Патриаршая литературная премия 2024. Наталья Сухинина

Сергей Арутюнов

Иной раз и не скажешь, как удаётся человеку столько сделать. Номинанты Патриаршей литературной премии Наталье Сухининой, первой паломнице из ещё тогда Советского Союза во Святую землю, с помощью Божьей удаётся и не такое.

Представляем вам десять её книг, вышедших в издательстве «Алавастр»


  1. «Девочка на шаре» - сборник рассказов о жизни, как она есть.
    Вот что о нём говорит сам автор:
    «На шаре держать равновесие ну очень неудобно. И не важно, девочка ты или зрелая женщина, или даже дама преклонных лет. Приходится опасливо балансировать, до дрожи в коленках напрягаться, беспомощно взмахивать руками и панически торопить время- скорей бы, скорей закончить этот мучительный аттракцион.
    Но когда ты вдруг однажды понимаешь, что никакой это не аттракцион, а (о, ужас, о, кошмар!)- твоя жизнь и придется балансировать на шаре ровно столько, сколько тебе отпущено Небесами, ты осторожненько, дабы не поскользнуться, начинаешь нащупывать спасительную точку опоры…
    О чем это я? В сплошных аллегориях и переносных смыслах? Да все о них- о женских судьбах. При всей своей неповторимости и уникальности, есть в них то общее, что роднит всех без исключения женщин. Необходимость балансировать, чтобы- удержаться. Кто-то делает это успешно, потому что ловок и не ленив. Кто-то в поисках надежного плеча ослабляет уставшие мышцы, а кто-то-соскальзывает, приняв безысходность как судьбу. Доля-говорим мы. Женская доля. Согласитесь, в слове «доля» есть некая обреченность. Ну да, такая уж доля…Не все успешны и красивы, не все ловцы птиц счастья, птицы-то эти давно в красную книгу занесены, а ловцов(читай-ловчих) как гастарбайтеров в столице. И все надеются… Доля. Своя. У кого жемчуг мелковат, у кого щи пустоваты. Вот и захотелось мне объединить в этом сборнике судьбы тех женщин, которым, несмотря на несхожесть судеб, одинаково непросто балансировать на шаре.
    Рассказы писались, какие-то давно, какие-то очень давно, какие-то свеженькие. Кто-то из моих героинь по-прежнему рядом, на расстоянии вытянутой руки, кто-то напоминает о себе дежурными эсэмэсками к праздникам, а чьи-то следы затерялись невозвратно, и все, что могу, это только вспомнить о них и поблагодарить Бога за дарованную встречу.
    Почему решили мы издать такой сборник? Почему вернулись вновь к этим женским судьбам, разным, как вода и пламень, трусость и отвага, стужа и палящий зной? Говорят, что новое это хорошо забытое старое. Говорят, что повторение мать учения. Много чего говорят. Да и сами мы много чего знаем… Только ведь и забываем много. Например то, что балансировать на шаре можно при одном только непременном условии. Необходима опора. Нащупаешь ее - устоишь. Не нащупаешь-беда…Вот ведь интересно: слово «доля» упрямо тянет за собой другое слово- «женская». Оно неуклюже во множественном числе. Именно об этом думала я, подбирая рассказы для этого сборника».
  2. «Везучая Зинаида» - тоже повесть о женской судьбе.
    Герои книг с неба не падают. Потому что живут на земле. Чтобы их заметить, вовсе не обязательно скрести по сусекам прожитой жизни и искать образчики, достойные пера. Вот и в новой книге Наталии Сухининой «Везучая Зинаида» все герои простые люди с необычными судьбами. И всех их автор по-своему любит… Потому что считает: «Полюбить своего героя –—значит обеспечить ему достойную жизнь в моей книге. Значит, наделить его реальным, а не выдуманным характером, значит, основательно разобраться в истоках его поступков. И, сумев сделать это, подарить читателям живой, а не мультяшный образ».
  3. «Женщина в пёстром» - поднимает очень важную и больную тему церковной жизни — проблему нравственной ответственности каждого из нас перед будущим. Как своим, так и тех, кто рядом. «Женщина в пестром» – это женщина заблудившаяся, запутавшаяся, не имеющая крепких духовных ориентиров. Именно поэтому и ставшая на путь беды…
    Автор напоминает нам – не смейте преступать Божии заповеди и Божии законы. Беспечность страшна. Это всегда кончается грехом, который, если не покаяться, будет мучить, бередить совесть, отравлять благословенную Господом жизнь.
  4. «Билет до конечной» - сборник, посвящённый одной теме – материнской любви. Образец самой великой материнской любви и материнского служения у нас один – Божия Матерь, Богородица, Мариам, Мария. Образ Её, поправший все законы земных условностей ради Божественного Сына – вечен.\
    Все героини этой книги тоже носят имя – Мария. Они простые земные женщины и ткут полотно великого материнского предназначения буднично и незаметно. Слово «подвиг» к себе без улыбки не применяют.
  5. «Колыбельная для ветра» - и снова слово – автору:
    «В этот раз я долго искала под рассказы общую тему. Тот стержень, на который можно было бы нанизать свои истории. Поиски оказались тщетны, общей темы не находилось. Но спросила я себя – откуда взяты мои истории? И ответила сама себе – как всегда, из жизни. А в жизни разве существует общая тема? Мы не просто шагаем, мы мчимся от одной «темы» к другой. Не успев осмыслить одну, бросаемся ко второй, а там и третья замаячила на горизонте. Так нужен ли общий стержень? Может быть, полезнее и честнее, если каждый рассказ обретёт свой стержень?
    Герои новой книги – очень разные люди. Разнятся их биографии, разнятся их образование и социальный статус. Но они одинаково любимы Богом. Господь одинаково простирает над ними спасительный покров. Кто-то ужасается, кто-то бунтует, кто-то ищет жалости, кто-то, ослеплённый собственной неправдой, пока близорук. Господь терпит. Корректирует. Вразумляет.
    Вот это, это самое главное. Мы не одни. Мы не сироты. Мы – Божьи. Так где здесь место отчаянью и печали?
    Принимайте мою новую книжечку «Колыбельная для ветра». Я сделала подзаголовок к ней – просто рассказы. То есть просто –жизнь. Без общей темы, без общего направления. Просто жизнь.
    Просто рассказы»
  6. «Депутат от Бога» - рассказ об удивительном человеке, который успел так много, будто не одну жизнь прожил, а несколько. Это старец Паисий Святогорец. Жизнь Старца настолько яркая, удивительная, полная чудес, что не только хочется о ней читать, но и брать с него пример, подражать ему. Про таких говорят – человек святой жизни. Мы привыкли, что святость – это седая древность то, что было давно: так давно, что даже не верится. А наш удивительный человек жил в наше время в Греции. И это совсем не помешало ему угодить Богу, не помешало жить по совести, свято.
  7. «Благодарю Тебя. Записки из ущелья» - не сборник, а повествование целостное.
    Земные радости… Именно о них, автор Наталия Сухинина рассказывает в своей книге. Ведь их никто не отменял, просто в жизненном марафоне, напичканном обязательствами, надуманной многозаботливостью, страхом перед завтрашним днём, усталостью от мелких попечений, люди не оставляют им места и от этого очень многое теряют. Острота прекрасного земного бытия размывается, замыливается глаз, сердце отвыкает от восторга и уже боится своего учащённого в радости ритма.
    Именно надежда на полное понимание читателей и подтолкнула автора к этой работе – рассказать о том, что давно ждёт своего часа. Ни острого сюжета, ни закрученных фабул в записках нет. Есть встречи. А ещё раздумья об этих встречах, переживания и радости.
  8. «Полёт одуванчиков (маленькая повесть о большой любви).
    Это история классического любовного треугольника, где каждый ее герой нашел достойный выход из непростой житейской ситуации. В основе повести лежит реальная история, за которой автор наблюдала больше года. Есть герои положительные, есть - отрицательные, а есть – просто люди.
    Герои новой повести Наталии Сухининой — просто люди, которые каждый по-своему и каждый в свой срок вспомнили, что ходят под Богом и другого пути у них нет.
  9. «Казнить нельзя. Помиловать».
    Непосильная ноша представить, как это возможно: пожизненное заключение. В исправительной колонии №6 именуемой в народе как «Черный дельфин», отбывают пожизненное заключение отец и сын – герои новой повести Наталии Сухининой. Бытует мнение, что многие «пожизненные» искренне сожалеют, что отменена смертная казнь. Проще — сразу и конец… Чем тянуть годами горькую тюремную лямку.
    Никогда, никогда, никогда… Слово чёрное, как пропасть. В нём нет дна… В камере никогда не выключается свет. В течение дня нельзя присесть или прилечь на койку. Никогда не быть свободным! Что чувствует человек, для которого узенькая камера, запаянная двумя дверями: одна — монолит, другая — решётчатая, — единственное, постоянное жилище. Навсегда. До гробовой доски. Из неё не отлучишься ни на курорт, ни в гости, в неё никогда не позвонит дорогой человек, решивший заглянуть на огонёк. И никогда не открыть эти двери, в сердечном нетерпении обнять, обуть в тёплые тапочки, согреть чаю, попотчевать, чем Бог послал, облегчить душу разговором, глядя в родные, всепонимающие глаза. Никогда не распахнуть окно, чтобы впустить вольный ветер, подышать им перед сном в удовольствие. Никогда. Можно ли быть довольным такой жизнью? Можно ли не желать другой?
    Можно только смириться и понять — тебе даруется вемя время для покаяния. Смириться и принять вечные засовы и вечную несвободу. Смирение — в составе крови, в каждодневной тюремной робе, смирение — принять камеру как пожизненную квартиру, а свидание с родными, которых так любишь,— главными календарными праздниками. Вот, оказывается, какое оно бывает, смирение. А научившись ему обрести годы благодарения. Долгие годы. По-жизненно. Потому что за короткий срок это благодарение не вместить. Отец и сын Тищенковы, смирившись со статусом разбойников, однажды и навсегда закрыли для себя эту тему. Они запретили себе подсчитывать убытки незадавшейся судьбы, и сделали, на мой взгляд, невозможное. Подняли эту свою незадавшуюся судьбу на уровень самой счастливой жизни. Вот оно оказывается как бывает!
  10. И последняя книга в нашей подборке - «Натюрморт с разбитой чашкой».
    В повести поднимается тема нравственного выбора и ответственности христианина перед будущим. Не только своим, но и тех кто рядом с нами – родных, друзей, недавних знакомых. Главному герою — иконописцу Андрею Берестову предстоит проделать большой, мучительный, невероятный в Божьей промыслительности путь, чтобы постичь самое простое. Рабское прогибание перед жизненными обстоятельствами уродливо изгибает линию жизни и только внутренняя борьба с самим собой,  обстоятельствами, стояние насмерть в том во что искренне и по настоящему веришь способно укрепить и коренным образом изменить жизнь. Сделать ее осмысленной и глубокой.

Читайте Наталью Сухинину!