Я жду вас в Самтавро...
- Автор обзора: Телеканал Союз
26 августа 1929 года в Тбилиси родился мальчик, Годердзи Ургебадзе, которого в округе все называли именем отца – Васико. Маленький Васико отличался молчаливостью, садился в угол и из спичек строил церквушки. Это было его единственным увлечением. А как-то мальчик стал свидетелем шумного разговора между соседками. Одна кричала другой: «Не распинай меня, как Христа на кресте!» Удивленный Васико спросил: «А за что распяли Христа?» За ответом ему посоветовали пойти в церковь. Сторож тайно впустил его, показал распятого Христа, и мальчик с благоговением преклонил перед ним колени. Он стал копить деньги, чтобы купить себе Евангелие, — купил и начал его читать. О том, что было дальше, и кем стал впоследствии этот мальчик, рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Она называется «Я жду вас в Самтавро».
Я думаю, что многие наши читатели догадались, что эта книга рассказывает о жизни грузинского старца преподобноисповедника Гавриила (Ургебадзе). Жизнеописание автор-составитель книги монахиня Евфимия (Мшвениерадзе) предваряет такими словами: «Как поразительно красива наша планета Земля! Нет такой страны, которая не была бы отмечена печатью удивительной природной красоты. Каждой стране дан уникальный драгоценный дар, никто не остался обделенным. Нет народа на этой земле, в котором не было бы духовно прекрасных людей, наделенных глубокой верой, преданностью, жертвенностью и отзывчивостью. Есть на нашей родной Земле удивительная страна Грузия, избранная Пресвятой Богородицей. Первый удел Божией Матери. Почему и за что этой земле такая честь, милость, награда и утешение от Господа, знает только Он Сам.
Вся история Грузии, начиная с ее царей, цариц, духовных лиц и простых людей — это история глубокой преданности Христу. Сколько в Грузинской Церкви святых царей и цариц, которые предпочли роскоши и довольству жизни долгое, а иногда и пожизненное мученичество и смерть за Христа и народ! Сколько монахов обагрили своей святой кровью землю! Сколько простых горожан предпочли мученический венец предательству и отречению от Спасителя! Небесная Церковь полна грузинскими святыми. Многие из них изображены на иконе «Слава Грузинской Православной Церкви». И чем больше читаешь и изучаешь историю Грузии и узнаешь истинное ее лицо, тем больше понимаешь, откуда и за что дано ей столько любви и благословения от Господа: за жертвенность и преданность Богу.
Редким проявлением жертвенности и любви к Богу и ближнему была и жизнь архимандрита Гавриила (Ургебадзе)... Человека, наполненного любовью. Всю свою жизнь втайне от людей он творил добро и чудеса, старался скрыть свою мудрость и путем юродства уничижал себя перед людьми. Однако окружающие ощущали в нем обилие Божией благодати и приходили к нему за молитвой и советом. Юродивый старец стоял непоколебимо на вершине любви, поэтому грузинский народ назвал его «священной любовью» и «чудом двадцатого века». Старец Гавриил был великим угодником Божиим, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям. Грузинская Церковь канонизировала его как исповедника и Христа ради юродивого. Память нового святого решено отмечать 2 ноября (день его кончины). Священный Синод Русской Православной Церкви включил старца Гавриила в месяцеслов Русской Православной Церкви. Его краткое жизнеописание составило первую часть этой книги.
Своим духовным чадам старец Гавриил говорил: «Молитесь за всех, оставляю вам заповедь... Вначале помолись о тех, кого больше всего любишь, например, о своих детях. Потом помолись об остальных членах семьи, после чего о всех соседях и родственниках, молись обо всех. Благослови город, где ты живешь, но Тбилиси — не единственный город, благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами — проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех, остался только враг твой, и его не оставляй, помолись и о враге. Проси Бога наполнить сердце его добротой, а разум — мудростью. Вот так и сможешь молиться о своем враге. Господи, научи молиться перед Тобой и защищать святые заповеди, чтобы наши сердца наполнились добротой и жили мы в соответствии со Словом Твоим».
С необычайной точностью выполнял старец Гавриил все заповеди христианского учения, свечой во тьме ему служила жертвенная любовь к Богу и ближнему. И, конечно, не могла такая подвижническая жизнь оказаться незамеченной. Сегодня воспоминаниями о старце делятся с нами те, кто знал его, а их рассказы составили вторую часть книги. Прочитаю некоторые из них. Вот что вспоминает митрополит Даниил (Датуашвили): «Я сблизился с отцом Гавриилом, когда служил в монастыре Самтавро. После Католикоса-Патриарха всея Грузии Святейшего и Блаженнейшего Илии II он был для меня самым большим авторитетом. В любое время страждущий мог обратиться с любой просьбой к нему, и не было случая, когда он оставлял кого-то без внимания и сочувствия. Не помнил, что он ел или что пил, что надевал, где и когда спал. Его никто не помнит беспечным. Иногда он уходил на некоторое время в себя, и в эти минуты полностью оставался с Господом. Всю жизнь он боролся за то, чтобы любовь побеждала зло, вера — безверие, надежда — безнадежность. И в этой борьбе почти всегда он побеждал».
Свою историю рассказывает и митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев): «В Грузии мне довелось познакомиться с еще одним святым — иеромонахом Гавриилом (Ургебадзе). Его судьба необычна. Долгие годы жил он в частном доме со своей матерью. И дом этот он превратил в храм, где хранились всевозможные предметы церковной утвари: и лампады, и кресты, и подсвечники и напрестольные Евангелия. Чего там только не было! Даже репродукции с икон, вырезанные из советских журналов и заведенные в рамки. Все это отец Гавриил бережно собирал на протяжении многих лет. У него были большие лучистые глаза, в которых светилась любовь. И говорил он более всего о любви: о том, что любовь выше любых канонов и что человек в последние времена будет спасаться любовью, добротой и смирением».
А вот что говорит о преподобном Отар Николаишвили: «Старец Гавриил являл собой высокий образец старчества, истинного духовничества. Надо было прожить с ним бок о бок несколько месяцев, чтобы научиться понимать глубину его внутреннего духовного мира, не соблазняясь странными поступками. Живя рядом со старцем, я с каждым днем все больше и больше узнавал его, и мое представление о нем менялось. Сначала я жалел его, как бедного помешанного монаха, впоследствии радовался, встречая в нем сочувствие и понимание. Спустя некоторое время я удивлялся тому, что этот странный монах знает почти наизусть Ветхий и Новый Заветы. Зная, что от избытка знаний можно лишиться ума, я с еще большей жалостью стал относиться к нему. Вскоре я заметил, что он дает ответы на вопросы, которые я вслух не задавал, но которые меня действительно волновали. Он мог читать мысли. Это меня очень озадачило и в какой-то степени напугало — какая же сила стояла предо мной? Прошло время, я убедился, что это была сила, перед которой все преклоняются, сила, которая может укротить не только грешного человека, но и самого свирепого льва: сила молитвы и любви».
В заключительной части книги читатели найдут наставления прп. Гавриила. Для начала несколько вопросов прихожан и ответов старца. Так, например, прихожане спрашивали преподобного: «Вы говорите, что мы всегда должны помнить о Боге и о вере. Когда мы едим — как можно помнить о них?» Отец Гавриил отвечал: «Когда ешь, должен помнить о страждущих, голодных, жаждущих — вот в этом выражаются вера и любовь к Богу и ближнему». Следующий вопрос: «Поминки имеют значение для покойного?». Отец Гавриил говорил: «Когда устраиваешь поминальный обед в память о покойном и часть его приносишь в церковь, это приравнивается к освобождению заключенного из карцера и прогулке на чистом воздухе, а если просишь отслужить литургию в память об усопшем, то его душа, подобно орлу, возносится ввысь из ада». Еще на одни вопрос прихожан: «Почему человек духовно падает?» отец Гавриил ответил: «Чтобы вновь встать. Если он не упадет, то никогда не встанет, никогда не укрепится в вере. Господь допускает все наши падения только для того, чтобы укрепить нас в вере».
«Любовь спасет мир, - говорил отец Гавриил. - Пусть никто не думает, что любовь — врожденный талант. Любви можно научиться, и вы должны стремиться к ней. Господь не любит пышных слов, Бог любит дело. Доброе дело и есть любовь. Когда творишь добро, поднимаешься на одну ступень, а когда грешишь — опускаешься вниз. Вся наша жизнь представляет собой такие взлеты и падения. Если человеку присущи все добродетели, но он не имеет любви — считай, что он ничем не обладает».
***
Так прожил старец Богом дарованную жизнь и 2 ноября 1995 года мирно отдал душу Создателю. В награду за беспредельную верность Господь и после смерти старца оставил ему дарованную при жизни целительную силу. Поэтому к его могиле не иссякает поток людей, которые на себе испытали чудеса исцеления от елея его лампады. Паломники уносят с собой благодать святого места, где в IV веке в четырнадцатилетнем возрасте обрела свою обитель и подвизалась святая равноапостольная Нина. Терновник, где запечатлен ее благодатный след, след просветительницы Грузии — был любимым местом отца Гавриила. Памяти святого отца посвящена эта книга. Она представляет собой краткий вариант большого сборника воспоминаний о старце Гаврииле «Диадема старца Гавриила», который скоро выйдет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.