Краткое изложение Нового Завета

Автор: Священник Иоанн Бухарев Все новинки

Живые помощи

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Живые помощи
  • Автор книги: Екимов Борис

М.: Издательство Сретенского монастыря, 2023. — 352 с.


В издательстве Сретенского монастыря вышел сборник рассказов «Живые помощи». Автор – волгоградский писатель Борис Екимов, лауреат многочисленных литературных премий, в том числе Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы». По словам митрополита Калужского и Боровского Климента, «повести и рассказы Бориса Екимова пронизаны христианским духом, в том числе и те, в которых нет прямого упоминания христианских реалий». Познакомиться с произведениями этого писателя и поможет книга «Живые помощи». Об этой книге и ее авторе – далее в нашей программе.


1. Автор книги – Борис Петрович Екимов - уроженец города Игарки Красноярского края. Он появился на свет в 1938 году, 19 ноября, а год спустя, после того как умер отец, семья переехала в Иркутск, затем Алматинскую область, а в 1945 году - в город Калач-на-Дону в Волгоградской области. Там писатель и живет до сих пор, там почти полвека пишет свои произведения. По словам журналиста Дмитрия Шеварова, Борис Петрович «пришел в русскую литературу в начале 1970-х годов и не из теплицы Литинститута. Позади было детство в Игарке, безотцовщина, армия, завод...» До писательской деятельности испробовал себя в разных профессиях: электромонтер на заводе, слесарь-наладчик, строитель, учитель труда в сельской школе.

2. Как отмечает Дмитрий Шеваров, хоть жизнь не была ласкова к Екимову, «но взялся он за перо не для того, чтобы живописать зло, и не для того, чтобы закрыться от него в придуманном мире. Он взялся рассказать о жизни так, чтобы люди почувствовали, увидели: и здесь, в этой тягости земного бытия, есть свет. И этот свет рядом. «Всякая эпоха бывает тяжела, - говорит Борис Петрович, - но жизнь не может остановиться на нашей очередной беде. Жизнь есть свет!» В Москве многие впервые услышали о Екимове только в середине 1990-х, когда в «Новом мире» были опубликованы его повесть «Пиночет» и рассказ «Фетисыч». Пиночетом односельчане прозвали председателя колхоза, попытавшегося на краю пропасти удержать свое хозяйство». Он навел порядок, прекратил воровство, хозяйство при нем стало подниматься, но люди его невзлюбили и за это назвали Пиночетом.

3. А Фетисычем за рассудительность и раннюю самостоятельность прозвали девятилетнего мальчика Яшу. На хуторе, где он живет, есть школа, малокомплектная, даже очень: всего 5 учеников. Яков Фетисыч, третьеклассник, он староста, правая рука учительницы. Дома у него все безотрадно: мать вечно усталая, затурканная, ей не до сына; отчим пьет. А в школе Фетисыч себя лучше чувствует, учительница Мария Петровна ему доверяет. Но учительница старая. И она внезапно умерла. Что было делать мальчику, который хотел сам учиться и чтоб учились его маленькие друзья? Он пошел искать новую учительницу. Эта история, после ее публикации в журнале, пронзила тогда всех, кто ее прочитал.

4. «Дмитрий Шеваров отмечает, что проза Екимова милосердна, но в ней нет ни следа поверхностного благочестия. Ничего елейного, сладкозвучного, ласкающего слух. Здесь суровые обстоятельства, вся обыденность русской глубинки. Рассказы и повести Екимова – это описание каждодневного труда и жизни простого народа. Его герои настолько живые и реалистичные, что в них каждый читатель легко может узнать себя или своего соседа, а также свою жизнь, полную тревог, беспокойства, омраченную нескончаемыми кризисами, перестройками, войнами. Как из цветных кусочков стеклянной или керамической плитки создает художник свою мозаичную картину, так и Борис Екимов своими историями рисует картинку бытия русского человека.

5. В 2008 году Борис Петрович Екимов был награжден литературной премией Александра Солженицына. Объявление лауреата традиционно сопровождается отточенной формулировкой жюри. В 2008 году она звучала так: «За остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка». А сам Александр Солженицын сказал о творчестве писателя следующее: «Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности с ее новым бытом, манящими возможностями и крутыми угрозами. Этот живой поток екимовских картин, раздвигая наши представления о непростой жизни сегодняшней деревни, помогает восстановить, хотя бы мысленно, единство национального тела».

6. Но кроме трудной обыденной жизни, есть в прозе Екимова «и ночная тишина, и звездное небо над степью и прохлада после дневного жара, и те сотни и тысячи степных звуков и запахов, о которых, кажется, уже никто, кроме Екимова, не напишет. Вот, например, один из рассказов этой книги называется «Хлебное поле». В нем автор отмечает, что за свою долгую жизнь он пробовал различную пищу, но самой сладкой для него едой на всю жизнь осталась буханка свежего голубинского хлеба. Вот он пишет: «Бывало, находишься ли, наездишься, прибьешься к малой пекарне в станице Голубинской и, еще не ступив на порог ее, почуешь сладкий дух печеного хлеба.

7. Он ударит взадох, голова — кругом. Отрежешь ли, а то и отломишь от буханки. Хрустит поджаристая корочка. Вот она, в руках, теплая горбушка — радость детства. Отделил ее, словно отворил, выпуская из буханки наружу кисловатый дух хмелины, сладимую терпкость живой ноздреватой мякушки, которая дышит еще, и сразу живеешь, кровь бодрее по жилам идет. Радуешься и ешь. Ешь и никак не наешься. За пахучим ломтем — ломоть. Похрустываешь корочкой, сладко почмокиваешь и чуешь, как прибывает бодрости, силы. Хорошая еда — хлеб, лучше не сыщешь, сколь ни ищи. И потому хлебное поле всегда как-то по-особому волнует меня, трогает душу. Поле пшеничное, поле ржаное… Хлеб наш насущный.

8. А еще, как пишет в этом рассказе автор, «хорошо лежать в копнах пахучей золотистой соломы и глядеть в небо. Там просторней, чем на земле. Тянутся облака, тоже копны — высокие, белые. В небесных полях, конечно, просторней, торжественней, краше. Там — Божье, там — праздник высокий. Зато в наших пределах, земных, пахнет спелым зерном, и это — душе отрада. Празднуй, человече… Твой час. Радуйся хлебу, остальное, поверь мне, приложится». Вот так, незаметно автор выводит читателя к свету, по-отцовски крепко взяв его за руку. Твердо веря в силу духа своих героев, Борис Екимов незаметно передает эту веру нам, как будто говорит: «Не надо плакать... Будем жить!»

***

Как отмечает Борис Екимов, «литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше. Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно». К этому призывают и рассказы сборника «Живые помощи» По словам издателей, они вряд ли оставят кого-то равнодушным: грустные и добрые одновременно, они заставляют думать и переживать. В них говорится о людях, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, чьи судьбы остаются для нас сокрыты; о чувствах – любви, дружбе, жалости, жадности и даже ненависти. Язык писателя емкий, меткий, певучий, самобытный, ни на что не похожий. Борис Екимов пишет не для скоротечного успеха, а для души – читательской и своей.

Телеканал "Союз"/У книжной полки