Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

«Большие перемены»

«Большие перемены»

«Какое образование получали священники 150 лет назад? Как обустраивали быт?» — ответы на эти вопросы читатели смогут найти в двухтомнике «Большие перемены. Повесть из быта семинаристов и духовенства», занявшем II место на конкурсе изданий «Просвещение через книгу»


В этом году на рассмотрение конкурсной комиссии было представлено много необычных изданий, например, многотомники, в числе которых — собрания сочинений русский писателей; учебная, историческая и житийная литература. Среди этого многообразия особенно выделялась книга протоиерея М. Ф. Бурцева — священника, со второй половины XIX века служившего в городе Белёве Тульской губернии.

Изначально I том этой книги вышел в свет в 1885 году, а II был выпущен позже, в 1904 году. Современное издание, подготовленное ответственным редактором игуменом Герасимом (Дьячковым) и выпускающим редактором протоиереем Александром Сергеевым, выпустил Издательский отдел Белевской епархии. Повесть вновь вернулась к читателям практически через столетие.

Чем она уникальна? Ее автор — не только священник, но и прекрасный литератор, краевед, историк, очевидец эпохи императора Александра II. Уже несколько этих фактов делают издание особенным, но есть и главная причина: его книга — одна из немногих, рассказывающих о воспитании семинаристов в Российской империи.

В отечественной литературе эта тема осталась нераскрытой. О жизни воспитанников духовных школ читательская аудитория знает только по «Очеркам бурсы» Николая Помяловского. Однако его описания выглядят несколько односторонне. Они не дают возможности объективно судить о теме. Если же мы вспомним некоторые особенности жизни этого автора, а именно большие проблемы с алкоголем, к которому он пристрастился еще до учебы; сочувствие революционным взглядам, то не без оснований можем усомниться в достоверности картины, созданной Николаем Помяловским.

Сложно судить о жизни семинаристов, их целях и переживаниях по рассказу человека, который не собирался быть священником. Издание Белевской епархии как раз дает нам новый взгляд на эти вопросы. Тем, кто читал «Очерки бурсы» интересно будет сравнить позиции двух современников, мотивацию их главных персонажей, увидеть схожие моменты и различия.

Повесть протоиерея М. Ф. Бурцева рассказывает о служении священника Григория Когносцедова и его сыновьях, решивших продолжить отцовский путь и после окончания обучения принять сан. Читатель знакомится с большой семьей отца Григория и друзьями его сыновей.

В повести показано несколько поколений, изменения, произошедшие в жизни семинаристов и священников после реформы 1860-х годов. Отражение исторических событий в судьбах представителей духовенства можно проследить через повествование о главных героях книги.

Произведение протоиерея Михаила полностью соответствует названию конкурса, поскольку функция его в первую очередь просветительская. Это издание позволяет сравнить «эпоху великих реформ» и наше время, открыть для себя ценную информацию. Современное общество, к сожалению, незнакомо с реалиями священнической жизни. Несмотря на то, что книга написана более века назад, в ней подняты темы, связанные со служением православного пастыря, его миссией, которые актуальны и в наше время.

Рисуя действительность, протоиерей Михаил Бурцев не идеализирует жизнь в духовных школах, рассказывает читателю и о положительных моментах, и о сложностях.

Герои повести далеко не статичны: они размышляют, принимают важные решения, ошибаются и изменяются к лучшему. Например, сын отца Григория, Петр, взрослея, понимает, что нужно научиться сдерживать свои порывы. Он бережет родителей от лишнего беспокойства и осознает, что для него самым главным в жизни является его будущее служение. Этому выбору он добровольно подчиняет свою жизнь.

Ценность книги «Большие перемены. Повесть из быта семинаристов и духовенства» составляет и беседа о том, почему молодежь решается на такой ответственный шаг, как священническое служение. Ведь оно предполагает полную самоотдачу, жертвенность, умение принять чужую боль как свою. Что происходит в душе у таких людей, с какими проблемами они сталкиваются, к чему стремятся?

В книге показан правдивый образ православного пастыря, тот, о котором говорил первоверховный апостол Петр (см. 1Пет. 5:1— 4) и какой описывает святитель Иоанн Златоуст. По словам этого святого, «священники – соль земли» (см. Мф. 5:13), пастырь должен обладать благоразумием и опытом, знать жизнь мирских людей, чтобы понимать, как им помочь, но в то же время, как монах, не зависеть от житейского. Священнослужитель должен быть «кротким и вместе строгим». Как отмечает святитель, все это направлено к единой цели: «к славе Божьей, к созиданию Церкви».

Братьям Когносцедовым образец такого служения показал их отец, пожилой священник Григорий. Это хороший семьянин, человек, преданный делу своей жизни. Пребывая в большой нужде, он не забывает о тех, кому еще хуже, старается помочь своим прихожанам. Когда старший сын предлагает ему написать прошение о принятии хотя бы одного из младших братьев на казенное содержание, отец Григорий решительно отказывается: «Боже тебя сохрани! Вы еще не сироты. Я не хочу, чтобы вы у какого-нибудь сироты отняли кусок казенного хлеба. Я сам во всем себе откажу, а вас буду содержать».

Я бы рекомендовал прочесть эту повесть каждому человеку, неравнодушному к теме образования. Как работало духовенство, чтобы обучить сельских жителей, крестьянских детей, чего сумело добиться — об этом можно подробно узнать из книги. Такую историческую литературу всегда приятно читать, поскольку факты в ней изложены в увлекательной форме.

Особенно стоит отметить достойное оформление издания. Я бы сказал, что продумано и предусмотрено все, книга сделана очень гармонично. Отдельная благодарность за словарь-справочник, помогающий современным читателям понять реалии тех лет.

О книге «Большие перемены…» хочется сказать словами академика Лихачева, которыми он описывал древнерусскую литературу. Они уместны и в разговоре об этой прекрасной, на мой взгляд, повести: «Ее голос негромок... И, тем не менее, эта литература поражает нас своей монументальностью и величием целого. Она имеет право на заметное место в истории человеческой культуры и на высокую оценку своих эстетических достоинств».


Фома