К Рождеству Богородицы
Владимир Шалларь
«Жизнь Девы Марии» — цикл стихотворения главного религиозного поэта XX века — Рильке. Вот из стиха о Рождестве Девы:
О, какое нужно было самообладанье
ангелам, чтобы до времени унимать
песнопенье, как сдерживают рыданье,
зная: в эту ночь для Младенца родится Мать.
Ангелы летали, ангелы таили, где помещалось
Иоахимово жилище; издалека
ангелы чувствовали: там в пространстве сгущалось
нечто чистое, хоть нельзя приземляться пока.
«Праздники Пресвятой Богородицы» — цикл стихотворений одного их крупнейших поэтов Серебряного века Кузмина. Вот из его стиха о Рождестве Девы:
Где наш путь? куда, откуда?
Все мы ждем святого чуда,
Кто покорен, кто смиренен,
Тот в пути лишь будет верен.
Претерпевый до конца
Удостоится венца.
Молвит, плача, мать седая:
“Богу верила всегда я,
Он, слезу мою отерший,
Он, покров Свой распростерший,
Не покинет Он меня,
Сладкой вестью возманя!”
Дни и ночи, ближе, ближе,
Анна молит: “О, внемли же,
Милосерд к Своим созданьям,
Не томи нас ожиданьем!”
И в назначенную ночь
Родила Марию дочь.
«Хождение Богородицы по мукам» — творение Ремизова, еще одного блестящего представителя Серебряного века, основанное на древнерусском сочинении:
«И заплакала Матерь Божия.
и была тишина от седьмого неба и до первого
А там, на дне муки, там от ее теплых слез прозрели ослепленные тьмою глаза — там, на дне муки, из муки мученской увидели звезду–надзвездную.
Авраам — судия над грешными; Моисей — боговидец; Иоанн — предтеча Христов; Павел — восхищенный на третье небо ни Авраам, ни Моисей, ни Иоанн, ни Павел — никто, ни один из сходивших во ад, не приходил в темную муку отчаяния. И одна пришла, посетила их в беспросветной тьме — в темном отчаянии Богородица:
«Ты — Покров!»
«Стена необоримая!»
И руки отчаянных, уставшие просить о милости, потянулись со дна последнего мучения».
А вот и оригинал — «Хождение Богородицы по мукам» — перевод и во многом переделка византийского текста. Одно из популярнейших произведений в средневековой Руси. Здесь поднимаются важнейшие вопросы: ад, грех, сомнение в Божественном милосердии и справедливости. И, конечно, — бесконечная любовь Богородицы ко всем нам, включая мучающихся в аду. Вот цитата, ремизовскую обработку которой мы только что привели:
«Увидев их, Пресвятая Богородица воскликнула со слезами: “Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?” Но ни голоса, ни ответа не слышно было, и сказали ангелы, стерегущие их: “Почему не отвечаете?” Тогда мученики сказали: “О Благодатная, мы никогда света не видели, не можем смотреть наверх”. Святая Богородица взглянула на них и горько заплакала. И увидели мученики ее, и сказали Ей: “Почему ты пришла к нам, Святая Богородица? твой Сын благодатный приходил на землю и не спросил нас ни о чем, ни прадед Авраам, ни пророк Моисей, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, божий любимец, но ты, Пресвятая Богородица, заступница, ты, стена роду христианскому, молишь Бога, как же ты пришла к нам, бедным?”»
«Новый Богородичник» — сборник канонов Богородице, составленный Никодимом Святогорцем, великим православным подвижником, в частности подарившим православному миру Добротолюбие. У греков эти каноны читаются на повечерии и используются в домашней молитве. Каноны, собранные Никодимом Святогорцем, — шедевры христианской поэзии, созданные древними авторами: Андреем Критским, Иоанном Дамаскиным, Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем, Феодором Студитом и другими.
«О подражании Богоматери» — эссе преподобномученицы Марии (Скобцовой):
«Земля Голгофы с водруженным на ней крестом, пронзающим ее, земля Голгофы, обагряемая кровью, — не есть ли это материнское сердце, рассекаемое мечом Голгофский крест оружием проходить душу земли — Матери.
И если отвлечься от того, что явлено нам в прославленном образе Богоматери, если воспринимать Ее только в ее земном пути, то–есть там, где возможно говорить о «подражании» Ей, то этого совершенно достаточно, чтобы христианская душа поняла какие‑то особые возможности, открывающийся перед ней. Именно на этом Богоматеринском пути надо искать оправдания и обоснования наших чаяний, найти религиозный и мистический смысл подлинного человекообщения, который вне его как‑то ускользает от нас.
Можно прямо утверждать, что подлинное, религиозное отношение к человеку во всем своем объеме, со всеми частными и личными подробностями, только тогда и раскрывает себя до конца, когда освящено путем Богоматери, направлено по ее стопам, Ею озаряется.
И тут, самое главное, почувствовать, что такое Голгофа Сына для Матери».
«Купина Неопалимая» — работа крупного православного мыслителя и богослова отца Сергия Булгакова о Божией Матери. Автор определяет свою задачу так:
«Православная Церковь чтит Матерь Божию как превысшую всей твари, «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Нельзя даже выразить словом всего того молитвенного почитания Пречистой, какое воздает Ей всякая верующая душа вместе со св. Церковью. Эту превосходящую всякий ум чистоту и святость «изумевает всякий ум хвалити по достоянию». Кажется, уже ничего нельзя прибавить к этому почитанию, нельзя ублажить или возвеличить Пречистую Деву более, чем Ее возвеличила уже св. Церковь. И, однако, в соответствии общему духу Православия, для которого больше довлеет жизнь, нежели формула, Церковь, в сущности, не имеет исчерпывающего догматического определения о Богоматери, кроме постановления III Всел. Собора о Богородице.
Почитание Богоматери, опирающееся, конечно, на определенное церковно–догматическое учение о Ней, утверждается церковной практикой, преимущественно через богослужение, движимое Духом Св. и выражающее молитвенную жизнь догмата. Напротив, школьное учение об этом предмете в Православии сбивчиво и неясно, в значительной мере отсутствует или же, что еще гораздо хуже, попадает в полемическую зависимость от католического догматизирования, отвлекаясь от прямой и положительной своей задачи».
«Кто Она для нас? Православное учение о Богородице» — книга и лекции отца Геннадия Фаста о пророчествах, относящихся к Матери Божией, Ее прообразах в Писании, том, как она описана в Евангелиях и отражена в Предании (в частности, иконографии и истории Церкви), и о значении Ее имени.
«Молитвы Божией Матери, учение Церкви о Ней, и новые чудеса Ее» — этот подзаголовок вполне описывает содержание книги Вениамина (Федченкова). «Эта книжечка издается с единственной целью: чтобы молились Заступнице», — писал владыка. Молитва — сердце этой книги.
«Слава Богоматери» — компиляция разных творений святителя Филарета Московского (Дроздова), посвященная Деве Марии. Составители разделили книгу на два раздела: «О благодатном совершенстве и добродетелях Богоматери» (о самой Богородице, Ее жизни) и «О подражании добродетелям Богоматери. О благоговейном почитании и прославлении Ея» (о значении Богоматери в духовной жизни христианина и Церкви).
«Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери» — краткое, но важнейшее догматическое сочинение Игнатия (Брянчанинова), где он излагает православное догматическое учение о Богородице:
«При всем величии Божией Матери, Ее зачатие и рождение совершились по общему закону человечества; следовательно, общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззакониях и рождении во грехе принадлежит и Богоматери. Произнесла смиренная и благодатная Мария это исповедание во услышание вселенной! Ощущая присутствие вожделенного Спасителя во утробе Своей, Она от действия духовной, благодатной радости произнесла исповедание в следующих чудных и достопримечательных словах: величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо, от ныне ублажат Мя вси роди. Богоматерь исповедует пред всем человечеством, в Евангелии, читаемом всеми человеками, что рожденный Ею Бог есть вместе и Ее Спаситель. Если же Бог есть Ее Спаситель, то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества. Бог — Творец и Ангелов и человеков; но Он — Спаситель одних человеков; относительно Ангелов, не подвергшихся падению, Он — Господь их, но не Искупитель и не Спаситель. Признание Бога разумною тварию Спасителем есть вместе признание этою тварию своей собственной погибели. Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение Ею Бога, Спасителя Ее и всех человеков, доставило Ей величие, превысшее величия безгрешных Ангелов, не вкусивших душевной смерти и не нуждавшихся в Спасителе».
Свт. Иннокентий Херсонский прославился в первую очередь как проповедник (его проповеди пользовались огромной популярностью в дореволюционной России, переводились на многие языки). В этой книге собраны слова и беседы на Богородичные праздники. Вот из его слова на Рождество Богородицы:
«”Сей день… Господень… радуйтеся, людие!” (Стихира 2 на литургии). Так взывает ныне Святая Церковь, как бы опасаясь, чтобы кто-либо из нас, по невниманию или другим причинам, не остался без участия в радости настоящего дня. Что же находит она в дне сем особенно радостного?.. То, что он есть день Господень! Подлинно, братие, Сам Господь сотворил день сей, да возрадуемся и возвеселимся в онъ (Пс 117:24). Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не произрастили бы плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем сказать, чтобы Спаситель мира не явился в мире, когда бы не было Марии, то можем и должны исповедать, что Он явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно рождество Бога Сына превосходит важностью рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем Бога Слова. Таким образом рождением Марии разрешилось неплодство не Иоакима токмо и Анны, а всего рода человеческого; а посему оно есть торжество поистине всемирное: “Сей день… Господень… радуйтеся, людие!” Радуйтеся явлению Той, Коея Сын действительно “сотрет главу змия” (Быт 3:15), Которая будет иметь столько веры и любви, что не усомнится сказать Архангелу: се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лк 1:38), Которая Своею плотью и кровью будет питать ту Плоть и Кровь, без вкушения коих нет для нас живота вечного, Которая в состоянии будет стоять на Голгофе и слышать со креста: …Жено, се сын Твой (Ин 19:26), Которая, соделавшись честнейшею Херувим, не престанет простирать над родом человеческим Своего благодатного покрова: “радуйтеся, людие!”
Предание.ru