«Прощай, грусть!» и другие рассказы

Автор: священник Игорь Сильченков Все новинки

История в подлинном значении

История в подлинном значении

Процесс создания книги сродни сотворению мира – пусть небольшого, отдельного, но так необходимого для его потенциальных будущих обитателей-читателей. И от того, сколько души, таланта, силы духа и труда вложили в это действо его авторы, зависит, захотят ли люди поселиться в этом мире и надолго ли. Книга – это такое же произведение, как архитектура, монументальное искусство или даже музыка. Сегодня, в век цифровых технологий, когда виртуальный мир все больше завоевывает жизненное пространство человека, так важно повернуть его восприятие к реальному миру. Бумажная книга – живая, осязаемая, возвращает нас к генетической памяти, в которой запечатлена не только история, но и дух. Вот почему одним из направлений деятельности общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» является уже на протяжении почти 30 лет книгоиздание. Книги печатаются не с коммерческой целью получить прибыль от продажи, а для дарения, безвозмездного распространения. И самое главное – каждое издание оказывается в итоге уникальным, поскольку создается коллективом талантливых энтузиастов-профессионалов при финансовой поддержке меценатов, людей неравнодушных, радеющих за сохранение культуры в нашей стране.

Председателя президиума фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова трудно застать дома, в Тобольске – со своими коллегами, друзьями фонда он колесит по стране, чтобы представить новое издание на выставке, обсудить свежую идею, но чаще – подарить книги. Так, в феврале 2022 года он вместе с создателями иллюстрированного издания «Галерея русской исторической живописи» провел четыре презентации в Красноярске. И, конечно же, событие сопровождалось дарением этого уникального издания.

Книга «Галерея русской исторической живописи» – уже двенадцатое издание известного издательского проекта «Сибирский художественный музей» фонда «Возрождение Тобольска», серии книг о художественной жизни и культуре Сибири. Главенствующую роль в развитии русской исторической живописи, по мнению автора книги, доктора философских наук, профессора Владимира Большакова, сыграла фигура Василия Ивановича Сурикова: «Искусство Сурикова вдохнуло жизненную правду в историческую живопись». Поэтому, по решению президиума фонда, попечительского совета во главе с Юрием Константиновичем Шафраником и известного российского промышленника и мецената Сергея Павловича Козубенко, оказавшего неоценимую помощь в печати этого альбома, именно Красноярск, родина художника, а также Красноярский край первыми получили 100 экземпляров этой книги.

Презентации состоялись в музее-усадьбе художника вместе с просмотром фильма о Сурикове известного в Сибири и России тюменского журналиста и писателя Анатолия Омельчука, а также в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, на художественном факультете Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского и в отделении Академии художеств в Красноярске.

На встрече в академии Аркадий Григорьевич Елфимов поприветствовал участников, подчеркнув, что всегда рад побывать в этом храме культуры и искусства, пообщаться с единомышленниками и коллегами.

– Ранее здесь мы уже презентовали двухтомное издание фонда «Возрождение Тобольска» – «Изобразительное искусство Сибири XVII- начала XXI в.в.», автором-составителем которого является замечательный Владимир Федорович Чирков из Омска, который, можно сказать, жизнь посвятил этому труду. И вполне заслуженно получил за составление этого словаря золотую медаль Академии художеств. А в этот раз мы показываем новый издательский проект – альбом «Галерея русской исторической живописи». По оценке многих, уже без ложной скромности могу сказать, это издание признано книжным шедевром. Автор текста – Владимир Ильич Большаков, доктор философских наук, профессор.

– Я благодарен судьбе за то, что мне удалось в жизни встретиться с уникальными людьми, – сказал Владимир Большаков. – Это Вячеслав Михайлович Клыков, скульптор, бывший президентом Международного фонда славянской письменности и культуры. Мы могли говорить с ним ночи напролет. Я благодарен Сергею Павловичу Козубенко, занявшему в нашем кругу очень важное место – благодаря финансовой поддержке Сергея Павловича Вячеславу Клыкову удалось сделать несколько памятников, а это гигантские затраты и труд. Находясь на родине Василия Ивановича Сурикова здесь, в Красноярске, я думаю – что же связывает скульптора Клыкова и художника Сурикова? Поразительная, как струна болезненная, пронизывающая всю душу любовь к своей малой родине и – к своей матери. Известно, как Суриков, взрослый человек, рыдал, покидая родной дом. Эта любовь и есть источник вдохновения, творчества, вообще – всего. И здесь, в Красноярске, я ощущаю мощь земли, которая вдохновляла Сурикова, наполняла его любовью. А еще кроме вдохновения художник должен крепко, серьезно потрудиться, попотеть, его труд – это серьезная пахота. Моя первая монография была посвящена царской семье и мне приятно, что эта работа была отмечена Святейшим, он рекомендовал ее всем членам Архиерейского Собора. Ну и конечно, я рад, что встретился с Аркадием Григорьевичем Елфимовым, который поддержал мою новую работу. Что сделал Суриков? Он открыл нам глаза на мир. Мы жили, да и живем с закрытыми глазами. Пора пробудиться от этой метафизической цивилизационной спячки. Сегодня суровые времена, идет гибридная война, где воюют слова и образы. И мы должны победить во славу России!

Аркадий Елфимов отметил, что фонд «Возрождение Тобольска», все помощники наших благотворительных программ трудятся на укрепление российской государственности и во славу России. Фонд только за последние 5 лет на 64 с половиной миллиона рублей передал книг библиотекам и культурным центрам Сибири и России. И это благодаря поддержке меценатов, один из которых – Сергей Павлович Козубенко, в свое время профинансировавший установку памятников скульптора Вячеслава Клыкова: Шукшину на горе Пикет, княгине Ольге во Пскове, а потом и самому Клыкову на его родине. Сергей Павлович построил также несколько храмов. Принято решение об установке памятника писателю Василию Ивановичу Белову на его родине – на Вологодчине. И его серьезный вклад, за что мы все ему благодарны, это оплата печати альбома «Галерея русской исторической живописи».

– Василий Иванович Суриков – гордость России, каждого русского человека, и не откликнуться на поддержку такого издания нельзя было, - сказал Сергей Козубенко. – Участвуя в презентации этого альбома здесь, в Красноярске, вижу огромную заинтересованность российской историей и искусством у молодежи, студентов, художников, педагогов, музейщиков. Значит, мы на правильном пути. Огромное спасибо всем, кто принимал участие в создании альбома.

Аркадий Елфимов предоставил слово Ивану Евгеньевичу Лукьянову, художнику, работавшему над изданием. Иван Евгеньевич уже два десятка книг создал в сотрудничестве с фондом «Возрождение Тобольска», и многие его книги, можно сказать, каждое издание, сделанное совместно с фондом «Возрождение Тобольска», удостоены наград, так, например, четырехтомник «Северный морской путь» получил приз «Книга года», проект «Двадцать имен тобольской истории» награжден серебряной медалью Академии художеств.

– Как создать книгу как произведение искусства? – рассказывает Иван Лукьянов. – Сначала задумывается сверхидея. Когда я начал работу над альбомом о русской исторической живописи, нужно было найти то, что объединяет русских художников, что общего в историческом процессе. Родилась такая идея: у человека есть ангел, и у страны – тоже. Для России – это ангел Андрея Рублева. Затем эта тема получает развитие у Александра Иванова. Нужно говорить о духовной борьбе, о смысле бытия. Что касается качества печати, я ставил задачу, чтобы репродукция максимально близко отражала оригинал картины – так, как ее видят в музее при дневном свете. Мы с полиграфистами придумали добавить в типографскую краску лак, и от этого печать стала выпуклой, передающей мазки, как на картине, а не «сетку» печати. Сам дизайн строится из нюансов. Нужно было придумать макет, чтобы и текст, и картинки сочетались. В структуре книги – не только целые иллюстрации, но и фрагменты картин, как кадры фильма, из которых создается история изображенного события. Очень важно было передать те фрагменты, которые показывают суть, замысел художника, главную идею, а также «кухню» живописца – эскизы, этюды. Конечно, я пытался апеллировать к знаниям, к душе читателя. Но это не только моя работа, автора текста, печатников – над всем был некий дух, который нами руководил. Заканчивается книга изображением этюдника Василия Ивановича Сурикова, в котором – не краски, а история нашего государства и нашего духовного прозрения, движения к свету, которым руководит ангел.

Аркадий Елфимов также подчеркнул, что в работе типографии была поставлена победная точка всего проекта, руководил работами Снитенко Александр Викторович, который, действительно, для достижения необходимого качества издания нашел поистине нестандартные решения. И по оценке специалистов, такого качества печати ни в России, ни в Европе нет – достигнут объемный эффект как на 3D изображениях.

Ответное слово взял академик Александр Анатольевич Клюев:

- Я много работал в сибирских городах, в том числе – в Тобольске, и знаю, что наша Сибирь – великий кладезь талантливых людей. Сегодня к нам приехали выдающиеся люди, мы все как-то облагообразились даже в общении с ними. Огромное спасибо вам за ваш труд, за великий строй души, который способен вдохновить, поднять. Я помню первую поездку в Тобольск – это был разрушенный город, а теперь – такой там свет, город полный сияния, такие памятники появились – Достоевскому, Алябьеву. Спасибо от души!

В.И. Большаков добавил:

– Смутное время – это особое явление в развитии русской цивилизации. Каждый человек и каждая цивилизация имеет свою миссию. Сегодня весь мир смотрит на Россию: в течение тысячелетней истории христианства темные силы пытались нас лишить возможности донести дар спасения мира через спасение каждого человека. Суриков раскрыл глаза на мир людям и показал историю в ее подлинном значении – борьбы добра и зла. Мир преобразился благодаря его картинам. Он сумел поднять русскую живопись на самый высокий уровень, он – гений реальности, реальной борьбы за спасение человечества.

Сто экземпляров альбома «Галерея русской исторической живописи» были подарены библиотекам Красноярского края, музеям, детским художественным школам, отделению Российской академии художеств в Красноярске.

Все участники встречи выразили такую надежду, что уникальная книга для студентов, учащихся, исследователей – всех, кто изучает не только изобразительное искусство, но и историю нашей Родины, станет источником истины о великой силе духа русского народа, а важность и ценность этого знания сегодня трудно переоценить.

Ирина Трофимова