Рождественская десятка
Алиса Орлова/Татьянин день
Традиции жанра
Основоположником жанра рождественского рассказа считается Чарльз Диккенс. Рождественские рассказы и повести задумывались Диккенсом как своеобразные проповеди человечности, любви, добра, призыв изменить жестокий мир через собственное преображение. Самый известный, и самый первый рассказ из знаменитого цикла ― «Рождественская песнь в прозе». Затем Диккенс решает писать по рассказу к каждому Рождеству. В 1844 выходят «Колокола», в 1845 ― рождественская повесть «Сверчок за очагом», в 1847 ― «Одержимый, или Сделка с призраком».
Свою дань жанру рождественского рассказа отдали многие известные писатели. Но классикой с уверенностью можно назвать рассказ О. Генри «Дары волхвов».
Еще одно обязательное качество рождественского рассказа ― непременное торжество добра в финале. Как и любой классический жанр, рождественский рассказ имеет множество эпигонов, сводивших традицию к стандартному шаблону. Редактор журнала или газеты без такого рассказа не мыслил рождественский номер. И к концу XIX века по страницам журналов маршировали сонмы совершенно одинаковых рождественских сирот и сусальных благотворителей, но такой текст все равно был очень востребован.
|
В итоге в жанре рождественского рассказа написано немало настоящих шедевров, в том числе и в России:
― Антон Чехов, «Ванька»;
― Александр Куприн, «Тапер», «Чудесный доктор»;
― Федор Достоевский, «Мальчик у Христа на елке»;
― Леонид Андреев, «Ангелочек»;
― Владимир Набоков, «Рождественский рассказ».
Рассказ Ивана Шмелева «Рождество» не является традиционной рожественской историей, но рассказывает о русских традициях праздника.
Рождество ― Крещение ― Святки
А вот ― «Ночь перед Рождеством» Гоголя. Волшебная и страшная. Страшное и волшебное тоже входит в рождественскую литературную традицию. За рождественскими рассказами в журналах шли святочные. Особую группу святочных рассказов в русской литературе составляли «страшные» или «крещенские рассказы», представляющие разновидность готической литературы ужасов. В России этот жанр ведет свои истоки от баллад Жуковского. Условности святочной традиции юмористически обыгрывал в своих ранних рассказах Чехов («Страшная ночь», «Ночь на кладбище»).
|
Ваши дети считают, что русская литература это «скукочища» которая в школе надоела? Зимним вечером при свете свечи прочитайте им знаменитую «Черную курицу» или «Лефортовскую маковницу» Антония Погорельского. Кстати, рассказ «Лефортовская маковница» очень любил Пушкин, он даже цитировал его в своем «Гробовщике», которого тоже можно почитать с детьми на Святках. Ну, а когда дети улягутся спасть, взрослые могут перечитать «Русские ночи» и «Пестрые сказки» Владимира Одоевского.
Волшебная сказка
Рождественская литературная традиция немыслима без волшебной сказки. Самая известная из таких сказок, пожалуй, «Щелкунчик». Написан она в 1816 году. Изначально это сказку Эрнест-Теадор― Амадей рассказал когда-то детям своего друга. В этой семье сказочник Гофман был желанным гостем. Подобно своему герою, крестному Дроссельмейеру, он смастерил для своих маленьких друзей замок из картона. Детей звали Мари и Фриц Хитциг. Мари прожила недолго, а ее брат, доблестный командир оловянных солдатиков, вырос, стал архитектором и занял пост президента Берлинской академии художеств.
Сказка английской писательницы Марджери Вильямс «Вельветовый Кролик» была написана в 1926 году. «The Velvet rabbit» ― так называется эта история в оригинале. В точном переводе кролик ― бархатный, при переводе на русский он чаще всего становится плюшевым, ну а мы, чтобы отличать его от других кроликов, остановимся на «вельветовом» варианте.
Итак, мальчику на Рождество, среди других подарков, был подарен Вельветовый Кролик. Он был новым и очень красивым, но вскоре после праздника кролик оказался в шкафу с игрушками. Бывалые пожилые игрушки рассказывали Кролику о жизни. Старый Кожаный Конь объяснил ему, что значит быть настоящим. Кролик удивлялся ― неужели он ненастоящий? «А настоящим быть ― больно?» ― спросил Кролик. «Да, ― ответил Конь, ― это бывает очень больно, но когда тебя любят, это уже не важно…»
Однажды, когда мальчик не мог найти свою любимую собачку, из шкафа достали Вельветового Кролика. Кролик стал любимой игрушкой мальчика. Кролик уже не был таким новым и красивым, как вначале – но он был по-настоящему счастлив. Когда мальчик ночью слишком крепко прижимал Кролика к себе, и тому было неудобно, это всё равно было счастье. И вот мальчик заболел. Много дней он пролежал в постели с высокой температурой, обнимая своего Кролика. А когда мальчик стал выздоравливать, заговорили о том, что нужно отвезти его к морю. Кролик тоже стал мечтать о море. Но пришел доктор и сказал, что постель и всё, что в ней, ― нужно сжечь. Кролика вместе с другими вещами вынесли к сараю. Он лежал и смотрел на небо, но когда из глаза Вельветового Кролика выкатилась настоящая слеза, случилось чудо.
|
Что еще можно почитать в зимние праздники с детьми?
― Анатоль Франс, «Пчелка»;
― Джанни Родари, «Путешествие «Голубой стрелы»;
― Роальд Даль, «Чарли и шоколадная фабрика»;
― Сальма Лагерлеф, «Рождественский гость»;
― Пол Гэллико, «Дженни».
Всегда приятно перечитать сказки Гофмана и Гауфа, Андерсена, братьев Гримм и Шарля Перро.
Из сказок, вышедших в последнее десятилетие, можно порекомендовать сказку «Агата возвращается домой» Линор Горалик. История эта непростая, речь в ней идет о встрече с темными силами, которые живут не только в сказке, но и в человеческой душе.
Старшие подростки и взрослые читатели, которые любят добрые сказочные истории, в это Рождество могут открыть для себя книгу Фэнни Флэг «Рождество и красный кардинал». Герою книги, Освальду, 52 года. Семьи он не создал, детей у него нет. Тем тяжелее Освальду перенести слова врача о том, что жить ему осталось недолго. Чтобы немного продлить свои последние дни, он по совету врача покидает Чикаго, где прожил всю жизнь, и едет в поселок Затерянный ручей. Но когда в жизни Освальда появится красная птица кардинал по имени Джек и девочка Пэтси, все изменится, и все будет хорошо.
А еще взрослым читателям хочется рассказать об одной необычной волшебной, страшной и чудесной истории. «Книжный Вор» ― роман австралийского писателя Маркуса Зузака, написанный в 2006 году. Действие книги происходит в Берлине во времена Гитлера, а повествование ведется не много ни мало, от лица Смерти. С момента выхода в свет эта книга выдержала уже множество переизданий, и ее успели полюбить читатели разных стран. Книга не сентиментальная, но глубоко поэтичная, она никого не оставляет равнодушным.
Татьянин день