Преподобный Сергий Радонежский

Автор: архиепископ Никон (Рождественский) Все новинки

Честность с собой

де Грааф Фредерика
Честность с собой
Книге Фредерики де Грааф «Открытость сердца. Встреча: «сквозь себя» к Богу и человеку» присуждено третье место в номинации «Лучшая публицистическая книга» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2022 года
Когда мы говорим об открытости сердца перед Богом, стоит отдавать себе отчет: ради чего мы к этому стремимся? Разве не ради того, чтобы стать настоящими? Ибо с «призраком» Господь не может иметь никаких дел. Пусть мы будем какими угодно: плохими, хорошими, добрыми, злыми, но главное — реальными, ведь только с настоящим человеком Господь может вступать в отношения и действовать. Важно говорить правду о себе самих. Даже если правда уродлива, даже если за нее осудят. Главное — быть настоящим! 

Владыка был настоящим, честным, правдивым человеком. Он глубоко переживал трагедию нашего мира. Его не оставляли равнодушным то зло, тот ужас, которые здесь творятся. И владыка ясно понимал причину этой трагедии: «Наш мир не только трагичен, когда в нем совершается зло, когда разражается война, когда льется кровь, когда ужас до глубин пронизывает... Наш мир трагичен своей оторванностью от Бога; это — основной ужас земли, это — основная трагедия». Но именно потому, что владыка был другом Христа, он мог с Ним поспорить, мог возразить Ему: «Господи, Ты допустил это! А мог бы не допускать!» 

В своей книге «Уверенность в вещах невидимых» владыка рассуждал так: если есть тьма, значит, есть и свет, иначе не было бы тьмы; мы живем пока в сумерках, но свет победит. Прочитайте его книгу. Эта небольшая книга, последние беседы владыки 2002 года, итог его жизни. Там все очень честно... Надо быть настоящими и честными перед собой, перед Богом и особенно перед тем, что происходит в мире! 

В Ветхом Завете рассказывается о людях, которые лично знали Бога и поэтому могли с Ним спорить. Ведь говорить серьезно и спорить можно только с другом, с тем, кого хорошо знаешь. Господь ищет себе друзей, которые умеют мыслить, стремятся стяжать ум Христов (см. 1 Кор. 2: 16), не боятся ошибаться и — жить. Иногда бывает, что за словами «Да будет воля Твоя!» скрывается страх столкнуться лицом к лицу с трагедией реальной жизни. Бывает также страх увидеть то, что на самом деле происходит у нас в душе. Суть не в том, чтобы сомневаться в существовании Христа. Суть в том, чтобы задавать Ему вопросы, спорить с Ним; чтобы с болью, иногда с криком души обсуждать происходящее и стараться с Его помощью увидеть тот свет, который царит в мире несмотря ни на что. 

Владыка очень любил Ветхий Завет и героев Ветхого Завета, которые не старались из себя что-то изобразить, а были реальными, живыми людьми: иногда плохими, иногда хорошими, но самое главное — настоящими. Он писал: «В каждый момент нашей жизни мы можем быть подлинными и реальными, если только решаемся на риск быть тем, что мы есть, а не пытаемся подражать чему-то или подгонять себя под заранее надуманный образ. Но наша истинная сущность не может быть открыта путем простого наблюдения над нашим эмпирическим „я“, а только в Боге и через Него». 

Первое, чего следует избегать — это лжи Богу. Надо быть честными. Надо пытаться увидеть, кто мы есть на самом деле. Господь, конечно, и так все знает, но Он ждет, что и мы познаем себя такими, какие мы есть, и будем просить Его помощи, чтобы бороться с тем, от чего нужно избавиться. Встреча с Ним возможна, только если мы искренни: «Молитва в своей сути — встреча, встреча души и Бога; но для того, чтобы встреча стала реальной, обе личности, которые в ней участвуют, должны быть действительно самими собой. Между тем мы в огромной степени нереальны, и Бог в наших взаимоотношениях для нас так часто нереален: мы думаем, что обращаемся к Богу, а на деле обращаемся к образу Бога, созданному нашим воображением. И мы думаем, что стоим перед Ним со всей правдивостью, тогда как на деле выставляем вместо себя кого-то, кто не является нашим подлинным „я“, — актера, подставное лицо, театральный персонаж». 

Очень важно, чтобы мы и Бога видели правдиво, то есть чтобы наши представления о Нем были непредвзятыми. У нас много образов, икон и самых разных представлений о Боге, о святых... Когда мы молимся, можно закрыть глаза, чтобы не мешал тот образ, который у нас уже есть. То же самое советовали и преподобный Серафим Саровский, и святитель Феофан Затворник: в храме стой с закрытыми глазами... 

Бывает, что мы всецело сосредотачиваемся на чем-то, что уже узнали о Христе, и именно это мешает нам быть открытыми тому новому, что Он может явить нам сегодня. Владыка говорил: «Когда нам предстоит с кем-нибудь встретиться, подлинность встречи зависит не только от того, чем являемся мы и чем является другой, но во многом и от предвзятого представления, которое мы создали себе о другом человеке. В таком случае мы говорим не с реальным лицом, а с тем представлением о нем, которое сами себе создали, и жертве этой предвзятости обычно приходится употребить большие усилия, чтобы пробиться через это представление и установить подлинные отношения».

То же самое относится и к встрече с Богом: если мы решаемся к Нему обратиться, надо обращаться к реальному Богу. Мы думаем, что обращаемся к Богу, а на самом деле — к Его образу, созданному нашим воображением, так как у нас имеется некий запас мысленных и зрительных образов Бога. И все эти образы не дают нам встретить реального Бога (как и реального человека). 

Это крайне важно. Мы можем закрыть глаза, не смотреть на иконы, а просто как-то ощущать, что они с нами. Так же и при встрече с человеком следует отказаться от всяких представлений о нем и спросить себя: что это за человек, который сейчас передо мной? Где он находится? Что у него на душе? Не анализировать его психологически, а почувствовать, в каком он состоянии, что с ним происходит. Думаю, что такую чуткость вполне можно развить. В связи с ложными представлениями о себе и о Боге, которые могут помешать прийти к Нему, владыка дал нам две краткие молитвы. Первая: «Помоги мне, Боже, освободиться от всего поддельного и найти мое подлинное „я“».

Здесь речь идет не об индивидууме, а о личности. По словам владыки Антония, мы можем стоять в присутствии Божием, сознавая, что частично реальны, а частично нет, исповедуя, что все еще не способны обрести целостность, и принося Ему все это в покаянии. О таком предстоянии говорят мало, хотя именно оно и помогает встретиться с Богом. 

И вторая молитва владыки: «Помоги мне, Боже, освободиться от всякого ложного Твоего образа, чего бы мне это ни стоило». 

Кроме того, владыка не раз подчеркивал, что нам надо научиться «быть здесь и сейчас», в настоящем, ведь встреча может произойти только в настоящий момент. Не в будущем и не в прошлом. И не в мыслях и чувствах наших о том, что было или что будет. «Быть здесь и сейчас» очень трудно, потому что обычно мы отходим далеко от настоящего: мысленно мы или в прошлом — думаем о том, что было раньше, или боимся того, что произойдет в будущем.  Редко кто умеет или желает жить в настоящем, в «здесь и сейчас».

Это требует мужества, так как с этим непременно связано отсутствие страха быть наедине с собой и встретить себя честно, каким я есть. Не только встретить, например, плохой диагноз, встретить факт, что я тоже могу сейчас умереть, что я как все — смертник, но и встретить самого себя, состояние своей души и все, что предшествовало этому состоянию и могло бы стать причиной болезни. 

Это нелегкая задача. Страхи, обиды часто держат нас в своих тисках и мешают жить здесь и сейчас. Однако только в настоящем мгновении, в этот миг мы можем, со всеми своими хорошими и плохими качествами, встретить Бога и всякого человека.

Мне на ум приходит пример Наташи. Она сумела совершить переход от обиды, непрощения в прошлом к полноте жизни в «здесь и сейчас».

Ей было сорок с лишним лет. Очень одаренная, живая, писала глубокие стихи. У нее был девятилетний сын и любящий муж Антон. В один день она мне рассказала, откуда она и что она пережила в Сибири, где она жила до переезда в Москву. Она была влюблена в молодого парня — Иоанна, они планировали жениться. А ревнивый друг в ярости убил ее любимого Ваню. «Я не могу его простить, живу все время в этом периоде прошлого, в том, как он его убил, — я его ненавижу, хотелось бы его убить!» И хотя она была счастлива с Антоном, ее теперешним мужем, она осталась в тисках своего тяжелого прошлого. Мы потом обсуждали, что, пока она не простит обидчика, он до сих пор имеет власть над ней, они пойманы в одной паутине. «Хочешь ли ты этого?» — спросила я ее. «Нет — но не могу и не хочу его простить», — честно ответила она мне.

Дальше мы обсуждали, что все, что происходит на душе, прямо отражается на физическом состоянии ее тела. Все отрицательное, как в ее случае — обида, злоба, непрощение, отнимает у нее самой, а не у обидчика, жизненные силы, и лежит как тяжесть на ее душе и мешает ей жить полностью сейчас, в настоящем, с собой, с сыном и с Антоном.

«Ну как это сбросить?» — спросила она. Тогда я ей осторожно говорила про священника, который есть у нас в хосписе. Она не была воцерковлена. 

Я рассказывала немного про него, какой он человек, и что она может при желании просто познакомиться с ним, поговорить так, как она говорила со мной — в первую очередь как с человеком, а не как со священником. Она согласилась, и они нашли общий язык друг с другом.

Спустя некоторое время я дала ей пример из собственной жизни, как мне легко стало после того, как я исповедалась перед лицом Христа о темном в своей душе. Она внимательно слушала и потом решила сама так поступить.

После ее встречи с нашим священником и ее исповеди она мне говорила с сияющими глазами: «Знаешь, удивительно, как будто реально огромный камень свалился с моей души, сейчас никакой обиды нет!»

Материал предоставлен издательством «Никея»