«Мышонок Пик» и «Бельчонок Тинки»

Минаева Мария
«Мышонок Пик» и «Бельчонок Тинки»
Фото: иллюстрация к повести Виталия Бианки «Мышонок Пик»

Художественные произведения о природе формата «заметки натуралиста» дети воспринимают не всегда. Такие книги зачастую требуют внимательного, вдумчивого и неспешного подхода. Это книги-наблюдения, в них нет лихо закрученного действия, быстро сменяющихся кадров. Многие современные дети сочтут такое чтение скучным.

Но это вовсе не значит, что нужно отказаться от книг о природе. Просто нужно начинать не с «Кладовой солнца» или «Лесной газеты». Обычно дети лучше слушают или читают произведения, которые могут соотнести с собственным опытом, с собственной жизнью. Поэтому начинать лучше не с наблюдений за повадками животных и птиц, а с сюжетных историй, где герои проходят определенный путь, меняются, попадают в разные ситуации.

Я хочу рассказать о двух замечательных книжках о животных. Они похожи – и непохожи одновременно. Их разделяет почти век. Одну написал знаменитый натуралист, другую – современная детская писательница. Но обе увлекательно и тонко рассказывают о жизни маленьких зверьков и ненавязчиво, образно, доступно говорят маленьким читателям о той ответственности, которую несет человек. Говорят о том, что имелось в виду в Священном Писании, где звери названы «братьями нашими меньшими», а нам было заповедовано милосердие к ним


Виталий Бианки «Мышонок Пик»

Эта небольшая повесть появилась в 1927 году. Ее сложно назвать сказочной: мышонок в ней действует как все мыши, писатель подробно и точно раскрывает его повадки. Однако он пользуется приемом, распространенным у натуралистов, которые создают художественные произведения, особенно для детей: он показывает нам мысли зверька, если не внутренний монолог, то мотивы поступков.

Интересно, что дети, которые появляются в книге, мыслят в духе своего времени и обстоятельств. Мальчик хочет убить мышонка – не потому что он жесток, а потому что знает: мыши портят хлеб. Он рассуждает как крестьянин, явно копируя манеру взрослых. Девочка, наоборот, жалеет мышонка, в ней действует не рациональное, а эмоциональное начало. Поняв, что уговорить мальчика отпустить мышонка невозможно, она находит выход: отправить его в путешествие на кораблике. Так начинается путь Пика, который динамично и драматично описал Виталий Бианки.

Дальше читатель наблюдает за плаванием крошечного суденышка, за приключениями крошечного пассажира – вовсе не веселыми, а страшными и опасными. Бианки показывает детям, как опасен мир для зверьков, что им угрожает. Пик чуть не попадает в лапы чайкам, потом появляется щука со страшными зубами. Ее, в свою очередь, хватает хищная птица. Так мышонок спасается: благодаря обстоятельствам, а вовсе не своей храбрости, ловкости или сообразительности. Бианки правдив: нет таких качеств у крошечного зверька, есть желание спасти свою жизнь, огромный страх и инстинкты, которые ему помогают.

Впереди у Пика еще много опасностей: змея, большой ястреб и совсем крохотный, но хищный жулан. Мышонка спасает шерстка-невидимка, осторожность и опыт, которым он стремительно обрастает. Бианки пользуется самыми разными языковыми средствами: описывает звуки и запахи, иногда это похоже на стихотворение. Ритм текста меняется, он то набирает скорость, то неспешно плывет. Все зависит от обстоятельств, в которых оказывается маленький герой.

Пику пришлось пережить много опасностей, он был ранен, его выгнали мыши другой породы, он попался в мышеловку и смог сбежать. А очутился в конце концов в том самом доме, где жили ребятишки, что пустили его в плавание на кораблике.

Мальчик и девочка привязываются к мышонку. Им нравится, что он свистит. Бианки поясняет: происходит это не потому что Пик любит петь, а из-за давней его раны. Этим писатель и заканчивает повесть: мирной дружбой детей и мышонка.

И получилось у него очень живо, правдиво, тонко, без лишней жалостливости, но с важным, хоть и не дидактическим акцентом: нужно беречь животных, дружить с ними и никогда не использовать для собственного удовольствия. Они – не игрушки.

Тамара Михеева «Бельчонок Тинки»

Иллюстрация к повести Тамары Михеева «Бельчонок Тинки». Художник: Светлана Бушманова
Иллюстрация к повести Тамары Михеева «Бельчонок Тинки». Художник: Светлана Бушманова

Эту же мысль продолжает замечательная современная детская писательница Тамара Михеева. Герой ее книги – отважный, даже, наверное, отчаянный Бельчонок. С ним тоже случается множество приключений.

Здесь автор делает героя ближе к маленькому читателю. Мы читаем о том, что думает Тинки, как общается с мамой и сестрами. У него есть друзья и есть характер: важные детали, которые помогают ребенку найти общее с героем, проникнуться к нему симпатией. При этом автор много и увлекательно рассказывает о жизни белок: как они строят жилища, запасают еду. Но главное здесь все-таки – сам Тинки, его самоволие и непослушание. Как водится, наказывает его не взрослый, а сама жизнь: бельчонок заблудился, упал в реку, попал в незнакомые места и, кажется, навсегда потерял маму и сестренок.

Тинки чуть не съела сова, чуть не затоптало коровье стадо, его поранила куница. Он голодал и мерз, зализывал порванный бок, отчаянно скучал и боялся. А в это время его родные все дальше уходили в поисках пищи.

Вторая часть книги рассказывает о приключениях бельчонка в городском парке. И здесь маленький читатель узнает важные и неочевидные вещи о том, как меняются звери, которые живут рядом с людьми. Тинки перестает запасать орехи, привыкает к людям и даже начинает их дразнить. Ему все нипочем, сам себе он кажется ловким и бесстрашным, ему очень нравится, что добрая девочка с мамой приходят его кормить. Но однажды выясняется, что не все люди добрые.

Тинки ловят и сажают в клетку. Тамара Михеева мастерски описывает его страх, непонимание, тоску. Бельчонка продают человеку, который использует зверька для фотографий за деньги. И опять та же мысль, важная, хотя и не всегда очевидная: звери – не игрушки, не атрибуты для фотосессии. Они созданы не для развлечения людей. Это непросто, но так важно объяснить и показать детям.

Эту истину не без труда и внутреннего сопротивления принимает маленькая девочка, которая кормила Тинки в парке. Она полюбила его и с помощью мудрой мамы осознает: белке не место в городской квартире, как не место в клетке. Дом и есть клетка для зверька. Он должен жить на свободе, для которой создан. И девочка с болью, со слезами отпускает Тинки.

Это самое главное в книге, важнее даже счастливого воссоединения бельчонка с семьей. Это важный посыл для нас, больших и маленьких, считающих себя умными, развитыми, прогрессивными, гуманными. Заботиться, не навязывая и не ущемляя, знать о характере и повадках животных не для того, чтобы приманивать их и использовать, а для того, чтобы беречь и защищать. Как братьев меньших.

Православие.ru