«Бабушкины пирожки и другие рассказы про девочку Таню»

«Бабушкины пирожки и другие рассказы про девочку Таню»

Сборник рассказов Ларисы Ильиничны Калюжной о девочке Тане начинается стремительно, читатель сразу погружается в беспечную загородную летнюю жизнь, которую ребята и девчонки ждут весь учебный год. Такое знакомое ощущение счастья, когда, наконец, приезжаешь к любимой бабушке и с радостью узнаешь милые приметы летнего быта. Лариса Калюжная рисует их броскими, выразительными штрихами, так что сразу видишь и самодельные качели, подвешенные к деревьям, и опушку леса, усыпанную земляникой, и грибы на полянке. Всего одна фраза «клейкие шляпки маслят прилипали к ладошкам», и сразу накрывает теплой волной воспоминаний о грибной охоте, о которой тоскует душа городского жителя (рассказ «Верный Рыжик»).

Фото 1.jpg (9).PNG


Рассказывая о простых летних радостях своей героини (собрать грибы и ягоды, поиграть с дворовым песиком), писательница ненавязчиво показывает юному читателю образцы достойного поведения. Таня не съела ни одной ягодки: «Сначала ей хотелось порадовать бабушку». И в дальнейших рассказах героиня показывает, что в ней воспитали выдержку, терпение, человечность: Таня не садится за стол, пока не придет мама, хотя после школы очень голодна. Так, вместо культа потребления, который много лет навязывался со страниц книг и медиапродукции и взрослым, и детям, в сборнике Л. Калюжной мы видим пример альтруистического поведения.

Рассказы светлые, жизнерадостные, в них поднимаются серьезные нравственные и социальные проблемы. Таня открывает для себя сложность мира: оказывается, существуют дети, которые недоедают, как, например, ее соседи – братья Санька, Данька и Ванька. Бабушка приглашает в дом голодных мальчишек («у них, кроме матери, никого нет, да и та на работе») и досыта кормит обедом, наглядно воплощая евангельскую заповедь «голодного – накорми» (рассказ «Каштан»).

Рассказы светлые, жизнерадостные, в них поднимаются серьезные нравственные и социальные проблемы

Случаются и настоящие искушения. Младшая двоюродная сестра Аня подговаривает Таню купить без спроса конфеты на сдачу от покупки хлеба в деревенском магазине (рассказ «Буревестник»). Таня не смогла устоять перед соблазном, пошла на поводу у хитрой сестры, но конфеты не принесли ей радости. Во рту было липко, сладко и противно. Автор подчеркивает эту деталь: добытое в результате обмана вызывает у девочки лишь отвращение, на душе – горечь. Юные читатели прекрасно поймут смысл этой антитезы и наверняка посочувствуют горе-сладкоежкам, ведь спрятанные ими от бабушки на улице конфеты размокнут от дождя, а остатки съест дворовый пес Рыжик. И поделом, не надо обманывать!

В рассказах аккуратно затронута и проблема сквернословия. Таня, которой очень хочется выглядеть воспитанной в глазах окружающих, сравнивает себя с подружкой своих соседок, которая не знает ни одного плохого слова – «даже не знает слова "дурак"». Таню тревожит тот факт, что она не только слово «дурак», но и другие «нехорошие слова» знает. Мудрая бабушка объясняет ей, а заодно и юным читателям: «Плохие слова можно услышать, даже если этого не хочешь… Но плох будет только тот человек, который сам станет их говорить!» (рассказ «Хорошая девочка»).

Лариса Калюжная не обходит вниманием и другую насущную проблему школьников и подростков – поиск своего места в ребячьем коллективе, желание обрести верных друзей. Таня, обижаясь на подругу, которая предпочла общаться с другой девочкой, учится, не без помощи мудрой мамы, анализировать свои поступки и находит в себе силы извиниться перед подругой за грубое поведение (рассказ «Предательница»).

Фото 2 (9).JPG


Калюжная использует традиционную для детской литературы расстановку героев. Как и в рассказах Николая Носова и Виктора Драгунского, здесь пара сверстников, вернее – сверстниц: двоюродные сестры Таня и Аня, тоже приехавшая на каникулы к бабушке. Они, как и положено, полярны по характеру и ценностным установкам (вспомним мечтательного, вдумчивого Дениску и рационального, грубоватого Мишку из «Денискиных рассказов»). Таня – ответственная, честная, послушная. Аня – капризная, хвастливая, изворотливая. Но и она, хотя и не с такой готовностью и сокрушенным сердцем, как Таня, осознает свои ошибки и пытается соответствовать нормам порядочности, которые прививает внучкам мудрая бабушка.

В рассказах множество познавательных элементов. Например, в рассказе «Помощница» Таня готовит тюрю по рецепту бабушки. У старшего поколения это блюдо ассоциируется с едой бедняков, с некрасовским «кушай тюрю, Яша, молочка-то нет». Оказывается, это довольно вкусное блюдо быстрого приготовления, очень простое по ингредиентам, рецепт которого есть в конце книги.

Из рассказа «Бабушкины пирожки» ребенок узнает (если еще не знал), что такое ухват и кочерга, как готовится еда в русской печи. Отличный повод познакомиться с традициями, понаблюдать, как готовятся блюда русской кухни: плюшки, лепешки-«поддымочки» (в конце книги есть пошаговый рецепт). Как бы невзначай упоминается, что бабушка, прежде чем месить тесто, добавляет туда капельку святой воды, а перед тем, как поставить пироги в печь, крестит их.

Фото 3 (19).JPG


Книга пронизана светлым и добрым юмором. Юмористическая нота звучит в рассказах о Танином попугайчике по имени Кика. Он уморительно смешно подражает людским голосам, а мама научила его говорить: «Таня, полей цветы». Так даже в забавное повествование о приключениях домашнего попугайчика писательница не забывает ненавязчиво вплести воспитательный момент. В одном из рассказов о попугайчике, «По образу и подобию», поднимается и вопрос о происхождении человека.

«– Бабушка, а откуда взялись попугаи на белом свете? – спросила Аня.

Бабушка сказала:

– Их сотворил Бог.

Таня добавила:

– И вообще всех животных Бог сотворил. И человека тоже!

– А нам в садике говорили, что человек произошел от обезьяны, – с умным видом возразила Аня.

– Ну, если хочешь, то и происходи от обезьяны, – сказала Таня, – а нас с бабушкой сотворил Бог».

Отличный ответ сторонникам теории эволюции Дарвина!

В этом же рассказе объясняется отличие человека от животных с точки зрения христианского мировоззрения, а про кривляния обезьян справедливо сказано: «Наверное, Бог хотел напомнить человеку, на кого он будет похож, если забудет, что создан по образу и подобию Божию».

Смешными и даже трагикомическими ситуациями насыщен рассказ «Торт "Южная ночь"». Таня с папой остаются на хозяйстве, пока мама в командировке, и пытаются к ее приезду испечь торт по рецепту. При этом папа попытался дрелью взбить крем и испачкал стену кухни. Но мудрая мама тем не менее похвалила «кулинарный шедевр» незадачливых поваров: «Дорог не подарок, дорога любовь!»

Фото 4 (17).JPG


Первая часть сборника посвящена каникулам в деревне. Вторая часть, «Таня в городе», – школьным будням героини. А в третьей части под названием «Старый альбом» Таня знакомится с историей своей семьи. Вместе с бабушкой она едет в гости к ее сестре, на свою, можно сказать, историческую родину, город Кимры, где жили ее предки. Из рассказов этой части книги становится понятным, что бабушкина семья оказалась под угрозой раскулачивания (об этом в повествовании только намек, который поймут лишь взрослые читатели). В этой семье память о предках ценили выше материальных богатств. Вот как бабушка рассказывает о портрете Таниного прапрадеда: «Помню, портрет этот висел на стене в нашем деревенском доме. Когда мы убегали из родного дома от беды, то могли взять с собой только самое ценное. Уезжали ночью на одной телеге. Портрет большой, не помещается. Тогда папа снял с воза медный самовар и еще какие-то вещи, а портрет отца взял!» Так в сознание юного читателя входит непреложная истина: сохранение семейной памяти – важнейшая ценность.

В бабушкиной семье бережно хранится альбом с фотографиями родственников и письма бабушкиного брата, пропавшего без вести на Курской дуге. Какой теплотой и сокровенным чувством причастности к истории семьи пронизаны строки: «Таня вглядывалась в знакомые и незнакомые лица на старых фотографиях, и ей казалось, они смотрят на нее и радуются, что девочка о них знает и помнит».

Таня вглядывалась в знакомые и незнакомые лица на старых фотографиях, и ей казалось, они смотрят на нее и радуются, что девочка о них знает и помнит

Из родного бабушкиного города Таня уезжает с подарком: это альбом с фотографиями и портрет прапрадеда. Старшие члены семьи передают ей наследство как хранительнице семейной памяти.

Завершается книга разделом «Родословное древо». В нем пошагово расписано, как нарисовать свое родословное дерево, с чего лучше начать (конечно, с опроса родственников, это, кстати, отличный фактор сплочения семьи). Заканчивается книга вдохновляющим обращением к читателю: «На древе будет много листочков. Один из них – это ты. От тебя тоже пойдут веточки с листочками – твои потомки. И со временем им тоже, как и тебе, будет интересно узнать о твоей жизни, когда их не было на свете…»

Несомненная удача в этой книге – иллюстрации. Первый же разворот рождает ощущение вольного простора. Хочется не спеша любоваться молодой и свежей зеленью деревенских садов, перелесков, полей, синевой речки, белокрылыми голубями, парящими над уютными домами, и белой церковью, над золотым куполом которой взмыл в синее небо самый смелый голубок. Родной среднерусский пейзаж, такой привычный и такой прекрасный.

Фото 5 (4).JPG


Насыщенная и нежная палитра оттенков зеленого, золотистого, василькового, малинового радует глаз и создает приподнятое и в то же время умиротворенное настроение. Не это ли сейчас нужно и детям, и взрослым?

Прекрасны и городские пейзажи. Вечерний город, многоэтажные, словно парящие дома, окна, светящиеся мягкими желтыми и розовыми огнями, просторная улица, зеленые дворы и над городом – просторное небо, отливающее глубоким синим, местами – лазурным цветом, а в небе – звезды. Уютная, успокаивающая глаз картина.

Книга Ларисы Калюжной продолжает лучшие традиции русской классической прозы, наполняет душу спокойной радостью, умиротворением, чего так не хватает в нынешнее непростое время.

Наталья Богатырёва/Сретенский монастырь