Главы о духовной жизни. Первая сотница

Автор: архимандрит Софроний (Сахаров) Все новинки

«Мужественные, верные себе и близким люди всегда интересны биографу…»

Бондаренко Вячеслав
«Мужественные, верные себе и близким люди всегда интересны биографу…»
Фото: gvardiya.ru
Номинант Патриаршей литературной премии писатель Вячеслав Бондаренко рассказал о своей новой книге «Липгарт. Создатель «Победы», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей». Это первая биография великого советского конструктора автомобилей Андрея Александровича Липгарта (1898 – 1980)

– Вячеслав Васильевич, почему вы решили рассказать о жизни и судьбе Андрея Липгарта?

– Наверное, потому, что с детства интересовался отечественными автомобилями, всегда любил старую «классику» – «эмку», «Победу», ГАЗ-51, ЗИМ… А автор всех этих машин – именно Липгарт, на протяжении почти двадцати лет, с 1933 по 1951 годы, бывший главным конструктором Горьковского автозавода. Как ни удивительно, его судьбе до сих пор не было посвящено ни одной книги. Но главную роль сыграло личное знакомство с его дочерью Ириной Андреевной Липгарт, духовным чадом о.Валентина Асмуса. Именно от нее я узнал, как семья Андрея Александровича была связана с Церковью.

– И как же именно?

– В 1926 году молодой московский инженер Липгарт познакомился с такой же молодой учительницей младших классов Анной Милославиной. А она была родом из почтенной священнической семьи, уходившей корнями в Подольский и Коломенский уезды Московской губернии. Ее прапрадед, отец Иоанн Булкин, на протяжении восемнадцати лет был настоятелем одного из самых необычных и красивых русских храмов – Знамения Божией Матери в Бронницах, причем уберег его от реконструкции, граничившей с уничтожением. Прадед Анны, Василий Милославин, с 1840-х пономарил в храме Тихвинской Иконы Божией Матери в Сущеве, а дед, Анфир, почти сорок лет, с 1868-го по 1907-й, служил в храме Панкратия Тавроменийского в Ананьевском переулке, недалеко от Сухаревой башни. В память святого Панкратьевской церкви получил имя отец Анны Милославиной, рожденный в 1876 году. Он служил в Коломне, а с 1912 года – в московском храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, одновременно будучи законоучителем Мариинского Пресненского городского женского училища и Дорогомиловского городского мужского училища. В браке с Ольгой Николаевной Розовой у отца Панкратия Милославина родилось семеро детей, Анна была старшей. Перед революцией семейство Милославиных жило на Таганке, на Гончарной улице, в ныне не существующем 13-м доме.

В голодном 1918-м семейство священника в поисках пропитания перебралось в село Доброе Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Там отец Панкратий принял участие в организации детского дома. А в августе 1919-го, когда Доброе заняли белые, организовал благотворительный концерт с целью сбора средств для содержания воспитанников. Когда в село через два месяца вернулась советская власть, отцу Панкратию это поставили в вину и по приговору ЧК расстреляли. Реабилитирован он был лишь в 2012 году.

– Наверняка знакомство с «поповной» для советского инженера было рискованным – можно было забыть о карьере…

– И не просто с «поповной», а с дочерью расстрелянного «врага»! Но Андрей Липгарт связал судьбу с Анной Милославиной навсегда. Более того, 26 июля 1926 года пара сочеталась церковным браком в старинном храме Параскевы Пятницы в Охотном Ряду; стоять на своем месте ему оставалось всего два года. За «отправление религиозных обрядов» в то время еще не преследовали так, как позже, но в любом случае церковный брак для советского инженера, да еще с «поповной», и в середине 1920-х уже был поступком почти вызывающим, во всяком случае – сильно выбивающимся из общего ряда. Но и это еще не всё – всех своих детей (а они родились в 1928, 1930, 1935 и 1940 годах) Липгарты крестили сразу после рождения. Для той эпохи это был настоящий подвиг. Уже живя в Горьком, Липгарты неизменно отмечали дома все православные праздники, на которые приглашали гостей. И, как ни странно, на карьере Андрея Александровича это никак не сказалось – он почти 20 лет был главным инженером Горьковского автозавода, был удостоен пяти Сталинских премий, нескольких орденов.

Именно эти факты и подтолкнули к написанию книги. Мужественные, верные себе и близким люди всегда интересны биографу. В основу книги лег богатейший семейный архив Липгартов и фонды Музея истории завода ГАЗ.

– Вы упомянули созданные Липгартом знаменитые автомобили – «эмку», ГАЗ-51, ЗИМ. Но самая легендарная – это, конечно, «Победа». Как создавалась эта машина?

– Работа над «Победой» шла в тяжелейших военных условиях. Горьковский автозавод был загружен выпуском военной продукции – танки, самоходки, броневики, снаряды для «Катюш», колеса для пушек… И вот параллельно со всем этим советские конструкторы создавали новый легковой автомобиль, символ мирной жизни, которая обязательно настанет. Работа началась в феврале 1943-го, сразу после Сталинграда, оттого и название – в честь Сталинградской победы. Но в перспективе речь шла, конечно, о главной, окончательной Победе, в которую все безоговорочно верили.

Интересная деталь: в первые же военные месяцы Андрей Липгарт перевез в Горький свою московскую родню, спасая ее от бомбежек. Каждый день в его доме за стол садились 15 человек, скудную еду честно делили на всех. И вот когда в Горький переехала теща конструктора, вдова отца Панкратия Милославина, она первым делом повесила над своей кроватью образ Казанской Божией Матери. Так что можно считать, что «Победа» родилась под покровом Казанской.

– Эта машина стала символом новой, мирной эпохи, символом страны, таким же, как день 9 мая или полет Гагарина в космос…

– Да, это настоящее воплощение 1950-х, символ огромной страны от Бреста до Владивостока. «Победы» служили в такси, милиции, на них справляли свадьбы, о них пели песни и сочиняли стихи, «Победа» стала первой машиной, которую можно было купить в автомагазине…

Но мало кто помнит, что именно «Победа» была любимой машиной Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. По статусу Патриарху Алексию I был положен лимузин ЗИС-110, он пользовался им с 1947 года, но ездить любил именно на «Победе». В воспоминаниях митрополита Питирима читаем, что Патриарх «после войны долго ездил на „Победе“. Когда уже появилась „Волга“, все равно предпочитал „Победу“: в нее можно было войти и только после этого сесть, а в „Волгу“ надо было садиться и потом поднимать ноги, а ему это было тяжело». В архиве Совета по делам Русской Православной Церкви сохранился интересный документ, датированный ноябрем 1951 годом – там перечислены все московские священнослужители, у которых были личные машины. Так вот, на весь огромный город священников-автовладельцев тогда было 11 человек. И 7 из них водили именно «Победу»!

Подготовила Татьяна Медведева/Издательский совет