Уже 15 лет я преподаю в воскресной школе. Все это время я стараюсь затронуть души детей рассказами о Боге, Матери Божьей, святых Его угодниках. Сначала казалось, что сама история должна впечатлить учеников, настроить их на серьезный лад, обострить восприятие.
Постепенно я поняла, что это не работает. Педагогам очень хотелось бы, чтобы дети внимательно и благоговейно слушали, задавали умные вопросы, бережно сохраняли в памяти материал с урока. На самом деле, дети есть дети: они отвлекаются и болтают, балуются и скучают, и постоянно намереваются увести тебя вопросами от темы урока как можно дальше.
Я пробовала разные методы работы. Опыт показал, что лучше всего работает один, старый, как мир, и действенный. Нужно рассказывать интересные и понятные истории.
Интересно и понятно должно быть ребенку. Тогда он воспримет практически любую тему. Причем это касается и урока, и книги.
Именно этот принцип я положила в основу пересказов житий святых, которые выходят в издательстве «Вольный Странник». Это «Житие преподобного Сергия Радонежского для детей с вопросами и заданиями», «Житие святителя Николая Чудотворца для детей с вопросами и заданиями». Теперь вышло и «Житие блаженной Ксении Петербургской в пересказе для детей с вопросами и заданиями».
У каждой из этих книг своя специфика. В житии преподобного Сергия нужно было рассказать детям о мире Древней Руси, о татаро-монгольском иге, об иерархии в обществе, роли князя, его дружинников, игумена, монахов. В житии святителя Николая важно было показать ребенку жизнь древних малоазийских Патар, окунуть в атмосферу южного приморского города, не наврать, но и не завалить историческими подробностями.
С пересказом жития блаженной Ксении ситуация оказалась еще сложнее и интереснее. XVIII век гораздо ближе к нам, о нем мы знаем немало, поэтому больше подробностей можно показать ребенку. При этом и время, и тема непросты. Рассказывать малышам-дошкольникам об истории огромной любви и подвига во имя ее было страшно.
Как всегда, в разговорах с детьми мне помогают две вещи. Первая – честность. Если юлить и утаивать, называть вещи не своими именами и сглаживать, история получится запутанной и мутной, до сердца ребенка она не дойдет, он почувствует ложь. Вторая важная вещь – не забывать, кому ты рассказываешь историю, вставать на его позицию. Среди моих учеников много дошкольников, мои дети недавно были дошкольниками, и я знаю, что они понимают, а что, в силу возраста, еще нет.
Вот и получился рассказ о счастливой, тихо и благочестиво живущей семье. Я постаралась нарисовать образ супругов, который бы отложился у детей, как идеал любви. Не ярко горящая страсть, а мирная рутина – то, что, в общем-то, и есть семейное счастье.
А потом нужно было рассказать о горе. О смерти. Вообще, маленькие дети воспринимают смерть максимально отстраненно, так они устроены. Поэтому в истории болезни и смерти Андрея Федоровича показалось важным выделить два момента:
– Ксения ничем не могла ему помочь: в книге объясняется, что множество болезней в то время просто не умели лечить;
– Андрей Федорович умер, не успев исповедоваться и причаститься.
Вот это, последнее, – важная причина подвига, который приняла на себя Ксения. Чтобы дети понимали сложные взрослые вещи, нужно объяснять им причинно-следственные связи, которые для нас кажутся очевидными, и мы опускаем их для себя. А тут важно раскрывать сюжет максимально последовательно, не опуская ни одного этапа.
История любви и потери святой Ксении помогла объяснить детям подвиг ее юродства. И далее – отношение людей к этому подвигу.
Работая над книгой, я осознала интересную вещь: от более древних житий это существенно отличается. Больше подробностей, развернутых историй с диалогами, интересными перипетиями. Можно рисовать словами эти истории: как Ксения помогла обрести сына бездетной женщине, как подала барыне монетку, как подсматривал за святой любопытный человек. Наблюдать за этими маленькими сюжетами ребенку интересно, он их легко представляет.
Конечно, детская книжка не может существовать без картинок. Иллюстрации к книге нарисовала Анна Ельчина. Они получились светлыми, детализированными, хорошо передающими эпоху, динамику городской жизни, исторические подробности. Святая блаженная Ксения на них очень красивая, понятная читателю, но словно бы особняком от остального мира стоящая. Иконографический образ, при том, что реалистичный.
Задания в книге часть концепции серии. Они призваны переключить внимание ребенка, помочь ему сменить деятельность. В силу возраста он не может долго удерживать внимание на чем-то одном, а дети со слабым читательским навыком вообще тяжело воспринимают текст, даже если им читают взрослые. Поэтому им предлагается найти животных на картинке, сопоставить людей и предметы, посчитать медные пятачки на столе, полном снеди. Интересные и несложные задания служат одной цели: помочь в восприятии текста.
А еще на иллюстрациях в книге великолепно получился Петербург. Он узнаваем, легко запоминается, точно передана его атмосфера. Чтением книги можно предварить путешествие в город блаженной Ксении – или совместить с ним. Получится искренний и живой рассказ о святой.