Христос - моя крепость

Автор: Улыбышева Марина Все новинки

Я помолюсь!..

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"

«Я помолюсь». Эти два слова часто слышали прихожане московского храма свт. Николая в Клённиках от своего настоятеля и духовника – отца Алексия Мечёва. И правда, молитва батюшки никогда не прекращалась. На своем примере он показал, что при всем житейском шуме и суете города можно быть далеким от все­го земного, иметь непрестанную молитву, чистое сердце и предстоять Богу еще здесь на земле. «Я помолюсь», — это был его не­изменный ответ всем и всегда на всякую просьбу, на всякое горе, скорбь, беду, недо­умение, сомнение, надежду, радость, на все и всегда: «Я помолюсь». Он верил непоколе­бимо, свято, глубоко в силу, дерзновение, всемогущество молитвы, — во всеобщую ее доступность, во всегдашнюю помощь и бли­зость. «Я помолюсь!..» - так называется книга, которая рассказывает о жизни и заветах московского старца Алексия Мечёва. Она вышла в свет в Изда­тельстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарно­го университета и заняла свое место на нашей книжной полке.


Как отмечает автор-составитель Анна Филипповна Грушина, рассказать о старце, — значит рассказать о том, как он молился. Священник Алексий Мечёв стал настоятелем московского храма свт. Николая в Клённиках в 1893 г. и сразу же начал собирать здесь свою «богослужебно-покаяльную семью», полу­чившую известность как маросейская община. В начале XX в. по совету отца Иоанна Кронштадтского он взял на себя подвиг старчества, который нес «во граде, яко в пустыни» до самой своей кончины в 1923 г., принимая страждущих со всех кон­цов страны. Эта книга рассказывает о подвижнической жизни праведного Алексия, знакомит читателя с избранными воспо­минаниями о нем и свидетельствами его благодатных даров.

Рассмотрим отдельные даты жизни святого старца. И в первую очередь, конечно его день рождения. По словам автора, «когда пришло время появиться на свет младенцу, его мама, Александра Дмитриевна почув­ствовала себя очень плохо. Роды были на­столько трудными, что за их благополучный исход доктора не отвечали. В горе и тоске отец - Алексей Иванович - поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую по случаю пре­стольного праздника в обители служил сам митрополит Филарет. Алексей Иванович во­шел в алтарь и стал молиться. Митрополит заметил его и, подозвав к себе, благословил со словами: «Что ты сегодня такой печаль­ный? Что у тебя?» — «Ваше Высокопреос­вященство, жена в родах умирает». — «Бог милостив. Помолимся вместе. Все будет хо­рошо. Родится мальчик. Назови его в честь преподобного Алексия, человека Божия: се­годня ведь как раз мы его память совершаем в Алексеевском монастыре». Когда, отстояв обедню, Алексей Иванович вернулся домой, его встретили радостной новостью: родился мальчик. По благословению митрополита Филарета ребенка назвали Алексием.

На примере своих родителей будущий пастырь с самого юного возраста научился добросердечно относиться к людям и при­давать большее значение заботам других, нежели своим. Богом был дан ему миро­любивый и мягкий характер, чистое сердце, сочувствие и сострадание к людям. Мальчик избегал ссор и всегда старался утешить оби­женного в его горе. По окончании семинарии юноша ока­зался перед выбором — продолжить обуче­ние в университете и или же стать священ­ником. На тот момент он уже твердо знал, что хочет посвятить себя служению людям, и, как и многие его товарищи, намеревался стать врачом. Однако мама Александра Дми­триевна, которую дети слушались беспрекос­ловно, предпочитала для сына путь духовного служения. «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником», — сказала она и этим определила судьбу батюшки. Впоследствии же он неоднократно признавал правоту своей матери, направившей его на истинный путь, и был ей очень за это благодарен.

В 1884 году Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. В том же году он был рукоположен во диакона, а в марте 1893 года - во священника. Он всегда со внимани­ем читал житийную литературу; в Деяниях апостольских его особенно привлекали сло­ва: «У многих верующих было одно сердце, и никто ничего из имений своих не называл своим, но все у них было общее; все веру­ющие были вместе, единодушно пребыва­ли в храме, хваля Бога и пребывая в любви у всего народа» (Ср.: Деян. 4:32; 2:44-47). Готовясь к принятию священства, Батюшка надеялся, послужить в какой-нибудь отда­ленной от большого города местности, «где народ попроще». Ему казалось, что создать на приходе духовную семью во Христе по примеру первых апостольских христианских общин среди простых жителей российской глубинки будет легче. Однако Провидение направило молодого священника хоть и в ма­ленький скромный храм, но расположенный все-таки в самом центре Москвы — на улице Маросейке, совсем неподалеку от Кремля.

Так, вопреки изначальному своему стремлению к уединенному служению в глу­бинке, отец Алексий получил приход в са­мом сердце шумной столицы. Под окнами храма извозчики понукали лошадей, громко стучавших копытами по мостовой. Позднее здесь пролегли пути городской конки. Уже тогда «пробки», созданные оживленным дви­жением, для Маросейки и Покровки стали делом привычным. С утра и до позднего ве­чера торговая улица шумела на все голоса. И вот здесь, «во граде, яко в пустыни», преда­вшись воле Божией, творил свою непрестан­ную молитву московский Батюшка Алексий, пастырь добрый, утешитель всех скорбящих. Разными путями шли священники того вре­мени, устраивая жизнь на приходах: издава­ли духовные журналы, печатали свои сочи­нения, занимались благотворительностью. Отец Алексий основой своего делания положил молитву и духовное бдение. Именно поэтому, став настоятелем церкви Святителя Николая в Клённиках, он сразу же ввел в ней ежедневное богослужение.

Иерей Алексий приходил в храм к пяти часам утра, сам отпирал двери. Во время утрени тоже часто сам читал и пел. Быва­ло, один служил литургию. Позже писатель иерей Сергий Дурылин вспоми­нал: «В начале своей деятельности в Клённиках он [отец Алексий] говорил: "Восемь лет я служил литургию каждый день при пустом храме, — и прибавлял с грустью — Один протоиерей говорил мне: как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя зво­нят. Заходил я в церковь — пусто. Ничего не выйдет у тебя: понапрасну звонишь". Однако отец Алексий непоколебимо про­должал идти избранным путем — и народ потянулся в Николо-Клённики. Это он рас­сказывал [в ответ] на вопрос, как устроить приход, как оживить церковь. Ответ был один — молиться».

Таким образом, первые годы пастырства иерея Алек­сия внешне протекали тихо и незаметно. Маленький небогатый храм, как уже было сказано, практически не привлекал к себе богомольцев. Да и сам Батюшка, больше похожий на сельского, нежели столичного священника, не внушал должного доверия случайным посетителям. Однако богатые духовные дары маросейского пастыря про­являться начали уже тогда. Как-то в будний день после ранней обедни в церковь вошел пьяный, оборван­ный, весь трясущийся человек и, едва вы­говаривая слова, обратился к Батюшке: «Я совсем погиб, спился. Погибла душа моя... Спаси... Помоги мне... Не помню себя трез­вым... Потерял образ человека...» Батюш­ка приблизился к страдальцу, заглянул ему в глаза: «Голубчик, пора нам с тобой уж пе­рестать винцо-то пить». — «Помогите, Ба­тюшка, дорогой, помолитесь!» Отец Алексий взял оборванца за правую руку и повел к алтарю главного Казанского придела. Торжественно открыл царские врата и, поставив рядом с собой на амвоне несчаст­ного, начал молебен. Опустившись на коле­ни, Батюшка со слезами возносил молитвы к Господу. По окончании молебна священник трижды осенил крестом несчастного и, пода­вая просфору, троекратно его поцеловал.

Вскоре тот мужчина бросил пить, получил хорошее место работы, жизнь его преобразилась. И вот именно такие люди, не­когда оказавшиеся на самом дне, скорбящие и обездоленные, первыми осознали силу мо­литвы иерея Алексия и стали наполнять его храм. В Батюшке они нашли родного отца, почувствовали, что он силен верой и может оказать поддержку в беде. В церковь на Маро­сейке их влекло желание помолиться вместе с любвеобильным священником. И потянулись сюда богомольцы из самых разных, иногда и весьма отдаленных концов Москвы. От них пошла молва про доброго пастыря, которая росла и ширилась. С любовью и состраданием встречал отец Алексий каждого, кто приходил к нему за помощью, старался разгрузить их тяготы и утешить их в горе, вселить в них надежду на милость Божию, привести их души ко Христу. Так маленький храм на Маросейке все более и более наполнялся народом, ищущим сочувствия, доброго совета и наставления. И каждый уходил от батюшки утешенным, укрепляемый словами: «Бог милостив, все обойдется, буду молиться за тебя». Об этом и многом другом, что составляло жизнь и служение московского старца Алексия Мечёва, читайте на страницах книги «Я помолюсь».
Священник Алексий Мечёв скончался 22 июня 1923 года. В 2000 - Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил старца Алексия в лике праведных. А менее чем через год, в канун престольного праздника Николо-Клённиковского храма Всех Святых, в земле Рус­ской просиявших, были обретены честные останки святого и доставлены в Новоспас­ский мужской монастырь. И еще одна дата в церковном календа­ре весьма значима для всех, кто чтит память маросейского пастыря. 29 сентября свер­шилось деяние первостепенного значения не только для столичного града Москвы, но и для всего православного мира — чест­ные мощи святого праведного Алексия Мо­сковского были изнесены из Новоспасского монастыря в родной ему Николо-Клённиковский храм. Более чем на километр растя­нулся людской поток, следовавший за ракой с мощами старца. Шествие длилось около трех часов, а радость духовного торжества оказалось поистине всеобщей.
Телеканал "Союз"