Уже в детстве «Незнайка» стал для меня открытием. И сейчас, перечитывая эти истории о коротышках из Цветочного города, я убеждаюсь, что это не только увлекательная и поучительная детская сказка. И не только детская. Носовские книги — и особенно «Незнайка на Луне» — в том числе глубокая и не очень-то на самом деле веселая притча о самих основах социума. Более того, сейчас, перечитывая «Незнайку на Луне», я вижу в нем невольное пророчество. Мы ведь с вами именно в этой самой Луне уже почти тридцать лет живем — в мире дикого капитализма, совершенно бесчеловечного по своей сути, в мире со смещенной этикой, где ценности Солнечного города воспринимаются как пережиток навсегда ушедшей эпохи, а лейтмотив эпохи нынешней — лозунги «Бери от жизни всё», «Я этого достойна» и тому подобные. Самое страшное «внутри Луны» даже не социальные язвы — бедность, неравенство, несправедливость, — а именно этот дух, эта идеология потребления, несовместимая ни с какими высшими ценностями — религией, художественным творчеством, научным поиском, да даже и с нормальным, не фейковым патриотизмом. Я, конечно, не утверждаю, что всему этому в нашем мире нет места, но там, где эти ценности есть, они есть не «благодаря» духу века сего, а «вопреки». А там, где их нет, где человек лишен духовной защиты, он рано или поздно превращается в барана, подобно коротышкам на острове Дураков из носовской повести. Пока еще в фигуральном смысле, а не в буквальном. Пока еще.
Автор
Николай Николаевич Носов (1908–1976) — детский писатель, драматург, киносценарист.
Николай Носов говорил, что пришел в литературу совершенно случайно. Сначала он рассказывал сказочные истории своему сыну Петру, а записывать их и публиковать стал гораздо позже.
Время написания и публикация
Впервые роман-сказка «Незнайка на Луне» был опубликован в 1964–1965 гг. в журнале «Семья и школа»
Содержание
Коротышки из Цветочного города построили космический корабль, чтобы полететь на Луну. Два героя — Незнайка и Пончик — залезли в ракету, случайно нажали кнопку старта и взлетели. Далее повествуется об их приключениях в несправедливом и опасном мире лунного общества. В конце концов другие коротышки с Земли прилетают на Луну, чтобы выручить Незнайку и Пончика, устраивают там переворот, наводят порядок и возвращаются обратно на родину.
О чем книга?
Языком сказки и сатиры, продолжая традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Николай Носов говорит о проблемах капиталистического общества — беспределе и жестокости богачей, нищете простых горожан, коррупции, монополизации, безработице, преступности, обмане потребителей, забастовках, навязчивой рекламе, лишенном смысла и всякой эстетики искусстве. Планета Земля в книге Носова — это мир детства и фантазий, дружбы и доброты, Луна же — мир взрослый, жестокий, полный корысти, эгоизма и несправедливости. Однако автор показывает, что и в таком мире возможно навести порядок благодаря взаимопомощи, сплоченности, доброте и другим лучшим человеческим качествам.
Интересные факты
1. «Незнайка на Луне» — заключительная часть трилогии романов-сказок о Незнайке. Первая часть — «Приключения Незнайки и его друзей» (1953–1954), Вторая — «Незнайка в Солнечном городе» (1958–1959).
2.
Литературными предшественниками главных героев Носова — Незнайки и Знайки — можно назвать героев Ивана Тургенева — Самознайку и Рассудительного. Тургенев рассказывал день за днем забавную и поучительную сказку детям своих друзей, потом она была записана с его слов и опубликована. Приключения малютки Самознайки сильно напоминают те, в которые попадают персонажи Носова.
3. Один из источников сказок Носова — это популярные до революции книги русской писательницы Анны Хвольсон «Царство Малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» (1898) и канадского художника-иллюстратора и писателя Палмера Кокса «Новый Мурзилка. Удивительные приключения лесных человечков» (1913). Герои этих книг, «лесные малютки», эльфы, во многом похожи на «коротышек» из романов-сказок Носова.
4.
По произведениям и сценариям Носова сняты десятки художественных и мультипликационных фильмов («Два друга», «Дружок», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина» и другие). Одна из самых известных адаптаций — мультсериал «Незнайка на Луне» (1997–1999).
5.
Николай Носов — один из самых популярных русских писателей за рубежом. Его книги переведены на многие языки мира, включая португальский и японский.
6. Николай Носов был также сценаристом, режиссером-постановщиком научно-популярных фильмов. А в годы войны он занимался режиссурой учебных фильмов для армии. За создание «выдающегося учебного фильма “Планетарные трансмиссии в танках” для студии “Воентехфильм”» и «проявленный при этом трудовой героизм» он получил орден Красной Звезды — одну из главных военных наград.
7. В педиатрии существует так называемый «синдром Незнайки» — синдром нарушенного внимания. Он нередко становится причиной плохого поведения детей. Такие детишки отличаются гиперактивностью, невнимательностью, рассеянностью, однако, как утверждают специалисты, эти недостатки поддаются исправлению.
Незнайка и потребительский кредит
и другие неустаревшие истории из романа-сказки Носова
Незнайка смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и всё силился понять, что на ней нарисовано.
— Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, — говорил ему Козлик. Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальёт жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять — просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да ещё и похваливают. «Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить». Видишь, как рассуждают!
Лунный коротышка ни за что не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе.
Незнайка спросил, почему лунные астрономы или лунологи до сих пор не построили летательного аппарата, способного достичь внешней оболочки Луны. Мемега сказал, что постройка такого аппарата обошлась бы слишком дорого, в то время как у лунных учёных нет денег. Деньги имеются лишь у богачей, но никакой богач не согласится затратить средства на дело, которое не сулит больших барышей.
— Лунных богачей не интересуют звезды, — сказал Альфа. — Богачи, словно свиньи, не любят задирать голову, чтоб посмотреть вверх. Их интересуют одни только деньги!
— Да, да! — подхватил Мемега. — Богачи говорят: «Звезды — не деньги, их в карман не положишь и каши из них не сваришь». Видите, какое невежество! Для них имеет ценность лишь то, что можно съесть или спрятать в карман. Впрочем, не будем о них говорить!
[О газетах, которые Незнайка увидел у лунных коротышек]
Здесь были и «Деловая смекалка», и «Давилонские юморески», и «Газета для толстеньких», и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков». Да, да! Не удивляйтесь: именно «для дураков». Некоторые читатели могут подумать, что неразумно было бы называть газету подобным образом, так как кто станет покупать газету с таким названием. Ведь никому не хочется, чтобы его считали глупцом. Однако давилонские жители на такие пустяки не обращали внимания. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Все в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах и продавалась не только в городе Давилоне, но и во многих других городах. Нетрудно догадаться, что «Газету для толстеньких» читали не одни толстяки, но и те, которые мечтали поскорей растолстеть, точно так же как «Газету для тоненьких» читали не только худенькие коротышки, но и такие, которым хотелось избавиться от излишнего жира. Владельцы газет прекрасно понимали, что уже само название должно возбуждать интерес читателя, иначе никто не стал бы покупать их газету.
— К чему же богачам столько денег? — удивился Незнайка. — Разве богач может несколько миллионов проесть? —
— «Проесть»! — фыркнул Козлик. — Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое тщеславие.
— Это какое тщеславие? — не понял Незнайка.
— Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить. Например, один богач построит себе большой дом, а другой посмотрит и говорит: «Ах, ты такой дом построил, а я отгрохаю вдвое больше!». Один заведет себе повара да лакея, а другой говорит: «Ну так я себе заведу не только повара и лакея, а еще и швейцара». Один наймет целый десяток слуг, а другой говорит: «Ну так я найму два десятка, да еще сверх того пожарника в каске у себя во дворе под навесом поставлю». Один заведет три автомобиля, другой тут же заведет пять. Да еще и хвастает: «Я, говорит, лучше его. У него только три автомобиля, а у меня целых пять». Каждому, понимаешь, хочется показать, будто он лучше других, а так как ум, доброта, честность у нас ни во что не ценятся, то хвалятся друг перед другом одним лишь богатством. И тут уж никакого предела нет. Тщеславие такая вещь: его ничем не насытишь.
[Лунный коротышка Козлик рассказывает Незнайке историю из своей жизни]
— Я ведь не всегда бедняком был. Правда, я и богачом не был. Просто у меня постоянная работа была. Я тогда на завод поступил и зарабатывать стал прилично. Даже на черный день начал деньги откладывать, на тот случай, значит, если снова вдруг безработным стану. Только трудно, конечно, было удержаться, чтоб не истратить денежки. А тут все еще стали говорить, что мне надо купить автомобиль. Я и говорю: зачем мне автомобиль? Я могу и пешком ходить. А мне говорят: пешком стыдно ходить. Пешком только бедняки ходят. К тому же автомобиль можно купить в рассрочку. Сделаешь небольшой денежный взнос, получишь автомобиль, а потом будешь каждый месяц понемногу платить, пока все деньги не выплатишь. Ну, я так и сделал. Пусть, думаю, все воображают, что я тоже богач. Заплатил первый взнос, получил автомобиль. Сел, поехал, да тут же и свалился в ка-а-ах-ха-наву (от волнения Козлик даже заикаться стал). Авто-аха-мобиль поломал, понимаешь, ногу сломал и еще четыре ребра. Целых три месяца лечился потом. Все свои сбережения на докторов истратил. Все-таки вылечился, только с тех пор, как начну волноваться, никак не могу слово «ав-то-аха-мобиль» ска-аха-сказать, каждый раз говорю «авто-аха-мобиль», вот.
— Ну, а автомобиль ты починил потом? — спросил Незнайка.
— Что ты! Пока я болел, меня с работы прогнали. А тут пришла пора за автомобиль взнос платить. А денег-то у меня нет! Ну мне говорят: отдавай тогда авто-аха-ха-мобиль обратно. Я говорю: идите, берите в каа-ха-ханаве. Хотели меня судить за то, что автомобиль испортил, да увидели, что с меня все равно нечего взять, и отвязались. Так ни автомобиля у меня не стало, ни денег.
Фома