Церковнославянский язык

Автор: Миронова Татьяна Все новинки

Как Православие пришло на Аляску

Как Православие пришло на Аляску
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Православие в Русской Америке: этапы становления
Калуга: Калужская духовная семинария, 2020. 252 с. 
Из-под пера митрополита Калужского и Боровского Климента вышло немало трудов по истории Русской Православной Церкви, были в том числе и крупные работы, где затрагивались вопросы о православной духовной миссии на Аляске.

Новая книга представляет собой научную монографию, значительно дополняющую прежние труды владыки Климента. В ней рассматривается эпоха, когда духовная власть Русской Церкви за океаном осуществлялась в условиях государственной деятельности Российской империи в Северной Америке. По словам самого автора книги, «Хронологические рамки предпринимаемого исследования полностью совпадают с эпохой русского присутствия на Североамериканском континенте. Нижней границей является 1741 г., когда берегов Аляски достигла Вторая Камчатская экспедиция и началось русское освоение этого края; верхней границей стал 1867 г., когда произошла продажа заокеанских территорий Российской империи Соединенным Штатам Америки».

В географическом плане исследование охватывает всю современную территорию штата Аляска, включая Алеутские острова (хотя в старину их отделяли от Аляски, считая иным регионом). Ознакомительные сведения приведены также по истории форта Росс в Калифорнии, но распространение там Православия осталось за пределами монографии. 

Исследование основано на изучении значительных пластов архивного материала. Автором приводятся данные, взятые из 16 фондов, пребывающих на хранении в трёх федеральных архивах России, одном ведомственном, одном региональном, а также в Российской государственной библиотеке. Помимо этого им использованы документы из архива Библиотеки Конгресса США, трех церковных архивов и личного. Поистине очень солидная документальная основа для научной работы!

Автор показывает превосходное знание трудов иных ученых, посвящавших свою деятельность истории Аляски и, в частности, судьбам Православия в регионе. Цитируются десятки англоязычных изданий. 

Монография снабжена приложением «Имена и судьбы в истории Православия в Русской Америке» (небольшой персональный словарь), а также научно-справочным аппаратом, составленным в полном соответствии с государственными стандартами, установленными для современной научной литературы.
В исследовании предлагается выверенная и обоснованная периодизация деятельности Русской Церкви в регионе.

Основательный научный подход к теме позволяет автору книги сделать ряд важных, притом полностью аргументированных выводов. Так, например, в монографии четко показано, что миссионеры Русской Церкви не занимались русификацией местной культуры и туземного быта. «За время русского присутствия, – пишет автор исследования, – алеуты, эскимосы и индейцы обогатили свою культуру и свой язык новыми понятиями, которые давала русская цивилизация, а их обычаи, не противоречащие христианским нормам, через евангельское осмысление приобрели новое, возвышенное значение». Что же касается осмысленного усвоения туземцами новой веры, то здесь роль очень значительного позитивного фактора, сделавшего христианство понятным для местного населения, сыграл перевод вероучительных поучений и молитв на языки всех основных этнических групп Аляски. С любовью подана автором и другая сторона деятельности Русской Церкви на Аляске. По его словам, «бескорыстная забота миссионеров о туземцах, сострадание притесняемым, деятельная помощь и заступничество перед властями наглядно раскрывали местным жителям сущность евангельского учения».

Книга послужит отличным подспорьем для тех, кто занимается исследованиями исторических судеб Православия на Аляске.