Жил на земле, как ангел во плоти

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Жил на земле, как ангел во плоти. Епископ Кронид (Мищенко)

Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2019, — 160 с.


В 1981-м году по благословению Святейшего Патриарха Пимена был утвержден Собор Радонежских святых, насчитывающий около 80 учеников преподобного Сергия, собеседников, святых иноков Троице-Сергиевой лавры. Но не только в далеком прошлом славилась обитель своими подвижниками, но и сейчас, в наше время, здесь подвизаются удивительно чистые, отзывчивые, одухотворенные люди. Одним из них был и епископ Кронид (Мищенко), богоизбранный руководитель в деле спасения людей. О нем рассказывает книга, выпущенная в свет издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она называется «Жил на земле, как ангел во плоти».


1. Эта книга повествует о жизни и трудах замечательного подвижника благочестия епископа Днепропетровского и Криворожского Кронида. Более двадцати лет он посвятил монашеству в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где одним из его послушаний было принимать исповедь. Это стало его миссией, привлекло к нему многочисленных духовных чад, которые и рассказывают на этих страницах о том, чем он располагал к себе людей, как молитвенно помогал им, каким он был человеком — их батюшка, а в последний год жизни — епископ, владыка, к которому они продолжали ездить, несмотря на расстояния, запреты, пограничные кордоны, и до сих пор стремятся попасть к нему, теперь уже — на могилу.

2. В жизнеописании, которое открывает эту книгу, мы читаем следующее: «В конце 80-х годов двадцатого века в Троице-Сергиевой Лавре произошел случай, о котором знали тогда немногие. Ведь монашество не любит афишировать свою потаенную жизнь. И потому все молчали, пока живы были участники этого события. А случилось вот что. Послушника Лавры Игоря Давыдова послали с каким-то поручением к архимандриту Крониду.  Но войти в монашескую келью просто так нельзя – нужно постучать один, два, три раза, и, если брат не открывает и не отзывается, смиренно уйти. Этому очень строго учил молодых монахов и послушников старец Лавры cхиархимандрит Кирилл (Павлов). Ведь никто не знает, что в это время происходит за дверью кельи.

3. Послушник Игорь так и сделал. Он прочитал Иисусову молитву, как это совершают во всех монастырях, но ответа не было. Оказалось, что дверь не заперта. И он ее приоткрыл – совсем чуть-чуть, чтобы увидеть, есть ли кто-нибудь в келье. И увидел невероятное: архимандрит Кронид стоял перед иконами, весь уйдя в молитву, - но стоял не на полу, а на воздухе… Игорь тут же пришёл к старцу Кириллу и, потрясенный, рассказал ему об увиденном. И отец Кирилл велел ему молчать до поры до времени. Так что о происшедшем было известно только отцу Кириллу, послушнику Игорю и еще - другу Игоря игумену Иову (Талацу).

4. Не удивительно, что этот случай оказал большое влияние на судьбу молодого послушника. Игорь принял монашество с именем Зосима. Его дальнейший путь в Церкви был ясен и прям – от послушника в Свято-Троицкой Лавре до архиерейства на одной из самых удаленных и неосвоенных кафедр, епископа Якутского и Ленского. Епископ Зосима умер в возрасте сорока семи лет, и только после его смерти игумен Иов (Талац) решился рассказать о том происшествии. Он опубликовал свое свидетельство в книге, посвященной памяти епископа Зосимы. Владыки Кронида к тому времени тоже не было уже в живых. Чем ярче горит свеча, тем быстрее она сгорает. А еще, говорят, Господь, забирает к себе самых лучших. Наверное, там, в вечности, они нужны не меньше».

5. Но, как отмечают составители книги, и на земле они тоже нужны. А потому здесь, в этой жизни и сегодня остаются люди, чьи сердца после общения с монахом Кронидом зажглись верой. И эта вера передается от них другим, как по цепочке. В Днепропетровске владыка Кронид служил епископом Днепропетровской и Криворожской епархии. Но духовные чада были у него не только в этом краю. Из Харькова, Чернигова, далекой Сибири, Архангельска, Урала, Белоруссии, Грузии, Молдавии и многих других мест приезжали к нему паломники. Чем же он привлекал к себе, что так к нему стремились? Что делало его известным людям, несмотря на монашескую скромность?

6. Он родился 25 августа 1940 года и наречен был Михаилом. Родители Миши были людьми верующими, православными. Так бы, наверное, и жили дальше, - в труде, молитве и мире. Но в 1941-м грянула война, и отца призвали в армию. Прощаясь, благословил свое семейство и наказал всем хранить веру, а матери – детей в вере воспитывать. «Бог не оставит», - только и сказал. Отец не вернулся, погиб на фронте. Надежда на Бога стала единственной опорой матери. Жилось очень трудно. Приходилось часто и без обеда оставаться, поскольку нечего было на стол поставить. Не хватало хлеба, одежды, обуви. Одежонка и сапоги переходили от старшего к младшему. 

7. На всю жизнь запомнил Миша дрожащий огонек лампадки перед иконами и молящуюся маму. И как скатывались по ее щекам крупные слезы, когда просила Матерь Божию о милости к детям, о помощи им. И дети рядом с мамой на коленях стояли, и тоже молились. Через много лет, уже будучи монахом Кронидом, он скажет одному из своих духовных чад: «Как важно ценить маму, пока она есть. Часто вспоминаю свою мать. Она всегда ходила в слезах. Мне было жалко ее, но я стеснялся этих слез на людях. И однажды даже сказал ей: «Мама, когда ты плачешь, иди впереди, чтоб люди не видели, что мы вместе». Как бы я хотел сегодня идти с ней рядом»! Тринадцатилетним подростком он принял самое важное для себя, окончательное решение – посвятить жизнь Богу. И вся его дальнейшая жизнь показала, что принятое мальчиком решение действительно было окончательным. Подробнее о его дальнейшей жизни говорится на страницах книги.

8. Но, как отмечают составители, говоря о Михаиле, нельзя не сказать и о тех людях, с которыми Бог сводил будущего архипастыря на его жизненном пути. Как не удивиться тому, что в безбожном мире они, несмотря ни на что, находили друг друга? Ведь вся мощь тяжелой государственной машины была тогда брошена на то, чтобы истребить веру в сердцах людей. В детсадах и школах учили детей тому, что Бога нет. В праздники у храмов дежурили комсомольские патрули, чтоб не допускать туда молодежь. Закрывались монастыри. В океане житейского моря верующие люди подчас чувствовали себя, наверное, подобно Робинзону на необитаемом острове. И все-таки они не были одинокими, поскольку сохраняли связь с Богом. А через Него – и с другими людьми. О тех, кто окружал Михаила, а после пострига – отца Кронида в дни его земной жизни – также рассказывает эта книга.

***

Работа души совершается втайне и часто незаметно для окружающих. Так дерево растет. Сегодня это всего лишь слабенький хрупкий росток, который надо поливать, защищать, заботиться, чтоб его не сломали.  Но проходят годы, и ты с удивлением видишь на этом месте мощный развесистый дуб, под сенью которого теперь можно укрыться от жары, дождя и ветра.  Был мальчик Миша, потом юноша Михаил. А стал инок Кронид. Затем - иеродиакон, иеромонах, а вслед за тем – игумен и архимандрит. Он стал опорой и наставником для других. И со всеми делился своей верой в Бога, каждому отдавал частицу своего сердца. Многие, попав к нему на исповедь однажды, потом постоянно приезжали в Лавру, становились духовными чадами о. Кронида. Их воспоминания, а также проповеди епископа Кронида, дополняют это издание.

Телеканал "Союз"/У книжной полки