В Издательстве ПСТГУ вышло новое учебное пособие по изучению богослужения. О задачах и особенностях пособия беседуем с автором – доцентом ПСТГУ Еленой Николаевной Никулиной
– Елена Николаевна, как правило, в основе учебников лежит многолетний опыт преподавания. Какая предыстория у Вашего нового пособия?
– Безусловно, рассказ об учебнике невозможен без рассказа о курсе, для которого он предназначен и на основе которого написан. Дисциплина «Богослужебный Устав и гимнография» уже 20 лет преподается на факультете дополнительного образования ПСТГУ[i]. Основная аудитория – это взрослые слушатели с высшим образованием, уже состоявшиеся в своей профессиональной области. Они поступают на программы дополнительного образования, чтобы лучше понять православную традицию, поэтому содержание курса имеет просветительский характер.
Уставные предписания в рамках этого курса изложены в минимальном объеме, необходимом для обычных прихожан. Основное внимание на занятиях мы уделяем содержанию богослужебных текстов, знакомству с богословием песнопений и молитв. Конечно, на занятиях мы разбираем и схемы разных церковных служб – без этого нельзя, но при этом примерно половина времени и заданий по курсу посвящена содержанию того, что поется и читается в храмах. Собственно, название курса «Богослужебный устав и гимнография» отражает это соотношение учебного материала.
– У преподобного Иосифа Волоцкого есть мысль, что богослужебный устав – это икона Царствия Божия. Правильно понимаю, что Вы стараетесь в своем курсе раскрыть для людей устав прежде всего как училище веры и благочестия?
– Да, именно так, поэтому особое внимание мы обращаем на учительное содержание богослужения: находим в богослужебных книгах те или иные песнопения, узнаем в них аллюзии на Священное Писание (заодно знакомимся с таким явлением, как литургическая экзегеза), учимся в гимнографии видеть догматы нашей веры и нравственные наставления; слушаем песнопения в исполнении разных церковных хоров – это делает занятия более живыми, и так мы учимся слышать, как пропевание текста помогает вникнуть в его содержание.
Такой подход к изучению устава на факультете дополнительного образования был выработан еще в самом начале существования факультета. Идея курса выстраивалась в русле общей концепции обучения слушателей на ФДО. Наш первый декан протоиерей Геннадий Егоров настаивал, чтобы слушателей не заставляли заучивать наизусть схемы служб и составлять их. Он говорил, что лучше, если в рамках курса они узнают не о том, сколько стихир в какой момент поется, а о чем в них поется.
Помню, когда курс шел впервые, на занятии раздался буквально крик души: «Что Вы нам говорите – тут такая стихира, а тут такая. Вы объясните, что означает «Миром Господу помолимся»! И стало понятно, что это тоже нужно объяснять. Так с самого начала была сформулирована основная задача курса – помощь в воцерковлении: он призван помочь мирянам войти в богослужебную традицию Православия и осознанно пребывать в ней.
– Как в рамках курса удается это реализовать? Как сделать, чтобы знания о богослужебной традиции Церкви не оставались только информацией, набором уставных сведений, но становились частью церковной жизни слушателей?
– Изучение курса «Богослужебный устав и гимнография» предполагает обязательное сочетание материала занятий с участием в богослужении – слушателям нужно научиться узнавать в храме то, что говорилось в аудитории. Например, после того как мы изучили ектеньи, дается задание узнать их на службах и отличить один вид ектеньи от другого.
При разработке курса его содержание было согласовано с тем, что совершается в храме, было как бы «встроено» в церковный год:
-
курс начинается в сентябре, почти одновременно с новым церковным годом;
-
перед Рождеством Христовым мы проходим богослужение этого праздника;
-
во время Великого поста изучаем великопостное богослужение и учимся узнавать его элементы на службах;
-
перед Страстной седмицей разбираем ее службы;
-
после Пасхи изучаем Пасху и период Пятидесятницы.
К особенностям курса по уставу на ФДО можно также отнести сокращенный объем исторического материала. Это связано с концепцией курса и общими особенностями программ дополнительного образования – это не основное и не профильное образование, в рамках которого человек может стать ученым литургистом, здесь задачи обучения другие.
Но, конечно, совсем без истории нельзя, поэтому в рамках курса дается необходимый минимум знаний – сведения по истории богослужения, которые необходимы для понимания структуры церковного года и конкретных служб.
– Содержание нового учебника отражает все особенности этого курса?
– Да, содержание учебника и курса находятся в согласии, структура у них одинаковая. Учебник состоит из шести тем (в рамках программы профпереподготовки «Теология» первые три темы изучаются в осеннем семестре, остальные – весной).
Первая тема посвящена введению в предмет – тут изучается богослужебное время, богослужебные книги и богослужебные тексты.
Вторая тема посвящена воскресному всенощному бдению, параллельно отмечены особенности будничных служб.
О третьей теме хотелось бы сказать подробнее. Это раздел посвящен праздникам: здесь описана система праздников в Православии, а также дано краткое описание истории, особенностей богослужения и богословских идей в службах двунадесятых непереходящих праздников.
Больше всего места уделено описанию праздника Рождества Христова: подготовке к празднику в период Рождественского поста, воскресным службам в канун праздника – Неделям праотец и святых отец, подробно рассмотрено богослужение сочельника (в частности, такой непростой момент как перестановка служб при попадании сочельника на субботу и воскресенье). В части, посвященной гимнографии Рождества Христова, рассмотрены самые важные тексты, мимо которых никак нельзя пройти. Такой подход к рассказу о праздниках мы разработали вместе с коллегой по преподаванию этого курса в рамках дистанционных программ – заместителем директора ИДО Оксаной Николаевной Шевченко.
Вторая часть учебника (4–6 темы) посвящена богослужению периода пения Постной и Цветной Триодей. Здесь сохраняется тот же подход: краткий обзор уставных правил и особое внимание к структуре и содержанию песнопений уникальных служб этого периода.
– В первое десятилетие работы факультета дополнительного образования его преподаватели написали целую серию учебных пособий по своим дисциплинам. Вы тоже написали несколько учебников – в том числе и одноименное Вашему курсу пособие «Богослужебный Устав и гимнография». Что сейчас побудило к написанию нового учебника и чем он отличается от предыдущей версии?
– Первое учебное пособие вышло в 2008 году и было, скорее, конспектом курса, нежели полноценным учебником. Новый вариант пособия – это не переиздание того конспекта, «дополненное и исправленное», а принципиально новый текст. Осталась только структура пособия, потому что за эти годы структура самого курса не поменялась.
В новое учебное пособие внесены краткие сведения об истории богослужения, расширена историография, проанализировано догматическое и нравственное содержание богослужебных песнопений, для некоторых из них даны уточненные переводы, включен раздел о богослужении двунадесятых праздников, в приложения добавлены новые схемы служб. В целом раздел приложений значительно расширен.
За последние годы стало понятно, что появились материалы, на которые хочется обратить внимание, накопился опыт осмысления служб, которым хотелось поделиться. Пользуясь случаем, хотелось бы выразить сердечную признательность коллегам по университету – диакону Николаю Серебрякову, Максиму Ивановичу Варфоломееву, Оксане Николаевне Шевченко и Ирине Анатольевне Виницкой за возможность совместного обсуждения содержания курса, а также ценные советы по содержанию учебного пособия.
– А что вошло в приложения к учебнику?
– Самое объемное приложение – это схемы служб с выделением в них крупных структурных элементов (ектеньи, группы стихир, каноны). Схемы позволяют проследить внутреннюю логику каждой службы и облегчают узнавание этих элементов при участии в богослужении – особенно на начальном этапе знакомства с богослужением. В приложение включены не только схемы воскресной всенощной, разных видов вечерни и утрени, великого повечерия, но и схемы особенных служб – например, литургии святителя Василия на вечерне в сочельник Рождества Христова, Богоявления и Великой Субботы, схемы служб Страстной седмицы и Пасхи.
Также среди приложений – собрание воскресных догматиков и Слова святителя Григория Богослова на Пасху (1-ое и 45-ое Слова). Как известно, служба Пасхи – это поэтическое переложение пасхальных проповедей святителя Григория. На занятиях мы ищем цитаты из этих Слов святителя Григория в песнопениях Пасхи, поэтому тексты проповедей должны быть под рукой.
– Получается, что учебное пособие тесно связано с системой заданий на Вашем курсе?
– Конечно, задания и в очных, и в дистанционных курсах построены на материале учебника. Например, в домашней контрольной работе по теме «Воскресное всенощное бдение» предлагаются такие вопросы: «Какой Устав предполагает совершение всенощных бдений?», «По каким правилам подбираются воскресные тропари на «Бог Господь» и после великого славословия?», «Что такое евангельский столп?», «Что такое тропари по непорочных, в каком месте утрени они поются?». Это примеры заданий по уставной части темы. Ответы на все эти вопросы есть в учебнике.
Можно привести пример и по гимнографической части материала. Среди заданий по гимнографии может быть такой вопрос: «На какую ересь указывают слова догматика 6-го гласа “Не во двою лицу разделяемый”»? Как известно, воскресные догматики отражают христологию Халкидонского Собора, поэтому для удобства выполнения заданий в приложении помещены Орос этого Собора и сами тексты догматиков.
– Вы упомянули, что новое учебное пособие, как и курс, лежащий в его основе, имеет обзорный, вводный характер. Какие книги Вы бы посоветовали тем слушателям, которые захотят основательно изучать богослужебный устав?
– Прежде всего – ставший уже классическим учебник по литургике Марии Сергеевны Красовицкой (Издательство ПСТГУ), а также основательные труды преподавателя Саратовской духовной семинарии Алексея Сергеевича Кашкина «Устав православного богослужения» и «Литургика» в двух томах. В предисловии к новому пособию рекомендую обращаться к этим авторам.
Пользуясь возможностью, хотелось бы выразить искреннюю благодарность Марии Сергеевне и Илье Александровичу Красовицким. В свое время слушала курс Ильи Александровича, и он смог вдохновить на изучение литургики с самой первой лекции, а учебник Марии Сергеевны привил живой интерес к содержанию богослужения, научил видеть его внутреннюю логику и динамику, задумываться о «мысли Устава» – смысле его многочисленных правил.
– Как Вам кажется, где новый учебник может быть востребован?
– С одной стороны, пособие написано под конкретную целевую аудиторию – слушателей различных программ дополнительного образования ПСТГУ, но, поскольку это взрослые люди, которые хотят осознанно участвовать в богослужении и жить в Церкви, можно сказать, что потенциальный круг читателей довольно широк.
Думаю, что учебное пособие будет полезно не только при изучении устава в рамках различных вузовских программ (в том числе в ПСТГУ и духовных школах), но и в духовно-просветительских центрах, на различных богословских и певческих курсах – везде, где стоит цель помочь людям войти в богослужебную традицию Православия и полюбить ее.
Материал подготовлен редакцией сайта ПСТГУ
[i] Курс «Богослужебный Устав и гимнография» читается на факультете дополнительного образования в рамках программы профессиональной переподготовки «Теология», на программе подготовки церковных специалистов и в качестве отдельного курса повышения квалификации. Эта же дисциплина идет на певческих курсах Отделения довузовской подготовки, а также в Институте дистанционного обучения в рамках программы профпереподготовки «Теология» и отдельным курсом повышения квалификации.↩