Неизвестное «Слово о полку Игореве»

Неизвестное «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» – первый памятник великой русской литературы. В чем его величие? «Слово», к сожалению, очень трудно для восприятия человека не подготовленного, хотя оно очень просто по сюжету.


А.С. Пушкина интересовало «Слово о полку Игореве», он собирался его перевести и издать. Его концептуальное понимание «Слова о полку Игореве» расходится с современным толкованием. А кроме всего прочего там есть подсказка, которою я воспользовался, когда писал свою книгу. Дело в том, что Пушкин писал: «Не могу решить, то ли автор считает Баяна действительно выдающимся певцом, то ли он иронизирует, говоря об этом Баяне». Мне кажется, здесь кроется ключ к разгадке «Слова о полку Игореве».

Автор – то ли подражатель, то ли последователь вещего Баяна, которого все без исключения называют гениальным певцом, гениальным сказителем, совершенно забывая о том, что он вещий. А слово «вещий» в 12 веке было одного корня со словом ведьма. Слово «вещий» в русских летописях встречается всего лишь один раз – в рассказе о походе Олега на Царьград. Летописец говорит о том, что дружина Олега назвала его вещим потому, что они истины Божией не знают. Вещий – это язычник, в сущности. А автор «Слова…» начинает свой рассказ «не по замышлению Баяню», а как христианин. Он рассказал правдиво об этом вовсе не героическом походе князя Игоря, который, призвав брата своего и сына, собирается идти на половцев за землю русскую.

В начале похода появляется солнечное затмение. Для человека XII века солнечное затмение – это предвестие суда Божьего. Игорь, тем не менее, им пренебрегает, отправляется в поход и в первой же битве с половцами одерживает победу. Он остается в поле на ночь. А утром видит, что вся его дружина окружена половцами. Во второй битве после трех дней сражения Игорь терпит сокрушительное поражение. От всего воинства остается 15 человек. Сам Игорь с сыном попадает в плен.  Там он, судя по всему, произносит молитву. В «Слове…» этой молитве нет. Она есть в Летописи, где князь Игорь рассказывает о своих беззакониях: как они убивали мужей, насиловали жен, издевались над стариками. В «Слове о полку Игореве» появляется другая строчка: «Прыснуло море в полуночи, идут смартцы мглами, Игорю князю Бог путь кажет из земли половецкой на землю русскую». Мы понимаем, что Бог путь кажет человеку, который раскаялся в своих грехах, а Игорь-то и до похода грешил безмерно, и в поход идет, презрев знамение Божие. Что такое «прыснуло море»? Все переводчики считают, что речь идет о море, которое вздыбилось, поднялась буря и так далее. Но откуда в степи море? Бог дает Игорю второе знамение – в полночь вспыхнуло небо. Бог указывает ему путь на родину. Игорь бежит из плена, подходит к реке Донцу и здесь происходит одно очень важное событие для понимание сущности всего «Слова о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» сейчас воспринимается как произведение светское, главная идея которого заключается в призыве к единению как раз накануне татаро-монгольского нашествия. А я пришел к совершенно другому выводу: это христианское произведение, в котором автор на примере Игорева похода показывает, к чему ведет забвение Бога.

Князь Игорь во время побега из плена доходит до Северского Донца, воспевает ему хвалу и вдруг вспоминает о князе Ростиславе, который умер практически за 100 лет до игорева похода. Почему? Князь Ростислав вместе со своим братом Владимиром Мономахом собрались в поход на язычников. Перед этим они решили взять благословение у монахов Киево-Печерской лавры. Владимир Мономах пошел в монастырь, получил благословение монахов. Но князь Ростислав не пошел в монастырь, а вместе со своей дружиной в это время проходил по берегу Днепра. Киево-Печерский патерик рассказывает, что в это время они увидели, как некий инок моет посуду, и стали над ним смеяться. Инок сказал: «Что творите неугодное Богу?! Вам бы о душе своей подумать, ибо вы вскоре все утонете в реке». «Кто утонет? Я очень хорошо умею плавать, а вот ты утонешь», – ответил князь Ростислав. Они схватили инока, повесили ему на шею камень, бросили в воду, и он действительно утонул. Во время похода, у Триполя, половцы разбили войско Ростислава и Владимира наголову, дружины бросились бежать. Они подошли к реке Стугна, стали переправляться через нее. Владимир Мономах переправился, а Ростислав утонул, как и предсказывал инок.

Притчевый смысл совершенно понятен. Князь Игоря, обращаясь к реке, говорит: «Ну, ты же не такой, как Стугна, ты же меня не утопишь, я же раскаялся в своих грехах!»

Он перебирается через реку и доходит до Киева, идет в храм Успения Божией Матери на Подоле замаливать свои грехи.

Есть еще одна любопытная деталь. Князь Игорь совершает поход фактически гибельный, поход не героический, а трагический, а в «Слове о полку Игореве» мы читаем: страны рады, грады веселы, солнце светится на небеси, девицы поют. Видимо, покаяние князя дорого стоило. Это, по сути, притча о блудном сыне.

Когда пророк Елисей шел, над ним посмеялись дети, называя его плешивым. Вышла медведица и всех детей разодрала. Страшное место – казалось бы, дети, глупые, невинные, посмеялись над пророком и так ужасно закончили свою жизнь. То же самое с князем Ростиславом, который посмеялся над Божьим человеком и утонул. Видимо, в «Слове о полку Игореве» неспроста так серьезно подается эта тема понимания того, что именно духовное состояние является определяющим, и именно ему надо радоваться или о нем надо печалиться.

«Слово о полку Игореве – уникальный, потрясающий по красоте литературный памятник. Это духовное произведение, главная мысль которого заключается в том, что забвение Бога ведет к гибели. О мудрости автора «Слова» свидетельствует и концовка: «князем слава, а дружине аминь». В современных переводах, в том числе и под редакцией академика Лихачева, происходит замена, на мой взгляд, совершенно не оправданная. Фразу «князем слава и дружине аминь» он корректирует: «князем слава и дружине. Аминь».  На мой взгляд, это не верно. Мысль автора «Слова» в том, что дружина-то погибла, и мы не должны забывать о ней. Такое верное понимание мы видим в переводе Ивана Новикова, который заканчивает его словами «князьям слава, а дружине, полегшей в бою, вечная память». Такое понимание, на мой взгляд, глубоко верно, потому что автор «Слова» напоминает о погибшей дружине, о гибели русских соколов-воинов, которые стали жертвой гордыни, честолюбия, духовного ослепления и забвения Бога. Автор «Слова» в сущности никого ни к чему не призывает. Великая литература – это не агитка. Автор просто ставит перед нами вечные вопросы: как жить, по собственной ли воле, потакая своему безрассудству и честолюбию, лелея свою гордыню и пороки или полагаясь на волю Божью.

Виктор Кожевников/Наследник