Преподобный Амвросий Оптинский

Книги читать поутру с четверть часа до работы, а потом целый день жуй – что читала, как овца жвачку

«Жизнь как на ладони» Ирины Богдановой

  • Автор обзора: Валентина Курицина

147-600x410.jpg

Романы и повести писательницы Ирины Богдановой не раз отмечались премией «Просвещение через книгу». За последние несколько лет она завоевала признание у читателей, потому что пишет о вечных ценностях – любви, верности, умении с честью проходить через жизненные испытания.


Тем, кто еще не знаком с творчеством Ирины Богдановой, я бы посоветовала начать с повести «Жизнь как на ладони». Бывают такие, очень характерные именно для конкретного писателя книги, в которых в концентрированном виде отражается всё написанное им. На мой взгляд, «Жизнь как на ладони» – самая характерная книга Ирины Богдановой. В ней переплетены темы, идеи, сюжетные повороты, которые, впервые проявившись в детских книгах этого автора, приобретали новую глубину в более поздних романах.  

147-600x410.jpgЕсть в этой книге и «изюминка», какой нет в других: элементы интеллектуальной игры с читателем, знающим больше деталей, относящихся как к описываемому времени, так и к современности. Где-то это знание помогает глубже понять текст, где-то вызывает легкую улыбку.

Книга является и своеобразной переходной ступенью от литературы детской и подростковой к произведениям для всех возрастов. Ирина Анатольевна Богданова начинала как детский писатель. Взрослели её первые читатели, а вместе с ними «повзрослели» и книги автора. Если самые первые рассчитаны на дошкольников и младших школьников, то следующие ориентированы уже на подростков и на читательскую аудиторию любого возраста. И именно «Жизнь как на ладони» на грани между подростковой и взрослой (или для всех возрастов) литературой. Ориентированная в первую очередь на подростков повесть интересна и их родителям, и бабушкам с дедушками, и старшим братьям и сестрам.

На страницах повести юным и взрослым читателям встретятся несколько исторических лиц. Знакомство с государями, военачальниками, художниками, писателями и другими знаменитыми людьми через мир художественной литературы помогает подросткам по-настоящему заинтересоваться ими и той исторической эпохой, в которую они жили, и позже перейти к изучению исторических источников.

Главные герои повести – подростки самого разного социального статуса и происхождения – на протяжении повести не раз оказываются перед выбором. Рисковать собой ради кого-то или выбрать собственную безопасность? Стремиться к собственным жизненным успехам и заметным достижениям или помогать другим? Проявить щедрость незаметно или привлечь внимание к своему поступку? Ситуации, в которых оказываются персонажи повести, юные читатели могут «примерить» на себя, «приложить» к своему жизненному пути и задуматься: а как поступил бы я? Опыт такого «проживания» жизненных ситуаций вместе с литературными героями очень важен для формирования характера у подростков. Опыт их сверстников из повести в какой-то мере становится и их опытом.

Важно, что большинство героев повести положительные. Создавать достоверные положительные образы гораздо сложнее, чем создание литературных злодеев. Это требует большего авторского мастерства. Но опыт положительных героев необходим юным читателям, которым писатель художественными средствами должен не только показать, «что такое хорошо и что такое плохо», но и ненавязчиво подсказать вариант ответа на извечный литературно-философский вопрос «что делать?». Ирине Богдановой это удается.

В повести «Жизнь как на ладони» затронута одна из важнейших для христианина тем: способность простить того, кто сделал тебе явное зло, и сделал не как-то случайно, без умысла, а осознанно. Юный Тимофей владеет этим умением: он смог простить преступника, столкнувшего его с поезда на верную гибель, смог простить и родную тетку, которая так тяготилась племянником после смерти его родителей, что послала его в лес, где мальчика ожидали разные опасности.

В этой книге Ирина Богданова художественными средствами помогает читателям всех возрастов понять: способность простить, сделать что-то хорошее для того, кто тебе причинил зло, может во многом изменить его жизнь. Яркой иллюстрацией этого может служить жизнь тетки Тимофея, наладившаяся после того, как Тимофей простил её, доктор сказал, что на избу они с Тимошей не претендуют, сын тетки в больнице был спасен, а ей самой сделали неожиданный подарок – швейную машинку, с которой она могла обеспечить себе и детям нормальную жизнь. Многое поняла Зина, когда беспомощная во многом сестра вдруг смогла ей помочь, отношение Зины к Тане с тех пор поменялось. А самой Тане внимательность и терпение Тимофея помогли научиться воспринимать мир гораздо полнее.

На мой взгляд, очень точно раскрывают характеры главных героев строки Ольги Шарко, которые можно назвать поэтической аннотацией к повести:

Гулкие улицы ветром балтийским студя,

Город окутала зыбкая ткань дождевая.

Тянутся, тянутся, тянутся нити дождя,

Низкое небо с промокшей землёю сшивая.
 

Влага туманом растает в заоблачной мгле,

А небеса и земля неразлучны навеки:

Небом назначено, кем будем мы на земле,

И на ладони судьбою отмечены вехи.
 

Жить так непросто с землёю и небом в ладу,

Счастье тревожное прочь из тепла меня гонит.

Сквозь непогоду я людям на помощь иду!

Жизнь моя вся на виду, как судьба на ладони…


Источник: Портал "Наследник"

Теги: