Представляем вниманию читателей текст молитвы «о спасении державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений», составленной святителем Тихоном (Беллавиным). Публикация подготовлена старшим научным сотрудником отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Наталией Александровной Кривошеевой
В конце «Богословского сборника», вышедшего в 2000 году (выпуск VI, стр. 330–331) и посвященного 75-летию со дня кончины святого Патриарха Тихона, помещена его молитва «о спасении державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений», без истории ее происхождения. В прекрасной книге архимандрита Тихона (Затёкина) «Святитель Тихон Патриарх Московский и всея России» (Нижний Новгород, 2010) приводится документ, связанный с идеей написания этой молитвы, но, к сожалению, дальнейшая история в книге не излагается, как и сама молитва не приводится.
Святой Патриарх Тихон, будучи архиепископом Ярославским и Ростовским в 1907–1913 годах, в 1911 году принимал участие в работе Святейшего Синода Российской Православной Церкви. Русский государственный и политический деятель, премьер-министр царской России Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911), обратился в Святейший Синод «с секретным письмом с просьбой о сложении единой молитвы на русском языке за государя и Отечество для учащихся всех вероисповеданий в учебных заведениях Российской империи, а также об изменении начертания молитвы «перед учением и после учения».
Составить молитву Святейший Синод благословил архиепископу Тихону: «Поручить Вашему Преосвященству при участии лиц по Вашему приглашению и при содействии Синодальной канцелярии обсудить вышеозначенные, ‹…› вопрос о сложении молитвы за особу Государя и Отечество ‹…› и свое заключение по сему предмету представить Святейшему Синоду ‹…› Марта 3 дня 1911 года»[1]. Пока история этой молитвы не исследована.
15 августа (ст. ст.) 1917 года в Москве торжественно открылся Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран председателем Собора, а также и всех его руководящих органов – Соборного Совета и Епископского Совещания.
Собор начал свою работу в тяжелое для России время: Первая мировая война, в которой она участвовала, и внутренние нестроения после падения монархии; фактически страна оказалась на грани своего существования. И хотя Собор был призван решать внутрицерковные вопросы, но, представляя многомиллионный русский народ, он не мог не откликнуться на происходящие в стране события, причем не политическими манифестациями, а средствами, которые издревле использовала Церковь, – обращением к Богу.
Уже 22 августа на первом совещании Соборного Совета первым был поднят вопрос «об общем для всей России всенародном богомолении о спасении Отечества» и было принято решение: «1) Назначить такое богомоление на 14 сентября, день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 2) для разработки подробностей такого богомоления образовать при Соборном Совете Совещание… [2] 3) в свое время просить членов Собора способствовать более широкому ознакомлению населения их епархий о предстоящем общественном молении для привлечения к участию в нем»[3].
10 сентября на седьмом заседании Соборного Совета слушали «3. Составленный архиепископом Анастасием[4] проект «Молебного пения о спасении Державы Российской и утолении раздоров и нестроений»[5] (проект прилагается[6]). По данному вопросу было принято решение: «За сделанными редакционными поправками, проект «Молебного пения одобрить и передать в Святейший Синод для напечатания в «Церковных ведомостях» и отдельно, весь чин в количестве 2 тысяч экземпляров…»[7]. Оба протокола были подписаны Председателем Собора митрополитом Тихоном, который принимал непосредственное участие в редактировании данного молебного пения и, возможно, использовал материалы по составлению молитвы, упомянутой выше.
Надо отметить, что 13 августа – в день своего тезоименитства – архиепископ Тихон решением Святейшего Синода был возведен в сан митрополита и служил в храме села Коломенского, где ранее, в день отречения от престола Императора Николая II, была явлена икона Божией Матери «Державная». Как говорили современники, «Матерь Божия взяла под свое покровительство наше Отечество».Акафист этой иконе был издан под редакцией Патриарха Тихона[8].
14 сентября 1917 года в Москве было совершено всенародное моление: «В праздник Воздвижения Креста Господня во всех храмах столицы были совершены торжественные богослужения. После богослужений настоятелями было прочитано послание Всероссийского Церковного Поместного Собора к народу. После богослужения из Успенского собора и других кремлевских соборов и монастырей и кафедрального собора Христа Спасителя последовали крестные ходы на Красную площадь. На Лобном месте митрополит Владимир в сослужении Московского митрополита Тихона, архиепископов Арсения Новгородского, Анастасия Кишиневского и другого духовенства, отслужили “молебен о спасении державы Российской и удалении в ней раздоров и нестроений”»[9].
Текст этой молитвы, впоследствии называемой «молитвой Патриарха Тихона», актуален для нас и в настоящее время.
Молитва о спасении державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений
Господи Боже, Спасителю наш! К Тебе припадаем сокрушенным сердцем и исповедуем грехи и беззакония наша, имиже раздражихом Твое благоутробие и затворихом щедроты Твоя. Отступихом бо от Тебе, Владыко, и заповедей Твоих не соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам. Сего ради разгневался еси яростию Твоею на нас, и посетил еси жезлом железным беззакония наша и ранами неправды наша.
Простерл еси руку Твою, и восплакася земля, и болезни смертныя объяша нас. Гладом же и скудостию и нестроением поразил еси нас, и дал еси нас на попрание врагом нашим, и умалихомся паче всех язык, и быхом в притчу и поношение соседом нашим. Боже великий и дивный, каяйся о злобах человеческих, возводяй низверженныя и утверждаяй низпадающия! Небесную Твою силу с небесе низпосли, уврачуй язвы душ наших и воздвигни нас от одра болезни, яко наполнишася разслабления чресла наша, яко болим неправдою и раждаем беззаконие. Утоли шатания и раздоры в земли нашей, отжени от нас зависти и рвения, убийства и пиянства, разжжения и соблазны, попали в сердцах наших всяку нечистоту, вражду и злобу, да паки вси возлюбим друг друга и едино пребудем в Тебе, Господе и Владыце нашем, якоже повелел еси и заповедал еси нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко исполнихомся уничижения и несмы достойни возвести очеса наша на небо. Помяни милости, яже показал еси отцем нашим, преложи гнев Твой на милосердие и даждь нам помощь от скорби. Молит Тя Твоя Церковь, представляющи Тебе ходатайство другов Твоих: преподобнаго отца нашего Сергия Радонежскаго, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, святителей московских, священномученика Ермогена, и всех святых, в земли нашей просиявших, изряднее же Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, от лет древних покрывавшия и заступавшия страну нашу. Вразуми и укрепи всех, иже во власти суть, и возглаголи в них благая о Церкви Твоей и о всех людех Твоих. Силою креста Твоего укрепи христолюбивое воинство наше и избави от всякаго навета вражия. Воздвигни нам мужей силы и разума, и даждь всем нам духа премудрости и страха Божия, духа крепости и благочестия.
Призри и на собор наш церковный, от всех концев российския земли <собранный>, умудри и просвети его благодатию Пресвятаго Твоего Духа, и даждь ему слово во отверзение уст его, во утверждение святыя православныя веры нашея, в примирение и соединение отпадших и заблуждших, во обновление мира и любве в сердцах наших.
Господи, к тебе прибегаем, научи нас творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя во веки веков. Аминь.
Церковнославянский текст «Молитвы Патриарха Тихона (1917 г.)»
[1] ГА РФ. Ф. 4652. Д. 1. Л. 261. (Канцелярия Патриарха Тихона (1914–1918 гг.). Цит. по: Богословский сборник. Вып. 6. С. 236–237. ↩
[2] Далее называются лица данного Совещания.↩
[3] Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т. 2. Протоколы Соборного Совета. М., 2013. С. 34. ↩
[4] Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич; 1873–1965), митрополит. Член Собора по должности как архиепископ Кишиневский и Хотинский. Председатель религиозно-просветительского совещания при Соборном Совете, возглавлял соборную комиссию, выработавшую чин интронизации Патриарха Тихона. Впоследствии Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). ↩
[5] Там же. С. 57. ↩
[6] Там же. С. 627–641. ↩
[7] Там же. С. 57. Молитва была напечатана отдельным оттиском в Синодальной типографии в 1917 г. ↩
[8] Более подробно см.: Акафист Пресвятой Богородице явления ради чудотворной Ее иконы Державной в селе Коломенском под Москвой 2 марта 1917 года. В редакции Святейшего Патриарха Тихона / Сост. Н. А. Кривошеева. М., ПСТГУ, 2012. ↩
[9] Русское слово. 1917. 16 сентября. ↩