Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

Взорванное сердце

  • Автор обзора: Екатерина Монастырская

Ирина Коробьина, Юлия Ратомская, Зоя Золотницкая, А. Оксенюк. Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля. М.: Кучково поле, 2016.- 216 с.


Классе в четвёртом, когда мне в руки попало собрание сочинений Пушкина, проглотив стихотворения и поэмы, и добравшись до «Бориса Годунова»: «ночь. Келья в Чудовом монастыре», я, конечно, (дети часто путают ударения) прочла «чудОвом. Из монастырей я знала о Новодевичьем и «Загорске». Это были действительно такие чудовые, старинные, прекрасные и странные города. Я спросила бабушку, где находится этот Чудовый монастырь, бабушка очень удивилась, и сказала, что не чудовый, а Чудов, и что он был в Кремле, а потом его на кирпичи разобрали. Ту же версию я слышала парой лет позже - на экскурсии по Кремлю я задала вопрос о Чудовом монастыре гиду, которая, смутившись, ответила, что он сильно обветшал и из-за проседания грунта не поддавался восстановлению, и, что, наконец его в конце двадцатых разобрали на кирпичи, чтоб построить дома.

Ветхие кирпичи эти застряли в моём сознании до самой перестройки, когда об этом стало можно и даже похвально говорить, и я буквально собирала всё, связанное с Чудовым . Я узнала, что помимо него был ещё Вознесенский монастырь, и что команда архитекторов и художников перед сносом сняла с них практически все обмеры и зафиксировала на чертежах утраченное безвозвратно.

Сейчас в сети множество материалов об этом, но если вам нужна исчерпывающая и сведённая воедино информация о погибших шедеврах зодчества, живописи и прикладного искусства, подвиге архитекторов, инженеров, учёных и художников, сохранивших для нас то, что можно было сохранить в ту сложную, страшную и противоречивую эпоху, обратитесь к столичному выставочному фонду.

С 15 сентября по 6 ноября 2016 года в Москве в Аптекарском приказе прошла одноимённая с книгой выставка «Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля». Именно здесь широкой публике были впервые представлены уникальные материалы – планы, панорамы, гравюры, акварели, фото с конца XVI до двадцатых годов 20 века, археологические находки, чертежи, кроки, зарисовки утраченных построек Московского Кремля. Выставка дала полную, развёрнутую картину истории монастырей и трагедии их разрушения, а сама книга вышла при содействии Государственного музея архитектуры имени А.В Щусева, Государственной Третьяковской галереи и Государственного исторического музея в издательстве «Кучково поле».

Книга открывается вопросом – что теперь, когда снесено здание Кремлёвской Военной школы, делать, восстанавливать монастыри в исторически достоверном, но «новодельном», по сути, облике, разместив там часть экспозиции и фонды кремлёвских музеев или открыть на месте Чудова и Вознесенского монастырей современный «археологический парк»? Последнее было бы более логично и своевременно, и соответствовало бы идеям А.В. Щусева, исключающим имитацию исторических фрагментов в современных материалах, и соответствуют традиции школы научной реставрации, заложенной великим русским архитектором?

Перед читателем разворачивается история Чудова и Вознесенского монастырей, основанных митрополитом Московским Алексием, воспитателем и наставником Дмитрия Донского в 1365 году в честь чуда св. Архангела Михаила в Хонех, в день празднования которого произошло ещё одно чудо – исцеление Тайдулы, жены ордынского хана Джанибека от слепоты митрополитом Алексием, известным силой своей молитвы.

Чудов монастырь, как и Вознесенский, основанный вдовой Дмитрия Донского Евдокией, в иночестве Евфросинией, являлись старейшими постройками Москвы, настоящим сердцем русской истории, свидетелями множества событий – от объединения русских земель вокруг Москвы до уличных боёв 1917 года, нанесший огромный урон этой сокровищнице духовности, истории и искусства России. В Соборе Чудова монастыря крестились русские цари, а в Вознесенском хоронили княгинь и цариц московских.

С Чудовым монастырём связанны многие события Смутного времени. В 1600 -1605 годах его монахом был самозванец Григорий Отрепьев, низвергнутый царь Василий Шуйский был пострижен там в монахи в 1610 году, тогда же поляками был заключён в Чудовом св. Патриарх Гермоген, призывавший народ восстать против захватчиков. Патриарх не дождался освобождения Москвы – он был заморен голодом в феврале 1612 года.

Чудов монастырь стал колыбелью русского образования и просвещения – в 1653 году в нём была учреждена греко-латинская школа, называвшаяся также патриаршей. Первыми преподавателями школы были создатели первого славяно-латинского лексикона монахи Чудова монастыря Арсений Грек и Епифаний Славинецкий.

В 1771 году во время чумного бунта монастырь был разграблен , а в 1775 году императрица поручила архитектору Матвею Казакову перестроить и обновить ветхие строения Кремля.

Во время наполеоновского нашествия в 1812 году Чудов монастырь пострадал от французских войск – в нём разместился штаб. В соборе Чуда Архангела

Михаила находилась канцелярия маршала Даву, который использовал престол в качестве письменного стола, а в алтаре устроил свою спальню. Мощи святителя Алексея оказались выброшены из раки и после отступления французов из Москвы найдены в одном из углов собора.

В начале ХХ века в обители погребён павший от руки террористов Великий князь Сергей Александрович, а во время боёв ноября 1917 года и Чудов, и Вознесенский монастыри тяжело пострадали от артобстрела. Так, в Вознесенском в неоготической церкви св. Екатерины было, по словам свидетеля «полное разрушение» , от ружейных пуль и снарядных осколков разбиты купола и и крыши всех зданий, в Чудовом фасад собора с южной стороны пробит шестью тяжелыми снарядами…. В начале 1918 года, когда советское правительство покинуло Петроград и переехало в Москву, памятники Кремля ещё хранили следы обстрелов.

В июле 1918 года Кремль снова подвергается орудийному обстрелу во время левоэсеровского мятежа.

В сентябре 1918 года учреждена Кремлёвская комиссия по восстановлению и сохранению всех кремлевских зданий, задачей которой была реставрация пострадавшего от обстрелов художественного и исторического наследия, а так же сохранение его, однако из-за недостаточного финансирования работы практически не проводились.

В 1921 – 23 началась реставрация монастырей, а в 1924 нависла новая угроза существованию монастырей – проседание грунта и разрушение стен корпусов.

В 1928 году речь идет уже о безоговорочном сносе церкви св. Екатерины Вознесенского монастыря. Горько читать о тщетных попытках сохранить наследие со стороны архитекторов и реставраторов и непреклонной разрушительной воле комендатуры Кремля.

Решение о сносе было принято в 1929 году и проводилось в жизнь с необычайной поспешностью. Пока разбирали перегородки и закладывали взрывчатку, архитекторы и мастера продолжали работать не покладая рук в авральном режиме. Из собора Чуда Архангела Михаила не успели даже снять фрески – шедевры живописи первой половины 17 века безвозвратно погибли.

Архитектор И.В.Жолтовский, как и его коллеги, проектируя здание Военной школы, пытались сохранить наиболее значимые памятники, но тщетно.

Видно, с какой поспешностью делали обмеры – это запечатлено на кроки П.Н. Максимова.

Работу этих героев, которым – низкий поклон и светлая память, можно увидеть в Государственном музее Архитектуры имени Щусева.

В книге рассказывается так же о том, как менялись Чудов и Вознесенский, как менялся облик Кремля. Уделено внимание всем известным перестройкам, всем вмешательствам, произошедшим как во времена уже далёкие, так и совсем, на самом деле, недавние, вплоть до уничтожения этого сердца нашей истории. И, будем надеяться, что Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля будут восстановлены – в той или иной форме – и будут жить не только в нашей памяти и на пожелтевших листах бумаги.