«Лев, телец, орел...»

«Лев, телец, орел...»
Фото: kursivom.ru

Священное Писание исполнено сложных символов, в число которых входят чудесные библейские животные, которых можно встретить как в Ветхом, так и в Новом Завете, и в том числе в Апокалипсисе. Чему учат нас эти «шестокрылатые» создания, «исполненные очей»? В чем смысл этих поистине фантастических видений, реальность которых для верующих людей несомненна? Ответы на эти вопросы – в сегодняшней части цикла бесед об Апокалипсисе известного православного пастыря и проповедника протоиерея Андрея Ткачева. 

Сегодня обратимся к словам из 4-й главы Откровения Иоанна Богослова. В ней говорится о четырех животных, явившихся в чудесном видении апостолу Иоанну, увидевшему нечто, превосходящее человеческое разумение. Причем его видение прямо соотносится с видением ветхозаветного пророка Иезекииля, в котором ему явился Господь Саваоф, Царь Воинств. И там впервые на страницы Священного Писания попадают библейские животные, «исполненные очей». И даже колесница, движущаяся одновременно в четыре стороны, тоже была с очами.

В Апокалипсисе же описывается престол с молниями и громами и четырьмя чудесными созданиями, на которых восседает Господь. Потом это все осмысливается в христианской гимнографии, например, в песнопениях, посвященных Богоматери: «Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на херувимех». То есть Она выше этих колесничных херувимов, на которых восседает Господь. Кстати, при освящении любой машины, по-старому – колесницы, мы тоже взываем к Богу: «Господи Боже наш, восседающий на Серафимах и носимый на Херувимах».

Итак, «исполненные очей» животные, подобные орлу, тельцу, льву и человеку, увиденные Иоанном Богословом. К слову, его Откровение, завершающая библейская книга, по сути, интегральная, она живо связана с Книгой Бытия, с Книгой Иезекииля, с Книгой Иеремии, с псалмами Давида, то есть со всем корпусом библейских книг. И вот он увидел этих четырех животных, из которых первое подобно льву, второе – тельцу, третье имело лицо как человек, а четвертое подобно орлу летающему. Все они имели «по шести крыл вокруг», шестокрылатые, а внутри были «исполнены очей».

Эта внутренняя зрячесть объясняется духоносным отцом Церкви Макарием Великим. Преподобный Макарий говорит, что это видение изображает нам душу, какой она должна быть. Что душа человеческая сотворена с великим потенциалом и должна совершать некую херувимскую службу неусыпной молитвы и ношения в себе благих помыслов, а в конце концов, и Самого Господа. «Исполненность очей» – это тотальная зрячесть, непрестанное зрение во все стороны. Это – некое «око ума», которое не засыпает. Как говорится в Песне песней, «я сплю, а сердце мое бдит». Из истории мы знаем и о многих подвижниках, которые молились во сне. Они спали, а их сердце продолжало творить свою привычную молитву и взывать к сладчайшему имени Иисуса Христа.

Кстати говоря, очень важно, о чем говорит человек во время сна, это то, что живет в его подсознании, пользуясь термином, который нам подарила современная психология. Один батюшка мне рассказывал: он лежал на очень длительной операции под общим наркозом. И когда он отходил от наркоза, ему доктора сказали: «Вы очень много говорили». Он перепугался: «А что я говорил?» Мало ли что намелешь, когда не контролируешь себя. И ему ответили: «Вы все время говорили «Пресвятая Богородица, спаси нас, Пресвятая Богородица, помогай нам».

Говорит, это было очень утешительно для него. Он же себя не контролировал, не заставлял себя молиться. Но это душа молилась сама, без контроля разума. И это и есть некая внутренняя «исполненность», молитвенная зрячесть. И это очень важная цель, чтобы ты даже в отсутствие умного контроля был постоянно молитвенным и взирающим к Богу. Подобно тому как эти четыре библейские животные, которые, не имея покоя ни днем, ни ночью, взывают: «Свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель».

Также и Трисвятое пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», которое имеет еще более древнее происхождение. Это пророк Исайя услышал, как Небесные силы поют не Богу, а друг другу. То есть шестокрылатые серафимы говорят друг другу: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Они как бы делятся друг с другом радостной новостью, вечной новостью о Боге.

И апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе пишет, что эти чудесные животные взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». И, когда они это воспевают, то поклоняются Ему и старцы, снимая с себя золотые венцы и кланяясь перед Богом. Это означает, что перед нами необходимость хвалить Бога всегда. То есть «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси ангели Его; хвалите Его, вся силы Его... юноши и девы, старцы с юнотами».

То есть все должны хвалить Бога, это одна из главных задач человека. Это то, для чего нам даны уста, память, совесть, слово, сердце, ум... Все для того, чтобы воспевать Имя Божие. Это наша обязанность. И четвертая глава Апокалипсиса пусть подтолкнет нас к тому, чтобы мы хвалили Бога каждый день. По пробуждении от сна, перед отходом ко сну, всегда и везде.


Царьград