Журнал "Встреча" №46 2025

Автор: Коллектив авторов Все новинки

Житие преподобного Серафима Саровского

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Житие, подвиги, чудеса и прославление преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца
  • Автор книги: Левитский Никандр

М.: «Отчий дом», 2024. - 576 с., ил.


Преподобный Серафим Саровский - один из самых любимых и почитаемых русских святых.  Кто из православных не знает этого дивного старца, кто не чтит его святую память? Кажется, что нет такого человека, ведь даже неверующие люди, читая его житие, обращаются к Богу. На протяжении веков  не иссякал источник народной веры и любви к великому старцу, поток молитвенных прошений и воздыханий к нему. И не истощалась великая милость и любовь, изливающаяся в ответ от Батюшки Серафима. Об этом свидетельствует автор книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Отчий дом и называется "Житие, подвиги, чудеса и прославление преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца".

1. Эта книга Никандра Левитского сразу после выхода в свет в 1905 г. по праву стала считаться одним из самых полных и биографически точных житий преподобного Серафима. Она охватывает не только подвижническую жизнь святого старца, но включает еще и описание многочисленных случаев его чудотворной помощи как при жизни, так и по преставлении. Издание подробно рассказывает о главном духовном детище старца - Серафимо-Дивеевском монастыре. А еще книга повествует о прославлении батюшки Серафима в лике святых и включает описание Саровских торжеств 1903 года. В приложениях даются духовные наставления и келейное правило преподобного Серафима.

2. Предисловие открывается словами преподобного Серафима: «Когда меня не станет, - говорил старец, - ходите ко мне на гробик; ходите, как вам время есть, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что ни случилось бы с вами, все придите да мне на гробик, припав к земле, как живому, и расскажите, и услышу я вас, и скорбь ваша пройдет! Как с живым со мной говорите, и всегда я для вас жив буду!» Эти слова были сказаны преподобным Серафимом пред своею кончиною дивеевским сестрам, а в лице их, как отмечает автор, и всем русским людям. Такое завещание Православной Руси оставил дивный Саровский подвижник, готовясь к переселению от земли в горние обители!..

3. И не забыли православные русские люди знаменательных слов того, к кому при жизни любили прибегать за советом, наставлением, утешением, помощью, к кому несли свое часто безысходное горе, свое отчаяние, свои страдания, свои нравственные муки, сомнения и недоумения, — не забыли, как обыкновенно скоро забывают простых смертных по их кончине. И вот, когда смолкли уста подвижника, вещавшие «любви и правды чистыя ученье», устремились православные, как указал Преподобный, на «гробик» его, чтобы поведать почившему праведнику, как живому, свои скорби, свое горе, свои нужды... Чем дальше шло время, тем все больше и больше возрастало число таких паломников на «гробик» отца Серафима.

4. Шли сюда русские люди и находили себе то, чего искали, — откликался Преподобный на их просьбы, внимал их мольбам и молитвам и слал свою богатую чудесную помощь. Потекли источники такой благодатной помощи от «гробика» дивного отца Серафима для всех, обращающихся к нему с верою и сердечным сокрушением: исполнились слова Саровского подвижника, его обещание русскому народу: «И услышу я вас... и всегда я для вас жив буду!..» Конечно, отмечает автор, - побывать на «гробике» преподобного отца Серафима могли не все, желавшие этого, не все, стремившиеся поведать угоднику Божию свои душевные невзгоды; но кто из православных не слыхал этого дорогого для них имени?

5. Кому из русских людей задолго до 19 июля 1903 г. не был знаком образ этого «убогого» и любвеобильного подвижника, полного смирения и благодатных даров? Кто не видал изображений этого дивного старца, то коленопреклоненного на камне и молитвенно простершего руки к небу, то с тяжелой ношей за плечами идущего по лесу, то кормящего медведя, то со сложенными на груди руками и с закрытыми глазами стоящего на коленях пред образом Богоматери?.. Кто не восторгался рассказами о его необыкновенных подвигах, его чудесах, о его святой жизни, о его чрезвычайной любви и отзывчивости ко всем обращающимся к нему?.. Такие сказания о высоко аскетической жизни и необыкновенных подвигах отца Серафима, такие изображения некоторых событий и случаев из его жизни стали широко распространяться в Русской земле вскоре же после блаженной кончины Преподобного.

6. Так росла и распространялась слава Саровского подвижника из края в край нашего обширного отечества, привлекая на «гробик» отца Серафима целые толпы паломников, число которых к 19 июля 1903 г. возросло до огромной цифры. Притекая на «гробик» великого Саровского старца, прося его молитв и ходатайства за себя пред Богом, русские люди давно и пламенно желали скорейшего прославления сего подвижника и с своей стороны усердно возносили свои молитвы о том ко Господу. И исполнилось чаяние русских людей, оправдалась их глубокая вера в святость отца Серафима. Дивный Саровский подвижник прославлен».

7. По словам автора, «19 июля 1903 года навсегда останется достопамятным для нашего отечества, как день прославления того, кого глас народа давно-давно нарек великим угодником Божиим и чудотворцем. И как говорит псалмопевец, «в память вечную будет праведник». Саровское торжество прославления отца Серафима и открытия его святых мощей вызвало и создало обширную литературу о Преподобном, главным образом в форме житий его, начиная с самых кратких и кончая пространными. То же самое саровское событие было ближайшим поводом и к написанию данного жития.

8. Автор подробно описывает жизнь и подвиги святого, а также предлагает читателям для размышления наставления святого старца, его дорогие советы посетителям, а также рассказы о его прозорливости и проявлениях чудодейственной силы. Чему преподобный Серафим учил русский народ? Что служило предметом бесед святого старца с приходящими к нему? Касаются они не материальных благ, не тленных сокровищ, а того, что должно быть особенно дорого для каждого человека - спасения души, к чему должен стремиться каждый христианин. Прислушаемся же, говорит автор, с благоговением к речам, к этим беседам дивного Саровского подвижника, которым мы должны последовать, которые должны сохранить, если желаем пользы своей душе.

***

Преподобного Серафима в дни его жизни знала вся Русская земля от царских палат до убогой хижины крестьянина, к нему приходили целые тысячи с самыми разнообразными нуждами и запросами и к многоцелебным мощам его стекаются и теперь бесчисленные массы народа. В начале 20 века автор Никандр Левитский, приступая к написанию этого жития, несмотря на множество появившихся произведений такого рода, надеялся, что не окажется напрасным и его труд, внушенный исключительно благоговением к памяти великого Саровского чудотворца. «А если эта книга, говорил он, - окажется достаточною хотя немного удовлетворить духовную жажду читателей и начертать пред ними, хотя и в слабой степени, духовный образ дивного Саровского старца, то автор почтет свою цель достигнутою».

Телеканал "Союз"/У книжной полки