Жизнеописание и деяния святого Георгия

  • Автор обзора: Литературная газета

Константин Ковалёв-Случевский. Георгий Победоносец. Жизнеописание и деяния.
М.: Молодая гвардия, 2020. – 360 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1858). – 5000 экз.


Имя Георгий

Почитаемого на разных континентах и в разных религиях Георгия Победоносца на Руси звали Егорием Храбрым. Знающие люди добавляют к имени: святой великомученик. По легенде, он победил драконазмия – олицетворение мирового зла. Его верхом на коне изображают на флагах и знамёнах, на государственных гербах. Символ воина – красный крест на белом фоне – сопровождал рыцарейкрестоносцев в боевых походах. Его именем названы высшие награды многих стран мира – почётные кресты за храбрость и верность, георгиевская ленточка стала важным символом для России. Георгий Победоносец является покровителем нашей столицы – Москвы. Попробуем воссоздать полное жизнеописание святого воина, приоткрыть некоторые тайны его деяний, совершить путешествие во времени с помощью интригующего и при этом исторически выверенного рассказа о народном герое-победителе.

Имя Юрий на Руси было одним из самых популярных в княжеских кругах. Почти в каждой семье (от князей великих до удельных, включая бояр) можно было найти мальчика – Георгия, Юрия, Егория.

В русских семьях хорошо знали главное о святом с XI столетия. Знали по Житию, что великомученик Георгий скончался в римскую эпоху, что он был родом из Лидды или из Каппадокии. Помнили, что когда он вырос, то стал хорошим воином, а затем – полководцем и любимцем тогдашнего императора – Диоклетиана, того самого, который прослыл затем одним из преследователей христиан. Воин Георгий выступил в их защиту, исповедуя христианскую веру. За что император приказал подвергнуть его ужасным пыткам, а затем – отрубить ему голову.

В русской иконописи его очень часто изображали в виде воина на коне, поражающего змия копьём. Этот «древний змий» символизировал собой всё самое тёмное, что могло окружать человека ещё с библейских времён. Очень известным сюжетом в Древней Руси был рассказ «Чудо Георгия о змие», наряду с иконой с таким же названием. С копьём в руках и на коне – святой Георгий стал со временем и покровителем воинства. Когда в России, спустя столетия, были учреждены Георгиевские кресты – награды за боевые заслуги, – то и Юрьев день, 26 ноября (9 декабря), стал праздником для всех русских воинов. Память об этом дожила и до последних времён.

Таинственный «ездец»

Историкам и некоторым любителям старины хорошо известны монеты конца XIV – начала XV столетия, бывшие в ходу на Руси. Выпуск денег был одной из главных составляющих жизни государства и его политики. Тогда изображаемый всадник, побивающий копьём змия, стал в некотором роде автопортретом князя-правителя. Появилось изображение всадника на коне. Ассоциации со святым Георгием Победоносцем приходят в голову в первую очередь. Но на самом деле лишь намного позднее святой Георгий на коне, поражающий змия, станет символом и гербом самой Москвы.

Не станем отрицать того простого факта, что такого всадника можно встретить не только на русских монетах XIV века, но и по всей Европе. Специалисты-нумизматы, знатоки сфрагистики, историки называют этого персонажа – «ездец». Но кто он? Ведь это был пока ещё не святой Георгий, всадник никогда не изображался на монетах с нимбом, его там не было. Символика ассоциировалась с византийскими императорами. «Верховой» правитель (сиречь – «верховный» правитель) стал очень важным символом власти, а потому позднее быстро перекочевал с печатей и монет прямо на герб Русского государства. Кстати, не случайно в Российской империи существовала традиция изображать верхом на коне в виде памятников и статуй лишь верховных правителей, императоров.

Так кто же он был изначально, этот таинственный «ездец»? Реального прототипа мы нынче уже и не найдём. Разве что лишь ассоциации с тем или другим персонажем истории. Но всадник был явно светским, так же явно – воином, конечно же – правителем (изображалась корона на голове), обязательно – победителем. «Ездец» выполнял охранительные функции. Это был символ силы и защиты, а значит – хорошего, доброго правителя.

Кесарю – кесарево. Это одна из разгадок «ездца» как символа!

Известно, что слово «копейка» появилось в связи с изображением всадника с копьём на монете.

Утверждение и упразднение

Известно, что изображение святого Георгия официально было утверждено в России на государственной печати и гербе в виде наездника, поражающего змия (но обязательно с нимбом) лишь 8 марта 1730 года, во время утверждения гербов русских городов. Сохранилась собственноручная записка Петра I: «Сие имеет своё начало оттуду, когда Владимир монарх российский свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князи возымели себе герб с. Егория».

Указал император Пётр I строго, но сам правила не соблюдал. В период его правления на гербе Москвы всё ещё изображали всадника в кафтане с короной или шляпой на голове, иногда (как и «положено») уж очень похожего на самого Петра Великого. Итак, в Сенатском указе 1730 года обнародовано было описание Герба: «В середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия». Всё. Святой Георгий был утверждён. Вплоть до наших дней, когда стали происходить странные изменения.

Февральская революция 1917 года породила волну, связанную с изменением Государственного герба России. Писатель Максим Горький инициировал создание Особого совещания по делам искусств, при котором была создана подкомиссия для решения этого вопроса. Соратниками Горького в этой работе стали известные художники А.Н. Бенуа, Н.К.Рерих и И.Я. Билибин. Вошёл в состав группы и геральдист В.К. Лукомский. Подкомиссия решила использовать изображение двуглавого орла на печати Временного правительства. Рисунок печати поручили сделать И.Я. Билибину. Решили, что на нём не будет старых символов власти – образа святого Георгия, скипетра и державы.

Так, существующее с конца XIV века изображение двуглавого орла и изображение традиционного русского «ездца», а с петровских времён – святого Георгия – было отброшено как не нужное.

Возрождение и казусы герба России

Спустя десятилетия, 23 нояб ря 1993 года, распоряжением мэра Москвы «О восстановлении исторического герба Москвы» столице возвратили и её древний герб. «На тёмно-красном щите... Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьём чёрного змия».

Однако позднее появилась новая проблема. Сегодня мы как будто бы лишились возможности официально называть святого Георгия своим покровителем. Это связано с нынешним Государственным гербом Российской Федерации, который противоречит как истории, так и современному утверждённому гербу Москвы.

Разъясним ситуацию. Для начала прочтём текст закона, подписанного президентом России 25 декабря 2000 года.

«Статья 1... На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».

То есть на гербе России изображён не святой Георгий Победоносец. Мы лишь можем догадываться, что в центре герба Российской Федерации помещён не просто щит с изображением наездника, а именно герб Москвы (как и в прежние времена, ещё до 1917 года). Но на гербе Москвы всегда был изображён Георгий Победоносец. Почему же упоминание о нём пропало из описания нынешнего герба России? В чём дело? Отчего на российском гербе теперь опять изображается некий неизвестный «всадник... поражающий серебряным копьём... дракона», то есть «ездец», но не почитаемый воин-мученик (и, естественно, по-видимому, не «государь»)?

Кто же тогда изображён на нашем нынешнем гербе? Неясно. Мы отчасти вернулись к Средневековью, даже не заметив, как символы святости, выработанные столетиями, ушли в небытие.

Так решили геральдисты – те, кто составляет описания государственных символов. В разъяснениях Геральдического совета при Президенте РФ указано: «Допустимы различные художественные и дизайнерские интерпретации». И далее: «В щите на груди двуглавого орла изображён всадник, поражающий копьём дракона. Это изображение нередко ошибочно называют изображением Святого Великомученика и Победоносца Георгия и идентифицируют с гербом г. Москвы. Данное положение неверно. Всадник Государственного герба не является изображением Св. Георгия... изображение святого должно бы сопровождаться атрибутом святости – нимбом или навершием копья в виде креста; данных элементов в Государственном гербе нет»...

Вот так! Законы не нарушены. И даже текст комментариев, который мы тут привели, является лишь разъяснением, но никак не законом. В самом же законе данных разъяснений нет. Таким образом в итоге прервана историческая традиция. И «отодвинут» в сторону образ святого воина-победителя. Увы...

А мы не забудем упомянуть здесь ещё и великих героев России, которые носили имя святого покровителя. Это первый космонавт Юрий Гагарин и маршал-победитель Георгий Жуков, который фактически взял Берлин – логово зверя – в 1945 года.

Что ж, если история – это собрание мифов, то миф о всаднике-копьеносце, монете-копейке и поверженном Змее Горыныче – одни из самых интересных на Руси.

Заставка - pinterest.co.uk
Литературная газета