Жемчужины Нагорной проповеди

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Жемчужины Нагорной проповеди. О главном в христианстве
  • Автор книги: архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

М.: Никея, 2019. — 352 с.


О чем проповедовал Христос? Что самое главное в православной вере? Богословы и философы, исследователи и мыслители сходятся во мнении, что Нагорная проповедь Спасителя, занимающая три главы Евангелия от Матфея, — это и есть квинтэссенция христианского учения. Разобраться в одном из ключевых моментов Нового Завета поможет книга архимандрита Ианнуария (Ивлиева), вышедшая в свет в издательстве «Никея». Она называется - «Жемчужины Нагорной проповеди. О главном в христианстве». На ее страницах автор раскрывает для читателей богословский, исторический и культурологический контексты этого важнейшего евангельского фрагмента, показывая удивительный смысл таких простых и одновременно невероятно глубоких слов.


1. Автор книги - архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) - выдающийся библеист, богослов, исследователь Нового Завета, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Один из авторов «Православной энциклопедии». Родился в Вологде в семье служащих. В 1966 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета, где проработал в качестве аспиранта и сотрудника в области научных исследований в физике околоземного космического пространства по 1975 год. А затем в его жизни происходит радикальный переворот: специалист с высшим образованием, он вдруг перечеркивает свою карьеру и обращается к вере и к Церкви,  и поступает в Ленинградскую Духовную Семинарию.

2. Что же привело физика, несколько лет проработавшего по специальности, к этой перемене. Как говорится в Санкт-Петербургском церковном вестнике «Вода живая», «интерес к Библии как к великому тексту привел в Церковь Дмитрия Ивлиева — будущего монаха, иеромонаха, архимандрита Ианнуария, профессора Духовной академии. Точнее, даже не просто интерес, а любовь к Библии как к слову, Слову с большой буквы. Тут важны оба греческих корня, из которых складывается всем знакомое слово «филология»: «филия» — любовь, «логос» — слово. Любовь к Слову — вот что сделало отца Ианнуария таким, каким его знали и любили несколько поколений студентов, слушателей различных лекционных курсов, радиопередач, читателей журналов, и многих самых разных людей, с кем он общался».

3. Он был пострижен в монашество 8 марта 1979 года. В 1981-м защитил диссертацию на степень кандидата богословия по теме «Святоотеческие толкования так называемых субординационистских мест Священного Писания». В 1985 году отцу Ианнуарию было присвоено ученое звание доцента Ленинградской Духовной Академии. На протяжении многих лет батюшка выступал с докладами по библеистике на различных форумах, коллоквиумах, конференциях, семинарах, публиковал статьи в журналах и сборниках. Одновременно с этим он многие годы читал лекции по Священному Писанию Нового Завета, библейской истории, библейскому богословию, а также на более широкие культурологические темы в самых разных аудиториях - от сугубо церковных до светских. 21 декабря 2017 года ведущий православный исследователь в области Священного Писания Нового Завета - архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) – отошел ко Господу.

4. В списке его богословских трудов – книга «Жемчужины Нагорной проповеди». Она посвящена Нагорной проповеди – самым, может быть, дорогим словам Евангелия от Матфея: словам, сказанным самим Христом. Как пишет автор, «Нагорной проповеди предшествуют сообщения о начале общественного служения Иисуса Христа, Который провозгласил пришествие Царства Небесного, призвал первых учеников и ходил по всей Галилее с проповедью Евангелия Царствия, Своим поведением, Своими действиями наглядно являя людям пришествие этого Царствия: Он исцелял всякую болезнь и немощь в людях. Естественно, за проповедником и целителем следовали толпы. И вот, ввиду наплыва большого количества народа, который искал помощи, Иисус обращается к людям со Своей знаменитой Нагорной проповедью. «Нагорной» она традиционно называется, потому что была произнесена с горы. Эта проповедь в Евангелии от Матфея занимает три главы – пятую, шестую и седьмую».

5. Ее-то и рассматривает отец Ианнуарий. Комментируя практически каждое слово этого евангельского фрагмента, автор вводит читателя в широкий богословский, исторический и культурологический контекст и размышляет о том, чему Нагорная проповедь учит каждого из нас. Он, по словам писателя Евгения Водолазкина, показывает, как из области общественного нравственные предписания переводятся Христом в сферу персонального. То, что прежде в силу исторической необходимости было обращено к народу, становится обращением к человеку. Ветхий Завет дает как бы достаточное условие для достижения гармонии с Богом, Христос же формулирует это условие как необходимое, как отправную точку для движения вверх. Ветхий и Новый Заветы в Нагорной проповеди неразрывны, как неразрывны (вспомним митрополита Илариона) Закон и Благодать.

6. Как отмечает Евгений Водолазкин, в этом труде отца Ианнуария - живая и прекрасная речь. Не умствование, не скучное назидание, а исполненный высокой простоты и понятный слушателям рассказ о том, как спастись. Рассказ Спасителя о спасении. Поэтому и предназначена эта книга, если не для всех, то для очень многих: верующих и неверующих, христианских богословов и «практиков», историков и филологов. Для лириков и, конечно же, физиков – если вспомнить об образовании отца Ианнуария, окончившего физический факультет Ленинградского (тогда) университета. Темой научных занятий будущего богослова было исследование физики околоземного космического пространства. Понятно, что после такой физики должна следовать метафизика. Это закономерное движение от околоземного пространства к Небесам.

7. Говоря о предназначенности издаваемой книги самым разным читателям, я, - отмечает Евгений Водолазкин, имею в виду, среди прочего, то внимание, которое автор уделяет письменной традиции Нагорной проповеди. Так, отец Ианнуарий, историк и филолог, разъясняет читателям, отчего Бог – Вседержитель, а не Всесильный, как так случилось, что в ранних рукописях некоторые тексты короче, чем в поздних, и почему «аки тать в нощи» – вполне допустимое сравнение. Помимо всех своих несомненных достоинств, книга еще просто хорошо написана. Это – для «лириков», к которым я, - говорит Евгений Водолазкин, некоторым образом отношусь.

***

Читая книгу нашего современника, выдающегося богослова, библеиста, архимандрита Ианнуария (Ивлиева), вы, говорят издатели, вместе с его автором окунетесь в исторический и культурный контекст одного из самых значимых эпизодов евангельской истории — Нагорной проповеди Спасителя. Как сегодня нам, христианам шумного мегаполиса, следовать этим понятным, простым, но трудным в исполнении истинам? Автор помогает пробраться сквозь тернии непонимания исторического контекста, культурных особенностей того времени и неточных переводов Писания к жемчужинам учения Христа. Эта книга отлично показывает, что проповедь Иисуса была обращена не только к избранным ученикам, но абсолютно к каждому человеку.

Телеканал "Союз"/У книжной полки