По доброй традиции, православные христиане стараются провести Великий Пост за молитвой, чтением Евангелия и благочестивых книг и наставлений. Что выбрать? Второй день представляет епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт:
Родился 27 августа 1974 года в городе Грозном в семье служащих. В 1991 г. окончил среднюю школу.
В 1992 году поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию. В апреле 1994 года митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского.
В 2000 году поступил в Институт дружбы народов Кавказа ( Ставрополь), который окончил в 2004 г. по специальности «Психология».
В 2003 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2007 гожу.
В 2006 году в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Феофилакта во епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии.
В августе 2008 года, после кончины епископа Курганского и Шадринского Михаила, назначен временно управляющим Курганской епархией.
В октябре 2008 года назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, с поручением управления приходами Патриаршего благочиния в Республике Туркменистан.
В марте 2009 года назначен правящим архиереем Смоленской и Вяземской епархии с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению православных приходов в Туркмении.
В марте 2011 года назначен на Пятигорскую и Черкесскую кафедру.
- Что касается первой недели поста, не придумаешь ничего лучше Великого покаянного канона Андрея Критского. Больше можно ничего и не читать. А вообще, очень советую книгу митрополита Вениамина (Федченкова) "Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца". В этих замечательных рассказах веришь каждому слову, не возникает даже сомнения, что все было именно так, как в них описано. И все тексты проникнуты светом и пасхальной радостью.
Митрополит Вениамин (Федченсков).
Всемирный светильник. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Глава IV. В ангельском чине
Одна молодая вдова, Анна Петровна Еропкина, прожившая в браке лишь три месяца, рассказывая об о.Серафиме, между прочим записала следующее. Когда любимый муж ее неожиданно заболел, она боялась предложить ему приобщиться Св. Христовых Тайн, опасаясь испугать его; а он, хотя был тоже весьма религиозен, боялся огорчить жену приглашением священника. И так без причащения скончался. Жена очень мучилась этим: “Особенно умереть без напутствования Св. Тайнами мне казалось карою Божией за мои и мужа моего грехи; мне думалось, что муж мой будет навеки отчужден от жизни Божией… После похорон я доходила до отчаяния и, пожалуй, лишила бы себя жизни, если бы не было за мной строгого надзора”.
Так вдова промучилась десять месяцев. Затем, по совету своего дяди, отправилась за 500 верст в Саров; здесь она нашла полное успокоение у преподобного, а относительно смерти мужа батюшка сказал ей так: “Не сокрушайся об этом, радость моя, не думаю, что из-за этого одного погибнет его душа. Бог только может судить: кого чем наградить или наказать”. И далее вот и добавил: “Бывает иногда так: здесь, на земле, и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!”…
… Как это страшно! Как вразумительно!..
“Другой же хочет приобщиться; но почему-нибудь не исполняется его желание, совершенно от него независимо; такой невидимым образом сподобляется причастия через Ангела Божия”. Вдова успокоилась.
А иногда Господь и явно наказывает недостойно приступающих к Таинству.
Протоиерей г.Спасска о.Петр Феоктистов описал следующий случай. Один диакон, обличенный в дурном поведении своим священником, сам, через свидетелей, принесших ложную присягу в оправдание его, обвинил пред епископом иерея. Диакона повысили: из села перевели к о.Петру в город. Он продолжал здесь служить, не смущаясь в совести. Вскоре диакон приехал в Саров и направился к о.Серафиму. Увидев его, прозорливый угодник вышел навстречу из своей кельи, мгновенно поворотил его назад и с гневом сказал: “Поди, поди от меня; это не мое дело!”
Диакон не знал, что делать дальше.
Некий инок посоветовал ему сначала исповедаться. Но и это не помогло: батюшка и второй раз выгнал его: “Поди, поди, клятвопреступник, и не служи!”
Диакон возвратился домой и обо всем происшедшем рассказал домашним; но не подумал исправить своего греха клятвопреступления. Тогда Бог покарал его Своею десницею. Когда священник пред литургией произнес с ним молитву по чину: “Господи! устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою”, – вдруг диакон, вместо того чтобы по уставу сказать: “Время сотворити Господеви: владыко, благослови”, онемел. И должен был уйти даже из церкви домой. Там способность речи возвратилась к нему. Но как только он снова входил в храм, язык опять отнимался. Такое Божие наказание продолжалось целых три года, пока недостойный служитель не дошел до полного раскаяния. В день Вознесения Господня, на утрене после величания, запели псаломский стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования (46,2). Диакон, – как он рассказывал после, – пораженный от этих слов внезапным ужасом, стал молиться о помиловании, и вдруг язык разрешился от немоты.
Обрадованный исцелением, а еще больше милостью Божией, он тут же в храме открыто раскаялся во всем, поведал о совершившемся чуде и прославил прозорливого своего обличителя о.Серафима. Так, “Бог, – учит батюшка, – являет нам Свое человеколюбие”, всячески спасает нас “не только тогда, когда мы делаем доброе, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! А когда наказывает, как благоутробно наказывает!”
“Посему, – говорит преподобный Серафим словами Исаака Сирина, – не называй Бога Правосудным; ибо в делах твоих” – т.е. при множестве наших грехов и Божией милости к нам, – “не видно Его правосудия”, “и Сын Его показал нам, что Он более благ и милостив. Где Его правосудие? Мы были грешники, Христос умер за нас (Рим.5,8)”.
Чтение Великого Поста. Первый день от ректора Московских духовных школ архиепископа Евгения
Татьянин день