6 августа / 24 июля Русская Православная Церковь празднует память святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника.
Святые Борис и Глеб – первые святые, которые были канонизированы Русской Православной Церковью. Это произошло в XI столетии. С тех пор они стали небесными покровителями русских князей и всей Русской земли.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5: 9), – говорит Господь в Нагорной проповеди. Жизнь святых братьев пришлась на время междоусобной войны начала XI века.
Святополк – один из сыновей князя Владимира – после смерти отца занял киевский престол. Борис и Глеб не имели намерения оспаривать права старшего брата на княжение в столице – им была чужда мысль о междоусобной войне. Однако Святополк боялся потерять власть и поэтому принял решение устранить потенциальных соперников. Святые, зная о готовящихся покушениях, отказались начинать войну и безропотно приняли смерть от рук убийц.
Молодая Русская Церковь в то время уже просияла ликом святых, однако первой самостоятельной общецерковной канонизаций в ней стало прославление святых Бориса и Глеба. Произошло это по причине явления множества чудес, связанных с честными останками князей. Тогда же, в XI веке, начало формироваться богослужебное последование братьям-страстотерпцам[1].
На церковнославянском языке основной тропарь святым звучит так:
Правдивая страстотерпца и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудренный Романе, с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же, радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися[2].
На русский язык богослужебный текст можно перевести следующим образом:
Истинные страстотерпцы и твердые последователи Евангелия Христова, целомудренный Роман с кротким Давидом, не восстали против своего врага, бывшего вам братом, убивающего тела ваши, но не могущего прикоснуться к душам. Пусть плачет злой властолюбец, вы же, радуясь с сонмом ангельским, предстоя Святой Троице, молитесь о державе сродников ваших, чтобы ему быть угодным Богу и сынам Российским спастись.
Истинные служители слова Божия
Примечательны церковнославянские формы слов, которые используются с самого начала тропаря.
В русском языке существует две привычные нам категории числа: единственное и множественное. В церковнославянском же, помимо них, есть еще и двойственное число. Оно было и в русском языке, но утратилось в XIII–XIV веках[3]. Двойственное число, как и два других, охватывает все самостоятельные, изменяемые части речи. Применяется эта категория к парным предметам, двум объектам или лицам.
Естественно, что в гимнографическом тексте, обращенном к двум святым братьям, формы двойственно числа встречаются часто.
Так, существительные страстотерпца и послушателя и связанные с ними прилагательные правдивая и истинная представлены именно им[4].
Выступая здесь в роли обращения, эти слова стоят в звательной форме, которая в двойственном числе совпадает с именительным падежом. На русский язык они должны быть переданы именительным падежом множественного числа[5].
Тропарь прославляет святых страстотерпцев за их верность евангельскому слову, которое есть Божие слово. Их стремление не допустить братоубийственной войны – исполнение заповеди Христовой: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5: 9). Добровольная кончина братьев предотвратила кровопролитие, спасла жизни людей, что уподобляет их Спасителю, который так говорил о Своей Смерти за человечество: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Жертва Христа – пример для всех христиан.
В тропаре святые Борис и Глеб названы Романом и Давидом, поскольску Роман и Давид – имена, которые братья получили во Святом Крещении[6]. Однако, как и в случае с их отцом, наиболее употребительными остались имена, данные им при рождении.
Жизнь вечная важнее временной
После обращения к святым автор тропаря переходит к описанию действия, ими совершенного. Здесь мы встречаемся с двойственным числом глагола.
Стаста – аорист от стати, стоящий во 2 лице двойственного числа[7].
В церковнославянском языке четыре прошедших времени. Аорист обозначает «быстрое, неповторяющееся действие в прошлом»[8], что лишь подчеркивает решительность святых страстотерпцев в нежелании становиться против брата.
Сопротив значит «против кого-то или чего-то; наперекор»[9].
Брат – Святополк – назван здесь врагом. Этим утверждается следование Борисом и Глебом слову Святого Евангелия, которое заповедует любовь к врагам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Именно так и поступили святые братья.
Автор тропаря уподобляет князя Святополка тем, кого христианам не следует бояться: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10: 28). То есть война за престол могла бы привести ко греху, а значит, и к гибели души и тела в геенне.
Молитвенники за землю Русскую
В конце тропаря в отношении Святополка, который назван злым властолюбцем, употреблено желательное наклонение: да плачется[10] – на него указывает формообразующая частица да.
Глагол плакати имеет различные значения: 1. горевать, сетовать; 2. оплакивать; 3. просить с плачем; 4. горько жаловаться; 5. оплакивать свои грехи[11]. Сложно сказать, какое значение в настоящем контексте вкладывал в слово автор. Можно предположить, что речь идет либо об оплакивании грехов, либо о горести, вызванной посмертной участью.
Святые князья же пребывают в радости и единстве с Господом. Молящиеся словами тропаря просят их не оставлять попечения о земле Русской и людях, ее населяющих. Еще со времени прославления страстотерпцев они стали почитаться русскими правителями как покровители княжеского рода и всей Отчизны.
Показательно, что в конце тропаря при обращении к святым используется не двойственное число, как ранее, а множественное: молитеся[12], однако в старопечатных изданиях используется форма двойственного числа молитася[13].
Святые братья Борис и Глеб вместе с их отцом князем Владимиром, княгиней Ольгой и подвижниками благочестия первых времен христианства на Руси являются начатком великого множества русских святых. Наша земля переживала немало потрясений, но вера во Христа и подвиг святых всегда укрепляли ее и спасали от всех нестроений. Евангелие – то основание, на котором стояли наши предки, тот путеводитель, истинами которого они руководствовались.
Святые Борис и Глеб, предстоя Престолу Господа, возносят свои молитвы о том, чтобы данное основание было неизменным для нашего земного Отечества.