж, будем ждать продолжения благого начинания.