Жанровое многообразие творческих работ победителей и призёров Международного конкурса имени И.С.Шмелёва «Лето господне»
- Автор обзора: Васюченкова Т.
«Творчество, творить» - эти слова, вне самого сомнения, входят в синонимический смысловой ряд со словами «созидать, открывать, преображать, удивлять». Хорошие творческие работы воспринимаются мною как уникальный подарок нам, читателям.
Всё уникальное носит индивидуальный, неповторимый характер, поэтому и удивляет, и радует.
Я в этом убедилась в который раз, обратившись к работам победителей и призёров предыдущих лет международного конкурса «Лето господне». Работы, отмеченные жюри как лучшие, отличаются жанровым своеобразием: это рассказы, очерки, стихи, дневниковые записи, эпистолярные послания, интервью, краеведческая проза, путешествие, литературно-критические статьи и исследования, эссе.
Больше всего конкурсантами написано рассказов. Несмотря на то что среди участников конкурса нет писателей, создают свои произведения они в соответствии с законами жанра: впечатляют яркие запоминающиеся образы, выстраивание сюжетной линии, композиция произведений, изысканность выразительных средств языка.
К жанру путешествия тоже обращаются многие , но далеко не все гармонично соединяют личностное восприятие увиденного с предметами, объектами описания. К сожалению, стандартные работы похожи друг на друга, как копии: указывается маршрут путешествия, описывается увиденное в пути, включаются исторические данные, факты, однообразен оценочный словесный ряд. Такие работы не запоминаются. А в работах призёров конкурса эмоциональное настроение пронизывает весь текст. Как раньше древние сказители сопровождали свой рассказ игрой на гуслях, так и в этих работах слышится определённая мелодия, она окрашивает текст и не теряется от первой до последней строки. Это своего рода искусство: отразить свои чувства в слове и передать его читателям, увлечь их. В работах , не вошедших в число призовых, эмоциональным, как правило, является вступление или заключение, далее авторы, переходя к конкретному описанию, теряют эту нить, в результате нарушается стилистическое и эмоциональное единство.
Краеведческие работы тоже нередки, это хорошо, что молодое поколение изучает историю родного края, представленную в лицах, биографиях людей, в архитектурных памятниках. Но данная работа не должна быть исторической справкой. Интересны очерки, исследования, отражающие процесс поиска этих материалов: почему захотелось узнать, когда при каких обстоятельствах возникло желание изучить, узнать новое, , что читал, изучал, к кому обращался в поисках истины, каков результат, изменился ли сам, соприкоснувшись с живой историей. Проектные работы, как правило, соответствуют этим требованиям. Есть среди лучших работ и такой жанр.
На втором месте по количеству избравших стоит жанр сочинения-рассуждения и жанр эссе.
Жанр сочинения-рассуждения, отражающего отношение к прочитанным произведениям, часто приобретает вид литературно-критической статьи, настолько глубоко исследуют юные читатели духовные основы произведений русской литературы, их содержание, идейно-художественное своеобразие в свете их связи с христианскими заповедями.
Конечно же, можно прочитать академические литературно-критические статьи и расширить своё представление об уникальности книг писателей-классиков. Как выразить свою точку зрения? Как передать своё видение темы, проблем, идей, характеров героев? Тем и отличались работы известных критиков своего времени, что отчётливо было выражено авторское «я» , например, оценка драмы А.Н.Островского «Гроза» Н.А.Добролюбовым и Д.И.Писаревым, статьи В.Г. Белинского о Пушкине или научное исследование произведений русской литературы М.М.Дунаевым.. В работах победителей и призёров конкурса именно это авторское «я» отчётливо выражено, познание неотрывно связано с самопознанием, этим они и интересны.
Особого внимания заслуживает жанр эссе. Типичная ошибка пишуших в том, что они любое рассуждение называют эссе, забывая об авторской индивидуальности. В словаре литературно-творческих терминов отмечено, что эссе относят к сочинениям или текстам, в которых концепция автора в отношении исходного текста даётся в оригинальной форме: «Эссе (от латинского exagium- взвешивание) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе –вид творческой работы- уже давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М.Монтень)». Таким образом, подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи – это первое свойство данного жанра. Некоторых подкупает эта внешняя простота (пиши о чём хочешь); они не учитывают того, что в этом жанре могут соединиться различные способы освоения мира: и художественный, и научный, и религиозный, и философский, что выявляются особые умения познания : умение находить аналогии, умение сопоставлять различные факты, явления и предметы действительности, находить общее и, может быть, несовместимое. Эссе выявляет уровень аналитического мышления, образного, ассоциативного, а также уровень коммуникативной и речевой культуры.
Авторы лучших работ в жанре эссе, отмеченные членами жюри, справились с очень нелёгкой задачей и продемонстрировали знание жанрообразующих признаков и разные формы этого жанра: исповеди, литературно-критические статьи, художественные и философские зарисовки,
Страницы из дневника и работы эпистолярного стиля очень близки жанру эссе. Доверительные интонации, иногда исповедальные откровения, наблюдения за жизнью, поведением людей подчеркивают индивидуальность пишущего, отражают процесс самопознания личности. А читатель невольно оказывается в роли собеседника и друга, ведь тебе открыли душу. Может показаться, что легко преобразовать текст в форму дневниковой записи, стоит расставить даты. Нет, надо так писать, чтобы читающий поверил в искренность, глубину высказываний. Мастерски с этим справились лишь немногие участники конкурса.
Стихотворения, присланные на конкурс, отличаются единством содержания и формы. Воплотить в яркой выразительной форме самую глубокую идею дано не каждому. Умению слагать стихи, на мой взгляд, обучить невозможно, если человек не слышит «созвучье слов живых». Это дар и благословение Божье. Радует, что среди конкурсантов есть истинные ценители слова, их работы пополнили копилку драгоценных мыслей.
С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов