29 сентября – день памяти святой Людмилы Чешской, которую называют покровительницей бабушек, воспитателей и учителей. Эта княгиня сделала очень много для христианского просвещения своего народа, а земной путь завершила мученической кончиной. Что-то очень созвучное есть в ее судьбе и для русского сердца: почитание святой Людмилы в нашей стране началось еще во времена Владимира, Крестителя Руси. Поздравляя всех Людмил с Днем Ангела, мы предлагаем нашим читателям беседу с писателем Константином Ковалевым-Случевским, автором книги о чешской святой и ее внуке Вацлаве
– Константин Петрович, что самое главное нужно знать о Людмиле Чешской?
– Женщин такого масштаба и влияния, как эта правительница Богемии, в истории Средневековья не так много. Вместе с мужем Борживоем I она приняла святое крещение, занималась христианским просвещением чехов, которые жили в язычестве, строила храмы. После кончины супруга, великая княгиня Людмила умело управляла государством. Образованная книжница, подвижница, прекрасная мать и бабушка. Она воспитывала своего внука – Вацлава – в христианских традициях. Можно отметить, что позднее, с ее судьбой была схожа судьба великой княгини Ольги – первой русской правительницы-христианки, которая была бабушкой князя Владимира, крестившего Русь. Внук святой Людмилы стал ее последователем и также был христианским правителем. При нем Чехия начала расцветать и крепнуть.
Туристы, приезжая в Прагу, обязательно приходят на Вацлавскую площадь – там стоит знаменитая конная статуя великого князя Вацлава, он и сегодня считается небесным покровителем чешских земель. В нашей православной традиции мы называем его Святой благоверный князь Вячеслав Чешский.
– Святая Людмила погибла от руки невестки. В этом семейном сюжете есть особый трагизм и горечь предательства от самых близких людей…
– Знаете, профессиональные следователи говорят, что наибольшее количество преступлений происходит среди родственников, друзей или соседей. Они, как говорится, много знают, входят в ближний круг человека, им есть что делить, особенно, если это касается наследства, между ними возникают разногласия, недопонимание, столкновения, противоречия и ссоры. Что касается Людмилы Чешской, то долгое время бытовала версия, что ее невестка Драгомира была язычницей. А потому она ненавидела Людмилу, которая, как мы уже говорили, воспитывала внука Вацлава (Вячеслава) в христианской вере. Сейчас исследователи приходят к мнению, что главным мотивом в убийстве Людмилы была скорее борьба за власть. По приказу Драгомиры свекровь была задушена. Трагедия произошла в городе Тетине. Драгомира в сознании чешского народа навсегда осталась предательницей рода. В наши дни туристов приводят во время экскурсий по Пражскому Граду на определенное место, где по легенде Драгомира вместе со своим экипажем, в котором она ехала, провалилась под землю, легенды говорят – что прямо в ад. Так она была наказана за свое злодеяние. А Людмила Чешская в народной памяти осталась как милосердная и мудрая великая княгиня, святая мученица. На многих иконах, картинах и витражах Людмила Чешская изображается с белым платком (или шарфом) на шее, которым она была задушена.
– Как началось почитание святой Людмилы на родине?
– По преданию, у ее гробницы стали происходить исцеления. Когда к власти пришел князь Вацлав, он приказал перенести мощи бабушки из Тетина в Прагу, в базилику святого Георгия. Народное почитание привело к канонизации подвижницы. Внук же святой Людмилы, воспитанный ею, стал жить по христианским канонам. Вацлав стремился к благочестию, возводил церкви, не забывал подавать милостыню. Он также был смелым и мужественным воином. Как и бабушка, он погиб мученически из-за борьбы за власть – от руки родного брата, который ударил его копьем у входа в храм, где безоружный князь пытался скрыться от убийц.
– Как пришло почитание святой Людмилы и ее внука на Русь?
– Историки отмечают, что уже во времена князя Владимира на Руси знали о святой Людмиле и Вячеславе Чешских. Ведь все эти события относятся к X веку, в то время, когда Русь приняла Крещение. Были известны их жития. Всех поражала история мученической кончины бабушки и внука от рук близких родственников. Тексты из Богемии повлияли на ряд произведений древнерусской литературы, том числе на такие, как «Житие Бориса и Глеба», «Повесть временных лет». Наша отечественная агиография использовала разные источники, включая и богемские жития. Много общего было в событийной канве: в эпоху становления христианства в Европе и на Руси благочестивые правители нередко становились страстотерпцами, мучениками.
– Имя Людмила – распространенное в России?
– Да, очень. Например, мою старшую сестру зовут Людмила. По статистике в Советском Союзе с середины 30-х до середины 50-х было зафиксировано в роддомах, что одним из самых популярных имен у новорожденных девочек была Людмила. Думаю, что свою роль здесь сыграл Пушкин, написав поэму «Руслан и Людмила». Это красивое имя – «людям милая» – наш национальный гений условно заимствовал у Жуковского, из его одноименной баллады «Людмила». При этом Пушкин придумал для своего сказочного произведения оригинальный сюжет об испытании чувств жениха и невесты. Людмила воплощает красоту, женственность, любовь и верность. Из XIX века имя пушкинской героини шагнуло в ХХ век. В 1937 году в Советском Союзе с большим размахом отмечалось 100-летие со дня гибели Пушкина. И в дальнейшем интерес к творчеству великого поэта постоянно поддерживался: его книги выходили миллионными тиражами, произведения классика популяризировали через радио и кино, изучали в школе. Я думаю, что это сыграло свою роль и в СССР появилось много Людмил. Но в советское время о княгине – святой Людмиле – помнили немногие. Да и вообще, имя считалось «своим», исконно русским.
– Как Вы работали над книгой о главных чешских святых?
– Когда я занялся этой темой, выяснил, что на русском языке ничего значительного не выходило, ряд изданий представлял собой что-то вроде брошюрок. Хотя в Чехии выходило много разных книг. Мне пришлось пойти своим обычным путем: я просто перелопатил огромное количество литературы. Почти выучил чешский язык, работал с источниками на немецком, французском и других европейских языках.
Мне помогали многие. Например, русские эмигранты, сотрудники Национальной библиотеки в Праге. Они допускали меня туда, куда другим было весьма трудно попасть. Еще один пример – тогдашний чрезвычайный и полномочный посол Чехии в России – Владимир Ремек, кстати – летчик космонавт, Герой России и Чехии, он поддержал издание книги на русском языке. Когда я был в Чехии, то специально ездил по разным местам, связанным со святой Людмилой, посещал Пшов – город, где она родилась, Тетин, где она была убита, молился в базилике святого Георгия в Пражском Граде, где лежат ее мощи. Жития святых часто основаны на малом количестве фактов: цепляешься за каждую деталь, за каждый намек, за каждую находку, чтобы материал стал более насыщенным и интересным. Я убедился: чехи настолько почитают святую Людмилу и Вячеслава Чешского, что ты всюду можешь встретить какие-то достопримечательности, посвященные им: храмы, музеи, скульптуры, картины. Напомню, что святое крещение Людмила и ее муж Борживой приняли у равноапостольного Мефодия, который вместе в равноапостольным Кириллом создавал славянскую письменность. Можно отметить, что именно Мефодий так сильно повлиял на Людмилу, что она стала непреклонной в своей вере, стараясь жить по евангельским заповедям.
– Людмилу Чешскую называют покровительницей бабушек, воспитателей и учителей. Вы как-то празднуете день ее памяти, поздравляете знакомых с именинами?
– У меня 27 сентября день рождения, на Крестовоздвижение, когда мы вспоминаем Константина и его матерь Елену. Кстати, в этот день родился и один из моих внуков. Потом 29 сентября – день святой Людмилы, это именины моей сестры. А 30 сентября – Вера, Надежда и Любовь. Эта последовательность праздников имеет для меня важное значение: в конце сентября мы вспоминаем о том, что каждый христианин несет свой крест и строит семью как малую церковь, следуя евангельскому идеалу.
Празднование дня памяти Людмилы Чешской с особой торжественностью проходит на подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, в московском храме Николая Чудотворца в Котельниках. Я живу неподалеку и часто там бываю. Так вот, 29 сентября туда приезжают до сотни Людмил со всего света. Помню, когда вышла моя книга о святой княгине, то мне в день ее памяти в течение почти двух часов после завершения литургии пришлось раздавать автографы – такой был поток именинниц.
– Есть ли традиция почитания Людмила Чешской и ее внука в других странах?
– Людмилу Чешскую почитают в разных европейских государствах, в том числе католических. Ведь она жила и свершила свои подвиги еще до раскола церквей. И ее внука Вацлава тоже почитают и как мученика, и как благочестивого христианского правителя. Существует знаменитое рождественское песнопение «Good King Wenceslas», появившееся в Англии, о том, как добрый король Вацлав, сразу после празднования Рождества Христова, отправляется в лес, во время метели, где встречает крестьянина, собирающего хворост. Милосердный король отправляется к нему со своим помощником через сугробы, невзирая на мороз, чтобы передать дрова, вино и еду. Это известное песнопение в Европе, с красивой мелодией. Кстати, группа «Битлз» в 60-е годы его исполняла. Я сделал перевод этого произведения на русский язык – «Добрый князь Вячеслав», оно исполняется Синодальным хором. Дети в старой России его знали. А вот нынче – оно словно бы в диковинку... В общем, когда погружаешься в историю почитания Людмилы и Вячеслава Чешских, бабушки и внука, то они вдруг становятся очень близкими для души, почти родными.
Беседовала Татьяна Медведева/
Православие.ru