Живой опыт созерцания

  • Автор обзора: Мария Хорькова
  • Книга: Священный Патмос
  • Автор книги: Алфеева Валерия

М.: ИД «Познание», 2023. – 400 с., ил.


Книга Валерии Алфеевой «Священный Патмос» рассказывает о паломничестве на греческий остров, известный тем, что там евангелист Иоанн Богослов получил Откровение о конце мира и Втором Пришествии Спасителя, а также в Святую Землю к Мамврийскому дубу и к Великой лавре Саввы Освященного. К сожалению, немногие православные христиане смогут увидеть эти святыни своими глазами, и эта книга может стать для них утешением, а кроме того — живым опытом созерцания. В 2023 году издание стало лауреатом конкурса «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая публицистическая книга».

Как отмечает автор предисловия к книге Максим Калинин, в повести «Священный Патмос» «путешествие претворяется в созерцательное прочтение Апокалипсиса». Другие же повести книги — «Священный Синай» и «У Мамврийского дуба» ведут нас к переживанию и осмыслению ключевых ветхозаветных событий.

Многие знают, как в суете повседневных забот трудно сосредоточиться: мысли постоянно убегают то в прошлое, то в будущее. Поэтому так трудно нам дается созерцание — даже в прекрасном, святом месте. Для созерцания необходимо молитвенное усилие, и это ясно видно из книги Валерии Алфеевой. Она «мастерски разворачивает динамику этого присутствия: от первого чувства неудобства, препятствия, бездомности, с которым застают себя и автор, и читатель в начале каждой повести, через умолкание в созерцании, дающее место новому голосу, — до откровения отчего дома, который везде и нигде, ибо он внутри нас», — отмечает Максим Калинин.

Благодаря многочисленным фотографиям и рисункам, а также дневниковой манере изложения, читатель как бы путешествует вместе с автором, а бытовые подробности и исторические отступления делают текст более объемным. Подобраны они с большой тонкостью и смыслом — например, рассказ о Мамврийском дубе сопровождают его иллюстрации и фотографии разного времени — и мы наглядно видим, как засыхает, но не сдается дуб-патриарх, и с особым чувством читаем о том, что есть предание: «когда засохнет последняя ветвь Мамврийского дуба, настанет конец мира».

Интереснейшую часть книги составляют воспоминания автора о встречах с разными людьми (не только в Греции, но и в Англии, Франции и других местах) и в центре каждого такого повествования — то, как тот или иной человек пришел к Богу. Особенность этих рассказов не только в богатом жизненном опыте автора, но и в способности видеть во всех событиях руку Божию, и донести это видение до читателя.

При этом книга отнюдь не является умилительным благостным чтением. Здесь затрагиваются острые проблемы. Например, рассказ о русском странноприимном доме в Хевроне (одна из глав повести «У Мамврийского дуба») — это полный трагизма рассказ о расцвете и закате православной миссии в этих краях, обусловленных, прежде всего, историко-политическими причинами. Валерия Алфеева рисует эту картину с сочувствием и болью: «К ужину появился отец Георгий, единственный хранитель священной обители, маленький, со светлыми взлохмаченными волосами и красными глазами — в сильном подпитии. Говорят, запил он после смерти отца Иоанна, когда остался один на этом пустынном островке в окружении мусульман. После революции прекратился поток паломников из России, с начала интифады — из других стран. Бедный монах плакал и просил, чтобы прислали священника, но после отца Иоанна никто не мог вынести образа жизни, который десятки лет претерпевал старевший вместе с дубом надломившийся русский странник».

Однако даже самые горькие наблюдения согреты в книге Валерии Алфеевой упованием на Бога, ведь верующее сердце может найти надежду там, где здравый смысл отказывается ее видеть. Об этом стихи автора, которые сопровождают прозаическое повествование в книге:

Есть тишина на самом дне
страданья,
когда душа, уставшая от плача,
глядит в живую бездну мирозданья,
сквозь белый дым летучих облаков…
И нет ни слез, ни памяти, ни снов.
И жизнь и смерть уже не много
значат.
Небес высоких синева и ясность,
как вечность без начала и конца.
Душа свободна. И она бесстрастна.
Она одна перед лицом Творца.

Журнал «Православное книжное обозрение»