Яркий образ святого князя

  • Автор обзора: Екатерина Ратникова
  • Книга: Святой Александр Невский
  • Автор книги: Ананичев Александр

Святой Александр Невский. А. Ананичев.
М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. — 92 с.: ил.


Книг об Александре Невском вышло в этом, юбилейном, году немало. Но эта выделяется среди них, стоит особняком.

Всем известно, что житие великого князя изобилует подвигами. Это и военные победы, и подвиги смирения перед татарскими ханами в непростые для нашей страны времена. Описать это множество фактов интересно и одновременно глубоко, без сухости, лишней патетики и назидательности — непростая задача, особенно в том случае, если книга предназначена для детей. В этом издании, на мой взгляд, получилось рассказать о святом князе так, чтобы его образ стал ярким, запоминающимся, понятным для читателей любого возраста, интересующихся историей и желающих объяснить себе великую славу благоверного князя Александра.

Прежде всего — книга хорошо написана. Текст образный, изобилует красивыми длинными описаниями, одновременно помогающими читателю как бы перенестись в место действий и задающими размеренный, спокойный тон. А умелое использование порядка слов в предложениях (то прямой, то обратный) помогает не терять атмосферу неторопливости, неспешного сказания о старых временах. Вот как, например, описывается свадьба Александра: «Чинно шло столованье, строго соблюдался установленный свадебный порядок. Три дня длилось в Торопце светлое пиршество. Три дня длилось оно в Великом Новгороде — не из-за любви князя к веселым пирам, а ради желания поделиться своею радостью с народом». Или вот — новгородцы готовятся к сражению со шведами: «Одобрительно зашумели новгородские воины, принимая княжеское напутствие. У всех появилась уверенность в торжестве правого дела. Бог не оставит без помощи Своей благочестивого князя. Держись теперь, дерзкий Биргер!»

При этом образный, интересный текст не уводит читателя в сторону от основных исторических событий. Книга насыщена конкретными фактами, помогает сопоставлять, думать, оценивать поступки героев самостоятельно. Например, мы узнаем, что князь женился на дочери половецкого князя, потому что она «и хороша, и умна». В повествовании о крестоносцах много сказано о том, откуда они произошли и в чем оказалось сходство их похода на Русь с походом Чингисхана. Чувствуется, что автор глубоко погружен в древнерусскую историю и знает ее так, что ни одно разъяснение в книге не выглядит специальным разъяснением, а льется естественно и свободно по ходу речи. Вот, кстати, про «свинью»: «Крестоносцы наступали клином, тесно прижавшись друг к другу и выставив вперед длинные копья, будто щетину. Такой строй русские называли “свиньей”. С высокого холма поглядеть — в самом деле, на свинью похож». Совсем не напоминает статью из учебника, правда же? А новые знания останутся с читателем, к тому же образ щетинистой за счет копий свиньи запоминается отлично.

С другой стороны, порой такая глубина проникновения в язык и историю не всем может быть понятна. Некоторые термины разъяснены в специальных примечаниях, а некоторые — нет, и дело не в выборочности, а в том, что автор, видимо, не предполагает, как можно не понимать очевидные слова (например, кафтан, стрела каленая, мзда, кичливый). Наверное, все же подобные книги надо читать тогда, когда есть определенные начальные знания о древнерусской культуре, или у родителей есть возможность объяснять все непонятное. Но нельзя сказать, что это минус: речь повествования была бы гораздо беднее без обилия слов, принадлежащих эпохе, и если бы при взгляде на каждое из них приходилось спускаться глазами в строку разъяснений, было бы сложнее получить удовольствие от книги в целом. Получилось бы издание одно из многих, совсем непохожее на то, что перед нами.

Отдельно хочется сказать об иллюстрациях. Их много, и они разные. Это, в первую очередь, картины, старые и современные, известные и не очень: И. Я. Билибина, Г. И. Семиградского, А. М. Васнецова, П. Д. Корина и других. Рядом с ними много страниц разного формата из летописных сводов, есть несколько икон и фотографий. Это обилие не существует само по себе, а как бы встроено в тело книги с помощью других, специальных иллюстраций, задающих тон и ритм — акварелей художника Ю.Ф. Николаева. Это «обрамление», или, лучше сказать, чередование получилось удивительно органичным: разнородные по технике, времени создания и первоначальным задачам изображения через эти акварели каким-то волшебным образом соединились в единую, цельную галерею страниц из разных периодов жизни князя Александра. Вот он молится в храме святой Софии, курчав, светел и сосредоточен. А вот уже ранит шведского полководца Биргера, и у него другое лицо — но какая нам разница: усатый Биргер падает с коня, а лицо русского князя сердито, но спокойно, вселяет уверенность и отвагу. Вот князь стоит рядом с юной невестой — и мы снова не замечаем его чуть другой внешности. Вот он держит на руках малыша, сына Даниила, и улыбается. А вот знаменитейшая картина Корина: перед нами зрелый мужчина, проживший сложную жизнь, и в каждой линии его фигуры мы чувствуем напряжение, ожидание нападения и готовность его отразить ради мирных стен и храмов за своей спиной. Темная фигура с иссушенным, болезненным лицом, всматривающаяся в даль или вглубь себя, Александр Невский, живая защита и опора русских земель. Он здесь не отдален от нас, не возвышен, он — человек.

И в единении таких разных изображений, канонических и индивидуальных, чуть легче, на мой взгляд, угадываются настоящие черты биографии того, о ком говорит нам текст книги, не такой переменчивый, как иллюстрации, но такой же живой, показывающий нам и человеческие, и героические стороны жизни князя. Книга получилась многогранной, многоуровневой, ее интересно открывать, задавать себе и другим вопросы, интересно думать, как в соединении веры в Бога и веры в человека проходила жизнь великого святого, как сохранилась о нем память и дошла до наших дней.

Журнал «Православное книжное обозрение»