Лауреаты Патриаршей литературной премии. Часть 2

Валентина Курицина

2P20150528-VSN_2607-1200.jpg

ЯРКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЛАУРЕАТОВ ПАТРИАРШЕЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ В ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ САЙТА ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Часть 2.
Часть 1

Протоиерей Николай Агафонов
Необходимо с младенчества прививать вкус к литературе, каждой матери в роддоме вместе с малышом вручать детские книги-сказки! Родители должны приучать своих детей к чтению русской литературы. 
Также предлагаю каждой радиостанции остановить на мгновение трансляцию песенного творчества и поставить в эфир чтение известными артистами отрывков из интересных художественных произведений! Красивое и искреннее чтение пробудит в слушателях желание самому взять в руки книгу, прочитать услышанную повесть. 
Если родители, дедушки и бабушки уделят свое внимание чтению книг своим детям, то результат не заставит себя ждать.

Валентин Курбатов
Вернуть русский язык можно только возвращением русского сознания домой. Пока мы только по дороге домой. Нетвёрдость души – нетвёрдость написания слова. Сейчас уходит что-то сильное, почвенное, как уходит земля, затапливаемая Богучанской ГЭС. Только здесь тонут не гектары земли, а наш язык. Помните, Ахматова писала такую клятву в 1941-м: «Но мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово». Она понимала, что это слово – главное наше оружие во всех войнах. Сегодня устоять против санкций и всех вызовов мира мы можем не экономическим сопротивлением, а единством духа, единством слова. Проблема не просто в грамматике, в том, что наши дети не очень ловки в написании, проблема в духовном непорядке внутри нас, почему об этом так болезненно говорится.

Надо «заживить» саму жизнь, чтобы она стала интересна не только на экране компьютера. Тогда и в книжках это «подрастающее поколение» будет искать не развлечения, а товарищей по духу. Чего искали читатели девятнадцатого столетия в Толстовских «Казаках» или в «Бедных людях» Достоевского и чего искали в двадцатом в «Как закалялась сталь» или аксеновских «Коллегах»? Силы искали. Мысли и правды. Искали, как быть вместе.

Валерий Ганичев
Когда молодые люди не умеют мыслить, не могут выразить мысль своими словами, не знают многих слов, это деградация. И это проблема не только молодых. Когда литературным произведением может считаться безъязыкое произведение, произведение сюжета, информационное, то это странно. Литература всегда была литературой чувства, духа, размышления. Слово для литературы – не только «строительный материал», это трепетная суть и сущность. Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог…

Юрий Кублановский
Думаю, что культура – поэзия, литература, и музыка, и живопись, – по большому счёту, это подспорье Церкви в деле духовного формирования человеческой личности. И в принципе они должны делать и делают одно дело. А когда я встречаюсь в искусстве с богохульством, мне это кажется аномалией. Правда, сейчас богохульство стало составной частью культуры нынешней постхристианской цивилизации. Что ж, тем хуже для цивилизации: человеку придется расплачиваться за нынешнее безверье. 

Юрий Бондарев
У нас без литературы не было бы ничего — ни народа, ни государства, ни величайшей в мире Победы. Ведь мы победили не армию — духовное зло. И все же, я говорил об этом, но повторю: стоящий писатель намеренно ничему не учит. Он исследует реальность — и только собственными средствами. Исходит из своего опыта, а не берет напрокат чужие идеи — даже из самых гениальных творений. Роль литературы, как мне кажется, в другом. Она шлифует личность, закладывает базовые представления. Вот в войну я особенно сблизился с деревенскими ребятами — они служили у меня в батарее. И что тогда поразило: общая культура у сельских жителей была не ниже. Говорю не о начитанности и образованности, а о чувстве собственного достоинства, отношении к товарищу, женщине, младшему, природе.

Иерей Николай Блохин
Личная скорбь, когда она от Бога, есть высшая радость. Без тюрьмы я бы никогда не стал писателем, там у меня открылось именно то, что ожидал от меня Бог, чему я на воле по своей греховной сути всячески противился. Там я стал молиться во много раз больше, там я познал греховную сущность моей души и именно это познание открыло мне, что есть у меня дар Божий, который мне надо нести до конца жизни. Сиди и пиши. Пиши о том, что рождается в тебе, и не переживай о деле, за которое тебя арестовали: какой срок тебе Господь определил, такой и будет. Когда я писал, даже не думал, что это будет опубликовано, как не думал о том, что возможно будет восстановление Храма Христа Спасителя и тысяч других. Господь решил, что это возможно и нужно, и вот они стоят.

Борис Тарасов
Начинающему автору важно помочь при господстве «информационного общества», переизбытка неосмысленных фактов, в атмосфере визуального мировосприятия и клипового сознания сохранить свой собственный внутренний мир, обогатить его опытом вершинных достижений, чтобы стремиться к художественному исследованию жизни, а не к дагерротипическому отображению ее мельтешащих картинок.

Природный талант и целенаправленный труд можно сравнить с двумя крыльями, равно необходимыми для создания настоящей литературы.

Православие дает силу и отдельной личности, и целому народу. Оно помогает преодолеть наши темные стороны, учит самоотречению, способности добровольно жертвовать своей выгодой. Когда люди так живут, им удается одерживать победы. Духовное начало играет в истории первостепенную роль. Если мы обратимся к империям, которые существовали в разные эпохи, то увидим, что никакая материальная мощь не сохраняет государства, если в них иссякает дух. Надо служить добру и свету, тогда у человека появляется энергия, чтобы справиться и с внешними испытаниями, и с внутренними нестроениями. Идеал христианской империи — и есть самый настоящий высший прагматизм. Он воспитывает людей, способных, основываясь на стремлении к любви и справедливости, служить согражданам и государству в целом. Когда этот идеал не исполняется и важнее становятся корыстные интересы, начинает рушиться христианская империя. И этот внутренний источник разрушения оказывается гораздо более серьезным, чем внешние угрозы. 

В русской культуре заложен христианский аскетизм. Надо направить внимание на то, чтобы соотнести с просветленной основой нашей природы внешнюю деятельность. Когда та соединяется с лучшей половиной человека, то налаживаются экономика, социальная и государственная сферы. Философ Алексей Хомяков говорил, что прогресс — слово, требующее субъекта. То есть оно должно быть применимо к человеку. Наука может совершенствоваться, страна же при этом гибнуть. Как утверждал Гоголь, борьба идет не между правыми и левыми, социалистами и капиталистами, а за человеческую душу.

Фото - Сергей Власов/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси