Беседы на Евангелие от Иоанна

Автор: протоиерей Олег Стеняев Все новинки

Берегитесь волка

Берегитесь волка
В новой рубрике друзья портала «Фома» выбирают и советуют читателям книги, которые – Стоит прочесть.

456.jpg«Мысленный волк» — одна из главных книг, написанных в последние десять лет. Этот роман не просто связан с темой православия. Алексей Варламов написал настолько религиозную книгу, насколько ее вообще можно сегодня написать. Думаю, не ошибусь, если предположу, что она явно создавалась именно к столетию Октябрьской революции, и здесь Варламов делает прорыв в совершенно новое пространство. Эта книга удивительно затягивающая, с очень необычным языком повествования. 1917 год, Февральская революция, царь, Распутин — ты словно живешь внутри истории.

Многие не знают, что означает словосочетание «мысленный волк». Это из второй молитвы святого Иоанна Златоуста в Последовании к причащению: «да не на мнозе удаляяйся от общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду». «Мысленный волк» — это корень любого искушения, любого дурного помысла, любого зла, которые вторгаются в разум и сердце человека. В этой молитве — просьба защитить от «мысленного волка». Поймать этого «зверя» — вот задача христианина. Ничего более глубокого, серьезного и важного про Россию в последнее время я, наверное, не читал. Это главная книга о событиях 1917 года. Это роман о России, о том, насколько страшные события произошли с нашей страной. Я жду не дождусь возможности перечитать этот удивительный, очень серьезный и очень глубокий роман.

Автор

Алексей Николаевич Варламов — прозаик, публицист, филолог, исследователь русской литературы ХХ века, автор ряда биографий писателей в серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»), в том числе Михаила Булгакова, Александра Грина и Василия Шукшина.

456.jpg

Время написания

Варламов начал работать над романом летом 2010 года. Он вышел под названием «Мысленный волк» в 2014 году.

О чем роман?

23NSmore.jpg

Роман «Мысленный волк» состоит из четырех частей. Его действие начинается летом 1914 года, перед самой Первой мировой войной, и заканчивается Октябрьской революцией 1917 года. Автор и его герои рассуждают о причинах возникновения в умах и душах людей той смуты, которая привела к войне и трагическому предреволюционному и революционному времени. Сто лет назад в сознание народа проник «мысленный волк», став причиной множества бед. «Вот от этого волка убегают и на него охотятся мои герои», — говорит автор романа. Взаимоотношения народа и истории, отдельного человека и истории, судьба людей в переломное время, предчувствия войны и революции, идеологические споры героев о прошлом, настоящем и будущем страны — об этом книга «Мысленный волк».


Протоиерей Максим Козлов: «Прекрасный русский язык, отсутствие всякого постмодернизма, и при этом роман написан автором, учитывающим опыт и знающим тексты русской и зарубежной литературы XX века».


Варламов о своей книге:

xrevolyutsiya-700x393.jpg.pagespeed.ic.bQt0j6rp9p.jpg

«Серебряный век — мутное, насыщенное, богатое, невероятно увлекательное время, которое было разрушено не внешними силами, как обыкновенно принято считать — революцией, смутой, тоталитарной властью, но подорвало себя само, отдало на растерзание хищному, злому, завистливому зверю, взломавшему границы русской мысли и русского сердца. Как и почему это произошло, кем был этот зверь, как любили, к чему стремились, чего боялись люди Серебряного века, с чем сражались, кому и почему проиграли — вот примерно об этом моя книга».

«Мне представляется, что самые ощутимые корни нашего сегодняшнего бытия относятся к эпохе 100-летней давности, когда в головах людей зарождалась новая смута, революция».

Интересные факты

  • В романе действуют вымышленные и невымышленные персонажи. Среди реально существовавших встречаются герои биографических книг Варламова — Михаил Пришвин, Александр Грин и Григорий Распутин. Автор вывел их под другими именами, но прототипы легко угадываются.

  • Роман вошел в шорт-лист «Большой книги» — одной из ведущих литературных премий России.

  • Изначально никакого «мысленного волка» в книге не было. Поначалу роман представлял собой историю писателя Легкобытова, прототипом которого является Михаил Пришвин, и девушки Ульяны. Но со временем появились новые герои и новые смыслы. «Мысленный волк пришел ко мне сам», — заметил Варламов.

  • Мысленный волк — это не только образ, но еще и герой книги, который появляется на страницах романа в различных воплощениях.



Отрывок из книги А. Н. Варламова “Мысленный волк”

Просьба зверя не кормить

Никто не знает, когда и где зародился мысленный волк, из каких пропастей и бездн небытия возник зверь, способный принимать любые обличья и пробираться внутрь человеческого существа. Иные из святых отцов полагали, что мысленный волк и есть сатана, другие считали его порождением диавола и блудницы, третьи распознавали в нем одного из самых темных, злобных и льстивых духов, но каждый благочестивый сын Церкви читал в последовании ко Святому причащению молитву, составленную святителем Иоанном Златоустом: да не на мнозе удаляйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду. Однако не каждому древняя молитва помогала, не все умели быть чистыми в своих помыслах, ее творя (…).

xnature-bird-animal-canine-wildlife-wild-632046-pxhere.com_-700x467.jpg.pagespeed.ic.OscV15pxtw.jpg

В мыслях люди могут быть и благороднее, и подлее самих себя, мысль передается от человека к человеку по каким-то неведомым путям, заражает как чума, разносится по воздуху, живет в почве и воде, мысль материальнее всего на свете, и вот ты чувствуешь, что зависишь от мыслей, да только свои ли они или чужие, кем-то тебе внушенные, — как узнать? Мысли гонят тебя, истязают и еще сильнее будут мучить там, где ты останешься без телесной оболочки. Мысль и есть энергия, которой люди не овладели и, до тех пор покуда будут оставаться людьми, не овладеют, мысль — это огонь, ветер, кровь, семя, дым. Она могучей человека, потому что за свои мысли он ни перед кем не отвечает. За поступки — да, за слова — да, но как ответишь за мысли, если они могут прийти извне и захватить тебя всего? А вот если научишься ими управлять, а еще лучше — научишься не думать вообще, не пускать их в голову, тогда станешь властелином своей жизни. Тогда не будет страшных искушений, к тебе приходящих, не будет соблазнов, власти женского взгляда над тобой, не придется, скрежеща зубами, подавлять глупую похотливую плоть, потому что с нею сладить еще как-то можно, а вот как сладить с собственной головой, как спасти ее от мысленного волка и не позволять ему рыскать по твоим мозгам и рисовать в воображении картины соблазнительные и страшные, имеющие несчастие сбываться? Стоит человеку послать неконтролируемый сигнал, слабый импульс от своего мозга, как мысленный волк этот сигнал улавливает, и нельзя от волка убежать, нет такого дерева, на которое можно забраться, нет такого убежища, в которое можно спрятаться, ни в доме, ни в храме, ни на площади, ни в глухом лесу или посреди моря, везде он тебя настигнет, а как только завладеет хотя бы частью человечьей души, то алчет и требует еще пищи и человеку приходится скармливать ему самого себя до тех пор, покуда не останется от несчастной жертвы одной оболочки.

Сколько таких оболочек по земле ходит, и никто не подозревает, что они съедены до основания. А между тем тронь чуть сильнее такого человека, самое малое испытание, неудобство ему пошли, вся пустота его обнаружится, и диву будут даваться те, кто еще вчера считал его независимым, почтенным господином. (…)

…что-то стало меняться, мутиться в бесконечных пределах России, какая-то поначалу едва заметная трещина образовалась в этом целомудренном существе. Она случалась и прежде, но время тогда двигалось медленно, и трещинка успевала зарасти до того, как мысленный волк мог, сжавшись до размеров ящерки, через нее проникнуть. Однако по мере того, как ускорялось течение лет, становились короче минуты и часы, быстрее катилось по небу солнце и торопливей сменяли друг друга зимы и весны, трещина увеличивалась, не успевала затягиваться, волк грыз ее, расширял, заполнял собой и среди людей, Россию населявших, все чаще появлялись умы нетерпеливые, не знающие жалости, свою родину презирающие и считающие отсталой, темной и несчастной, страстно мечтающие ее преобразовать и берущие себе в учителя тех, кто с юности сделал свое тело и душу вместилищем мысленного волка, был им поглощен и ему уподоблен.

Заголовок отрывка дан редакцией.


Подготовила Ася Занегина / Журнал "Фома"