Толстой когда-то говорил, что музыка опасна: она напрасно будоражит нервы, обманывает чувства, создает искусственные состояния. Кто из ищущих Истины не задумывался над этим? «Искусство как перчинка, развлечение для избранных». «Слишком много дыма, за которым не видно огня». «Душевное вместо духовного»... Сами художники отрекались от творчества – нам известны «убегания» Гоголя и того же Толстого (одного в мистику, другого – в учительство). А хотелось прямого пути: от природы до духа.
Фильм 2020 года «Маленькие женщины» по одноименной классической книге американской писательницы, - чисто душевное кино, которое, однако, стоит посмотреть даже в период аскетичного поста, чтобы убедиться: светлое искусство – как раз тот хрупкий мостик, по которому человек способен выйти из плоти в дух, не отрицая ни одного, ни другого.
Путь взросления главных героинь, мир их семьи – это нежные прощания, теплые объятия, добрые поступки, светлые лица… Такой детской и неправдоподобной кажется череда этих картин, бьющая по струнам души и извлекающая музыку помимо нашей умудренной воли! Но, с упоением перебирая самые светлые моменты юной жизни, писательница и создатели фильма не дают зрителю уйти от вопроса веры в человека, нежными красками ставя перед выбором: цинизм или надежда?
Глядя на лучезарные пейзажи американской провинции конца 19 века и почти пасторальные мизансцены, можно задуматься о том, что отвергаемое уставшими сердцами «светлое кино» в угоду «правде жизни», - победа не повзрослевшего, а утратившего силы. Задуматься о том, что, может, в этом ностальгическом взгляде художника есть частица Божьего взгляда на нас. Взгляда, который вопреки всему ведет человека к раю.
И о том, что очарование человеком и красотой – не наивность, а прозрение, частицу которого мы можем поставить не под спуд нашего реализма, но на подсвечнике жизни…
Антоний Сурожский рассказывал о своей беседе с одним атеистом: «И я спросил того атеиста: «А вы во что-то верите?» Он ответил: «В человека». Тогда я сказал: «Это у вас общее с Богом».
Не рано ли нам искать аскетичной духовной высоты? Не стоит ли начать со школы нежности, милосердия и любви, вкушая их, в частности, через талантливую подачу искусства?
А такое кино может теплом осветить духовные погреба, наполненные многолетним скепсисом, и напомнить, что талант Бога и нас как его детей – верить до конца, прозревая свет во тьме, которая его никогда не объяст.
Наследник