Как отмечает автор-составитель Анна Филипповна Грушина, рассказать о старце, — значит рассказать о том, как он молился. Священник Алексий Мечёв стал настоятелем московского храма свт. Николая в Клённиках в 1893 г. и сразу же начал собирать здесь свою «богослужебно-покаяльную семью», получившую известность как маросейская община. В начале XX в. по совету отца Иоанна Кронштадтского он взял на себя подвиг старчества, который нес «во граде, яко в пустыни» до самой своей кончины в 1923 г., принимая страждущих со всех концов страны. Эта книга рассказывает о подвижнической жизни праведного Алексия, знакомит читателя с избранными воспоминаниями о нем и свидетельствами его благодатных даров.
Рассмотрим отдельные даты жизни святого старца. И в первую очередь, конечно его день рождения. По словам автора, «когда пришло время появиться на свет младенцу, его мама, Александра Дмитриевна почувствовала себя очень плохо. Роды были настолько трудными, что за их благополучный исход доктора не отвечали. В горе и тоске отец - Алексей Иванович - поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую по случаю престольного праздника в обители служил сам митрополит Филарет. Алексей Иванович вошел в алтарь и стал молиться. Митрополит заметил его и, подозвав к себе, благословил со словами: «Что ты сегодня такой печальный? Что у тебя?» — «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». — «Бог милостив. Помолимся вместе. Все будет хорошо. Родится мальчик. Назови его в честь преподобного Алексия, человека Божия: сегодня ведь как раз мы его память совершаем в Алексеевском монастыре». Когда, отстояв обедню, Алексей Иванович вернулся домой, его встретили радостной новостью: родился мальчик. По благословению митрополита Филарета ребенка назвали Алексием.
На примере своих родителей будущий пастырь с самого юного возраста научился добросердечно относиться к людям и придавать большее значение заботам других, нежели своим. Богом был дан ему миролюбивый и мягкий характер, чистое сердце, сочувствие и сострадание к людям. Мальчик избегал ссор и всегда старался утешить обиженного в его горе. По окончании семинарии юноша оказался перед выбором — продолжить обучение в университете и или же стать священником. На тот момент он уже твердо знал, что хочет посвятить себя служению людям, и, как и многие его товарищи, намеревался стать врачом. Однако мама Александра Дмитриевна, которую дети слушались беспрекословно, предпочитала для сына путь духовного служения. «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником», — сказала она и этим определила судьбу батюшки. Впоследствии же он неоднократно признавал правоту своей матери, направившей его на истинный путь, и был ей очень за это благодарен.
В 1884 году Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. В том же году он был рукоположен во диакона, а в марте 1893 года - во священника. Он всегда со вниманием читал житийную литературу; в Деяниях апостольских его особенно привлекали слова: «У многих верующих было одно сердце, и никто ничего из имений своих не называл своим, но все у них было общее; все верующие были вместе, единодушно пребывали в храме, хваля Бога и пребывая в любви у всего народа» (Ср.: Деян. 4:32; 2:44-47). Готовясь к принятию священства, Батюшка надеялся, послужить в какой-нибудь отдаленной от большого города местности, «где народ попроще». Ему казалось, что создать на приходе духовную семью во Христе по примеру первых апостольских христианских общин среди простых жителей российской глубинки будет легче. Однако Провидение направило молодого священника хоть и в маленький скромный храм, но расположенный все-таки в самом центре Москвы — на улице Маросейке, совсем неподалеку от Кремля.
Так, вопреки изначальному своему стремлению к уединенному служению в глубинке, отец Алексий получил приход в самом сердце шумной столицы. Под окнами храма извозчики понукали лошадей, громко стучавших копытами по мостовой. Позднее здесь пролегли пути городской конки. Уже тогда «пробки», созданные оживленным движением, для Маросейки и Покровки стали делом привычным. С утра и до позднего вечера торговая улица шумела на все голоса. И вот здесь, «во граде, яко в пустыни», предавшись воле Божией, творил свою непрестанную молитву московский Батюшка Алексий, пастырь добрый, утешитель всех скорбящих. Разными путями шли священники того времени, устраивая жизнь на приходах: издавали духовные журналы, печатали свои сочинения, занимались благотворительностью. Отец Алексий основой своего делания положил молитву и духовное бдение. Именно поэтому, став настоятелем церкви Святителя Николая в Клённиках, он сразу же ввел в ней ежедневное богослужение.
Иерей Алексий приходил в храм к пяти часам утра, сам отпирал двери. Во время утрени тоже часто сам читал и пел. Бывало, один служил литургию. Позже писатель иерей Сергий Дурылин вспоминал: «В начале своей деятельности в Клённиках он [отец Алексий] говорил: "Восемь лет я служил литургию каждый день при пустом храме, — и прибавлял с грустью — Один протоиерей говорил мне: как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил я в церковь — пусто. Ничего не выйдет у тебя: понапрасну звонишь". Однако отец Алексий непоколебимо продолжал идти избранным путем — и народ потянулся в Николо-Клённики. Это он рассказывал [в ответ] на вопрос, как устроить приход, как оживить церковь. Ответ был один — молиться».
Таким образом, первые годы пастырства иерея Алексия внешне протекали тихо и незаметно. Маленький небогатый храм, как уже было сказано, практически не привлекал к себе богомольцев. Да и сам Батюшка, больше похожий на сельского, нежели столичного священника, не внушал должного доверия случайным посетителям. Однако богатые духовные дары маросейского пастыря проявляться начали уже тогда. Как-то в будний день после ранней обедни в церковь вошел пьяный, оборванный, весь трясущийся человек и, едва выговаривая слова, обратился к Батюшке: «Я совсем погиб, спился. Погибла душа моя... Спаси... Помоги мне... Не помню себя трезвым... Потерял образ человека...» Батюшка приблизился к страдальцу, заглянул ему в глаза: «Голубчик, пора нам с тобой уж перестать винцо-то пить». — «Помогите, Батюшка, дорогой, помолитесь!» Отец Алексий взял оборванца за правую руку и повел к алтарю главного Казанского придела. Торжественно открыл царские врата и, поставив рядом с собой на амвоне несчастного, начал молебен. Опустившись на колени, Батюшка со слезами возносил молитвы к Господу. По окончании молебна священник трижды осенил крестом несчастного и, подавая просфору, троекратно его поцеловал.
Вскоре тот мужчина бросил пить, получил хорошее место работы, жизнь его преобразилась. И вот именно такие люди, некогда оказавшиеся на самом дне, скорбящие и обездоленные, первыми осознали силу молитвы иерея Алексия и стали наполнять его храм. В Батюшке они нашли родного отца, почувствовали, что он силен верой и может оказать поддержку в беде. В церковь на Маросейке их влекло желание помолиться вместе с любвеобильным священником. И потянулись сюда богомольцы из самых разных, иногда и весьма отдаленных концов Москвы. От них пошла молва про доброго пастыря, которая росла и ширилась. С любовью и состраданием встречал отец Алексий каждого, кто приходил к нему за помощью, старался разгрузить их тяготы и утешить их в горе, вселить в них надежду на милость Божию, привести их души ко Христу. Так маленький храм на Маросейке все более и более наполнялся народом, ищущим сочувствия, доброго совета и наставления. И каждый уходил от батюшки утешенным, укрепляемый словами: «Бог милостив, все обойдется, буду молиться за тебя». Об этом и многом другом, что составляло жизнь и служение московского старца Алексия Мечёва, читайте на страницах книги «Я помолюсь».
Священник Алексий Мечёв скончался 22 июня 1923 года. В 2000 - Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил старца Алексия в лике праведных. А менее чем через год, в канун престольного праздника Николо-Клённиковского храма Всех Святых, в земле Русской просиявших, были обретены честные останки святого и доставлены в Новоспасский мужской монастырь. И еще одна дата в церковном календаре весьма значима для всех, кто чтит память маросейского пастыря. 29 сентября свершилось деяние первостепенного значения не только для столичного града Москвы, но и для всего православного мира — честные мощи святого праведного Алексия Московского были изнесены из Новоспасского монастыря в родной ему Николо-Клённиковский храм. Более чем на километр растянулся людской поток, следовавший за ракой с мощами старца. Шествие длилось около трех часов, а радость духовного торжества оказалось поистине всеобщей.
Телеканал "Союз"