Святитель Василий Великий

Чтением отеческих книг человек как бы принимает крепость.

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

  • Автор обзора: Кирилл Баглай, Владимир Ештокин/Фома

18 мая 2018 года открылась выставка «Живые», подготовленная музеем «Вера и люди в Советском Союзе». Она посвящена малоизученному периоду церковной жизни в Советском Союзе — с 1940-х по 1980-е годы. Если 1920-е и 1930-е года были основательно изучены и проанализированы, то с этим периодом все сложно — открытых гонений не было, но не было и нормальной церковной жизни — не было открытых проповедей, воскресных школ, церковной литературы. Невозможно было даже купить Библию — тираж был маленьким и продавали ее только «своим». Очень редко книга появлялась на полках церковных лавок. Чаще всего ее покупали на «черном рынке», где ее цена была сопоставима с месячной зарплатой столичного инженера.

«Нужно начать изучение этого периода, который нам представляется очень схематично. Мы сравнительно неплохо представляем себе эпоху воинствующего атеизма — гонения на Церковь в 1920–30 годы. А что было с 1943 до 1988 года — не очень понятно. Да, мы знаем, что были Хрущевские гонения — и все», — говорит директор музея Ксения Толоконникова.

Идейным вдохновителем музея стал Алексей Светозарский — историк, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии. «Мы рассказываем в нашей экспозиции о том, что не смотря на тяжелое положение Церкви, вера в людях сохранялась. Мы собрали артефакты, которые свидетельствуют о проявлениях этой веры, о реалиях того времени: чудовищный голод на духовную литературу — невозможно было достать даже Евангелие. Духовные книги давали на ночь на прочтение, как всякого рода бестселлеры» — поделился на открытии музея, состоявшемся почти уже год назад, профессор.

За всеми экспонатами стоят истории людей, семей. Но, к сожалению, узнать их не всегда удается: «Зачастую человек просто оставляет экспонат за свечным ящиком у нас в храме и ничего о нем не рассказывает. Хотя мы всегда просим оставить свои контакты, чтобы потом связаться с дарителем и узнать подробности», — рассказала директор музея.

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

Общий вид экспозиции

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

Самодельная икона-панагия. Дар архиепископа Макария (Даева; 1888–1960) рукоположенному им в 1947 году в священный сан протоиерею Василию Студенову. В музей панагию передала дочь отца Василия.

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

Православный церковный календарь на 1950 год. Жесткий самодельный переплет. В календаре много пометок от руки — часть из них сделана знатоком московских храмов, которые не закрывались. Например, в указаниях на 14 февраля подчеркнуто «мч. Трифона» и подписано в скобках: «Рижская» — то есть, по названию ближайшей станции метрополитена, храм иконы Знамения Божией Матери в Переяславской слободе, где и находится почитаемая икона мученика Трифона. Есть в календаре и более «практические» и менее грамотные заметки — например, рецепт закваски капусты.

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев, 21—28 июля 1986 года. Материалы.

Издание Московской Патриархии. Москва, 1988 год. Под общей редакцией Патриаршего Экзарха Украины митрополита Киевского и Галицкого Филарета.

В выходных данных книги тираж не указан — одна из особенностей советского церковного книгоиздания.

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

Псалтирь. Дореволюционное издание. Титульный лист отсутствует. Самодельная обложка из папки для чертежной бумаги. Внутри книги книги пометки шариковой ручкой, по которым можно сделать вывод, что этой Псалтырью пользовались люди, которые читали ее над покойниками, следуя традиции Русской Церкви — читать после смерти человека над ним всю Псалтирь целиком, сугубо поминая имя новопреставленного.

Внизу страницы надпись: «Со святыми упокой».

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

Евангелие. Дореволюционное издание. На первой странице надпись: «Поля, милая жена, не забывай своих детей и мужа своего…».

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

Деревянная пасочница. Один из первых экспонатов музея. Предположительно, 1940-х годов. Кустарная работа. В 1960-е годы традиция делать пасхи ушла на много лет. По крайней мере, в городах ее практически не было — на Пасху несли освящать в основном куличи.

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

Три фотографии.

Первая слева — Кустарная перефотографированная открытка «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». На обороте надпись: «Записан на 5 лет о упокоении. Никифор — Баранова. 9.10.85 — 9.10.90. 141300. Московская обл. г. Загорск. Лавра. Канцелярия». Открытка заменяла квитанцию о внесении пожертвования за поминовение. Как рассказала дарительница, «5 лет» означало в действительности вечное поминовение, запись о котором сделать было нельзя. На этой квитанции суммы нет, но в постоянной экспозиции музея есть подобная открытка-квитанция, где указана сумма 100 рублей и датируется 1982 годом. (Для сравнения — в то время обычный советский учитель получал около 150 рублей в месяц).

Вторая слева — известный старец Амвросий Балабановский.

Третья слева — самодельная открытка «Христос Воскресе!». Некто сделал макет — взял несколько картинок, написал текст, составил из этого композицию и переснял. На обороте надпись карандашом: «Подарок Кати».

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

Акафист святому страстотерпцу и чудотворцу Иоанну Воину. Самый распространенный вид переписываемой от руки духовной литературы — акафисты святым и Божией Матери. В музее хранится около 100 рукописных акафистов.

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

«Духовный стих». Народное творчество, которое возникло как ответ на действия атеистической власти. Подобные стихотворения «ходили по рукам» верующих и переписывались.

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

Кустарный церковный календарь. Пасхалия на 1984–2000 годы. Такие календари продавали в электричках и поездах дальнего следования. Люди покупали их для того, чтобы знать даты переходящих праздников — тех, которые зависят от празднования Пасхи. Но помимо этих сведений они обнаруживали там такие праздники, как «Иван Купала», «Оспос», «Маковея» и другие — что говорит о том, что делали их люди явно не церковные.

Официальные православные календари издавались с 1940-х годов, но приобрести их было почти столь же сложно, как церковные книги. Часто бывало так, что купленный в 1950 году календарь служил владельцу многие десятилетия.

Выставка «Живые»: как жили христиане в Советском Союзе

Молитвослов. Издание Московской Патриархии, 1955 год. Первый молитвослов, изданный типографским способом в СССР.

Молитвослов поступил в музей от Лидии С. Ее отец в 1950-е годы был старостой храма Иоанна Воина на Якиманке, поэтому имел возможность приобрести религиозную литературу.

На заднем плане

С. Фудель. Записки о Литургии и Церкви. Машинопись. По сути, это так называемый «самиздат» запрещенной в СССР литературы.

Посмотреть другие экспонаты:

IMG_7578IMG_7704IMG_7577IMG_7767+21

Если вы живете в Москве или планируете приехать в столицу до 18 июня, приходите посмотреть на все своими глазами.

Вход свободный.

Адрес выставки: Москва, Энергетический проезд 3, строение 1 (ДК «МЭИ»)

Время работы: 10:00 — 18:00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья. И еще можно записаться на субботнюю экскурсию по телефону музея: + 7 (916) 889-72-50.


Фома

Теги: