Забытая проза

543-1.jpg

Сегодня наша подборка посвящена книгам, которые не стали популярными сразу после написания, хотя по своим качествам они достойны стоять на одной полке с русской классикой. Сейчас «Лето Господне» Ивана Шмелева у всех на слуху, о других книгах из этой подборки, возможно, вы услышите впервые.



В родном углу. Как жила и чем дышала старая Москва

Screenshot_7.png

Автор: Священник Сергей Дурылин

Издательство: Никея

Автобиографическая книга «В родном углу» священника Сергея Дурылина (1886-1954), писателя, богослова, педагога, литературоведа, содержит бесценные для потомков воспоминания о Москве, в которой прошли детство и юность автора. Страстно любящий свой родной город, проницательный наблюдатель и участник его повседневной жизни, Дурылин создает блестящие по своей выразительности и глубине «обзоры» целых срезов, пластов жизни дореволюционной Москвы. Это и описание купеческого сословия, его характеров и непреложных нравственных устоев, и подробное художественное исследование социального устройства города — гимназий, богаделен, рынков, торговых лавок, транспортного сообщения, общественных столовых, порядка проведения городских праздников и многое другое.


Богомолье. Повести

Screenshot_1.png

Автор: Шмелев Иван Сергеевич

Издательство: Сретенский монастырь

В эту книгу включены произведения разных лет, созданные Иваном Сергеевичем Шмелевым (1873–1950), одним из лучших прозаиков Серебряного века русской культуры. Вошедшая в сборник автобиографическая повесть «Богомолье» (1935), наряду с романом «Лето Господне», является признанной вершиной творчества Шмелева. Также в сборник включены повести «Старый Валаам» (1937), «Неупиваемая чаша» (1918) и большой рассказ «Куликово поле» (1939–1947).


Ключи заветные от радости

Screenshot_2.png

Автор: Никифоров-Волгин Василий

Издательство: Даръ

В книге «Ключи заветные от радости» собраны произведения Василия Никифорова-Волгина, посвященные России, вере, проблемам добра и зла и нравственного выбора. Герои писателя — это приобщающийся к Православию ребенок, красноармеец, раскаивающийся в своих грехах, солдат, проявивший к своему врагу сострадание на поле боя, священник, испытавший на себе тяготы войны, революции, гонений на Церковь. Автор показывает нам простых русских людей: юродивых, богомольцев, странников. У них разные судьбы и жизненные пути, но всех их объединяет любовь к своему Отечеству, а нравственным ориентиром становится вера — единственная надежная опора в жизни.

Василий Акимович Никифоров-Волгин (1900-1941) — один из ярчайших писателей русского зарубежья 20-30-х годов XX века, журналист, драматург. Родился в Тверской эстонских, латышских газетах и журналах. В мае 1941 г. писатель был арестован органами НКВД и в декабре того же года расстрелян.


Архиерей

Screenshot_5.png

Авторы: Иеромонах Тихон (Барсуков)

Издательствоство: Никея

«Архиерей» — книга-загадка. Достоверно известно только то, что она была написана на рубеже XIX–XX веков. О ее авторе мы практически ничего не знаем. Пастырство как творческое горение духа — вот основная тема повести. Ее главный герой, архиерей, имени которого не сообщается, отказывается от положенных ему привилегий, проводит живые, неформальные беседы со священниками, принимает искреннее участие в жизни своих чад, стремясь тем самым воплотить евангельский дух в жизни. Несмотря на то что история создания повести покрыта тайной, это произведение снискало любовь многих поколений читателей.


Лето Господне

Screenshot_3.png

Автор: Шмелев Иван Сергеевич

Издательство: Сибирская Благозвонница

Роман И.С. Шмелева «Лето Господне» является самым известным произведением автора. В полном варианте он был издан в Париже в 1948 г. Состоит из трех частей: «Праздники», «Праздники – Радости», «Скорби».

В книге необыкновенно полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека. Язык Шмелева органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нем отразилась сама душа России.

И.А. Ильин отмечал, что изображенное в романе Шмелева – не то, что «было и прошло», а то, что «есть и пребудет... Это сама духовная ткань верующей России. Это – дух нашего народа». Шмелев создал «художественное произведение национального и метафизического значения, запечатлевшее «источники нашей национальной духовной силы» (И.А. Ильин «О тьме и просветлении»).


Неугасимая лампада

53.png

Автор: Ширяев Б. Н.

Издательствоство: Никея

Повесть «Неугасимая лампада» — самое значительное произведение Бориса Николаевича Ширяева, русского писателя второй волны эмиграции. Оказавшись в Соловецком лагере в 1920-х годах, Б. Ширяев описал тяжелую жизнь его узников, полную страданий, лишений, но вместе с тем и неугасимого света надежды. Соединив рассказы о судьбах людей, соловецкие легенды и лагерный фольклор, автор создал образ «потаенной» Руси, которая от новой власти большевиков ушла «в глубину», подобно древнему Китежу. Обретя на Соловках спасительную веру, писатель сохранил ее навсегда и посвятил ей главную книгу своей жизни.