Я жду вас в Самтавро...

  • Автор обзора: Телеканал Союз

6654.jpg

26 августа 1929 года в Тбилиси родился мальчик, Годердзи Ургебадзе, которого в округе все называли именем отца – Васико. Маленький Васико отличался молчаливостью, садился в угол и из спи­чек строил церквушки. Это было его един­ственным увлечением. А как-то мальчик стал свидетелем шумного разговора между соседками. Одна крича­ла другой: «Не распинай меня, как Христа на кресте!» Удивленный Васико спросил: «А за что распяли Христа?» За ответом ему посоветовали пойти в церковь. Сторож тайно впустил его, показал распятого Христа, и мальчик с бла­гоговением преклонил перед ним колени. Он стал копить деньги, чтобы купить себе Евангелие, — купил и начал его читать. О том, что было дальше, и кем стал впоследствии этот мальчик, рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гума­нитарного университета. Она называется «Я жду вас в Самтавро».


Я думаю, что многие наши читатели догадались, что эта книга рассказывает о жизни грузинского старца преподобноисповедника Гавриила (Ургебадзе). Жизнеописание автор-составитель книги монахиня Евфимия (Мшвениерадзе) предваряет такими словами: «Как поразительно красива наша планета Земля! Нет такой страны, которая не была бы отмечена печатью удиви­тельной природной красоты. Каждой стра­не дан уникальный драгоценный дар, ни­кто не остался обделенным. Нет народа на этой земле, в котором не было бы духовно прекрасных людей, наделенных глубокой верой, преданностью, жертвенностью и отзывчивостью. Есть на нашей родной Земле удивительная страна Грузия, из­бранная Пресвятой Богородицей. Первый удел Божией Матери. Почему и за что этой земле такая честь, милость, награда и уте­шение от Господа, знает только Он Сам.

Вся история Грузии, начиная с ее ца­рей, цариц, духовных лиц и простых лю­дей — это история глубокой преданно­сти Христу. Сколько в Грузинской Церкви святых царей и цариц, которые предпоч­ли роскоши и довольству жизни долгое, а иногда и пожизненное мученичество и смерть за Христа и народ! Сколько мона­хов обагрили своей святой кровью землю! Сколько простых горожан предпочли му­ченический венец предательству и отрече­нию от Спасителя! Небесная Церковь пол­на грузинскими святыми. Многие из них изображены на иконе «Слава Грузинской Православной Церкви». И чем больше чи­таешь и изучаешь историю Грузии и узна­ешь истинное ее лицо, тем больше понима­ешь, откуда и за что дано ей столько любви и благословения от Господа: за жертвен­ность и преданность Богу.

Редким проявлением жертвенности и любви к Богу и ближнему была и жизнь ар­химандрита Гавриила (Ургебадзе)... Челове­ка, наполненного любовью. Всю свою жизнь втайне от людей он творил добро и чуде­са, старался скрыть свою мудрость и путем юродства уничижал себя перед людьми. Од­нако окружающие ощущали в нем обилие Божией благодати и приходили к нему за мо­литвой и советом. Юродивый старец стоял непоколебимо на вершине любви, поэтому грузинский народ назвал его «священной любовью» и «чудом двадцатого века». Старец Гавриил был великим угодни­ком Божиим, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям. Грузинская Церковь канонизировала его как исповедни­ка и Христа ради юродивого. Память нового святого решено отмечать 2 ноября (день его кончины). Священный Синод Русской Пра­вославной Церкви включил старца Гавриила в месяцеслов Русской Православной Церкви. Его краткое жизнеописание составило первую часть этой книги.

Своим духовным чадам старец Гавриил говорил: «Молитесь за всех, оставляю вам заповедь... Вначале помолись о тех, кого больше всего любишь, например, о своих детях. Потом помолись об остальных членах семьи, после чего о всех соседях и родственниках, молись обо всех. Благослови город, где ты живешь, но Тбилиси — не единственный город, благо­слови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами — проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех, остался толь­ко враг твой, и его не оставляй, помолись и о враге. Проси Бога наполнить сердце его добротой, а разум — мудростью. Вот так и сможешь молиться о своем враге. Господи, научи молиться перед Тобой и защищать святые заповеди, чтобы наши сердца напол­нились добротой и жили мы в соответствии со Словом Твоим».

С необычайной точностью выполнял старец Гавриил все заповеди христианского учения, свечой во тьме ему служила жертвенная любовь к Богу и ближнему. И, конечно, не могла такая подвижническая жизнь оказаться незамеченной. Сегодня воспоминаниями о старце делятся с нами те, кто знал его, а их рассказы составили вторую часть книги. Прочитаю некоторые из них. Вот что вспоминает митрополит Даниил (Датуашвили): «Я сблизился с отцом Гавриилом, когда слу­жил в монастыре Самтавро. После Като­ликоса-Патриарха всея Грузии Святей­шего и Блаженнейшего Илии II он был для меня самым большим авторитетом. В любое время страждущий мог обра­титься с любой просьбой к нему, и не было случая, когда он оставлял кого-то без внима­ния и сочувствия. Не помнил, что он ел или что пил, что надевал, где и когда спал. Его никто не пом­нит беспечным. Иногда он уходил на неко­торое время в себя, и в эти минуты полно­стью оставался с Господом. Всю жизнь он боролся за то, чтобы любовь побеждала зло, вера — безверие, надежда — безнадежность. И в этой борь­бе почти всегда он побеждал».

Свою историю рассказывает и митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев): «В Грузии мне довелось познакомиться с еще одним святым — иеромонахом Гавриилом (Ургебадзе). Его судьба необычна. Долгие годы жил он в частном доме со своей мате­рью. И дом этот он превратил в храм, где хранились всевозможные предметы церковной утвари: и лампады, и кресты, и подсвеч­ники и напрестольные Евангелия. Чего там только не было! Даже репродукции с икон, вырезанные из советских журналов и заве­денные в рамки. Все это отец Гавриил бе­режно собирал на протяжении многих лет. У него были большие лучистые глаза, в ко­торых светилась любовь. И говорил он бо­лее всего о любви: о том, что любовь выше любых канонов и что человек в последние времена будет спасаться любовью, добротой и смирением».

8.jpg

 А вот что говорит о преподобном Отар Николаишвили: «Старец Гавриил являл собой высокий об­разец старчества, истинного духовничества. Надо было прожить с ним бок о бок несколько месяцев, чтобы научиться по­нимать глубину его внутреннего духовного мира, не соблазняясь странными поступками. Живя рядом со старцем, я с каждым днем все больше и больше узнавал его, и мое представление о нем менялось. Сна­чала я жалел его, как бедного помешанного монаха, впоследствии радовался, встречая в нем сочувствие и понимание. Спустя не­которое время я удивлялся тому, что этот странный монах знает почти наизусть Вет­хий и Новый Заветы. Зная, что от избыт­ка знаний можно лишиться ума, я с еще большей жалостью стал относиться к нему. Вскоре я заметил, что он дает ответы на во­просы, которые я вслух не задавал, но кото­рые меня действительно волновали. Он мог читать мысли. Это меня очень озадачило и в какой-то степени напугало — какая же сила стояла предо мной? Прошло время, я убедился, что это была сила, перед кото­рой все преклоняются, сила, которая может укротить не только грешного человека, но и самого свирепого льва: сила молитвы и любви».

В заключительной части книги читатели найдут наставления прп. Гавриила. Для начала несколько вопросов прихожан и ответов старца. Так, например, прихожане спрашивали преподобного: «Вы говорите, что мы всег­да должны помнить о Боге и о вере. Когда мы едим — как можно помнить о них?» Отец Гавриил отвечал: «Когда ешь, должен помнить о страждущих, голодных, жаждущих — вот в этом выражаются вера и любовь к Богу и ближнему». Следующий вопрос: «Поминки имеют значе­ние для покойного?». Отец Гавриил говорил: «Когда устраиваешь поминаль­ный обед в память о покойном и часть его приносишь в церковь, это приравнивается к освобождению заключенного из карцера и прогулке на чистом воздухе, а если просишь отслужить литургию в память об усопшем, то его душа, подобно орлу, возносится ввысь из ада». Еще на одни вопрос прихожан: «Почему человек духовно падает?» отец Гавриил ответил: «Чтобы вновь встать. Если он не упадет, то никогда не встанет, никог­да не укрепится в вере. Господь допускает все наши падения только для того, чтобы укре­пить нас в вере».

«Любовь спасет мир, - говорил отец Гавриил. - Пусть никто не думает, что любовь — врожденный талант. Любви можно научиться, и вы должны стремиться к ней. Господь не любит пышных слов, Бог любит дело. Доброе дело и есть любовь. Когда творишь добро, поднимаешься на одну ступень, а когда грешишь — опускаешься вниз. Вся наша жизнь представляет собой такие взлеты и падения. Если человеку присущи все добродете­ли, но он не имеет любви — считай, что он ничем не обладает».

***

Так прожил старец Богом дарованную жизнь и 2 ноября 1995 года мирно отдал душу Создателю. В награду за беспредельную верность Господь и после смерти старца оставил ему дарованную при жизни целительную силу. Поэтому к его могиле не иссякает поток людей, которые на себе испытали чудеса исцеления от елея его лампады. Паломники уносят с собой благодать святого места, где в IV веке в четырнадцатилетнем возрасте обрела свою обитель и подвизалась святая равноапостольная Нина. Терновник, где запечатлен ее благодатный след, след просветительницы Грузии — был любимым местом отца Гавриила. Памяти святого отца посвящена эта книга. Она представляет собой краткий вариант большого сборника воспоминаний о старце Гаврииле «Диадема старца Гавриила», который скоро выйдет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гума­нитарного университета.

Источник: Телеканал "Союз"


Теги: