О жизненном пути святителя Феофана

О жизненном пути святителя Феофана
В данной статье мы попытались проанализировать второй том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», в котором содержится как малоизвестный, так и почти неизвестный материал из 10 архивов, связанных с его жизнью и трудами на Тамбовской кафедре, а также с деятельностью других лиц, которые взаимодействовали с ним по различным родам службы. Анализируемая «Летопись…» охватывает период с 1859 по 1863 гг., начиная со времени назначения, святителя Феофана (Говорова) на Тамбовскую кафедру до его перевода на Владимирскую кафедру. При исследовании «Летописи…» были поставлены задачи, выявить и проанализировать наиболее значимые вехи из жизни и трудов будущего вышенского затворника, которые ранее были недостаточно хорошо изучены, или не были известны до недавнего времени, пока не были обнаружены издателями Полного собрания его творений.
Одним из результатов такой работы появилась возможность ввезти в научный оборот факты из жизни и трудов будущего святителя Феофана Затворника и его взаимосвязи с другими известными лицами, поддерживающими с ним переписку. Новизна статьи заключается в анализе малоизвестных сведений из жизни святителя Феофана и его окружения. Актуальность работы заключена в возможности более детально в хронологическом порядке познакомить исследователей, интересующихся изучением русской патрологии, историей Русской Православной Церкви и историей Поместных Церквей, при разборе блока информации, содержащейся в «Летописи», связанной с периодом служения святителя Феофана на Тамбовской кафедре, где, кроме него фигурируют многие другие известные деятели того времени. Это дает возможность проследить развитие церковной жизни в России, ее духовных заведений и выпускников, которое происходило в период отмены крепостного права, за которым последовали многие церковные реформы, связанные с подъемом образования и изданием повсеместной епархиальной печати. Также на конкретном материале епархиальной прессы можно проследить историю Тамбовской епархии, заботу в этот период святителя Феофана о всех ее нуждах, среди которых можно выделить бедственное положения при Тамбовских пожарах. К этому же периоду относится участие святителя Феофана в решении греко-болгарского вопроса, связанного со стремлением болгар к автокефалии.

Служение святителя Феофана на Тамбовской кафедре с 1859 по 1863 гг. отражено в официальных документах из канцелярий Святейшего Синода и его обер-прокурора, а также Тамбовской духовной консистории, которые хранятся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге и в Государственном архиве Тамбовской области (ГАТО). Многие из них издаются впервые. При составлении «Летописи…» немало сведений было выявлено при изучении документов в заграничных архивохранилищах: Институте рукописей национальной библиотеки Украины в Киеве (ИР НБУ) и архиве Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА)1.
Во втором томе «Летописи…» представлены проповеди, сочинения и эпистолярное наследие святителя Феофана. В нем присутствуют и ранее неопубликованные материалы, которые были выявлены в АРПМА, Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки в Москве (НИОР РГБ), в Рукописном отделе Института русской литературы Российской академии наук в Санкт-Петербурге (РО ИРЛИ РАН). Митрополит Климент (Капалин) в предисловии к второму тому «Летописи…» отмечает, что «впервые публикуемые письма и другие архивные свидетельства открывают читателю малоизвестные биографические факты, позволяют составить представление о масштабах епископских трудов святителя по устроению Тамбовской епархии, выявляют новые грани его служения Церкви»2.

Также Владыка Климент отмечает, что «в данный том «Летописи…» наряду с документами вошли разнообразные публикации о его жизненном пути и исторические сведения о Тамбовской епархии, опубликованные на страницах центральных периодических изданий: “Духовная беседа” (СПб), “Душеполезное чтение” (Москва) и журналов духовных академий: “Христианское чтение” (СПб), “Труды Киевской духовной академии” и “Православный собеседник” (Казань). В нем также представлены значительные фрагменты отдельно изданных биографических сочинений о святителе, где дан глубокий анализ его творений»3.

Время служения святителя Феофана Затворника на Тамбовской кафедре совпало с эпохой реформ в России, последовавшие за отменой крепостного права, которые отразились не только на проведении гражданских, но и церковных реформ4.
Церковные реформы прежде всего были направлены на повышение уровня народного образования. «Для достижения этой цели преосвященный Феофан особенно заботился об увеличении церковно-приходских школ…»5. «Повсеместно при храмах были учреждены приходские училища и воскресные школы, посещение которых было общедоступным»6. В то время для большинства сельского населения церковно-приходские школы были единственной формой обучения. Воскресные школы учреждались в городских приходах, компенсируя недостатки религиозного образования, которое предоставляли светские учебные заведения»7.

Важным шагом для религиозного просвещения также стало издание «Тамбовских епархиальных ведомостей», в издании которого святитель Феофан принимал самое непосредственное участие в подготовке каждого номера, публиковал на его страницах свои сочинения и архипастырские обращения8. 8 декабря 1860 г. святитель Феофан направил представление в Святейший Синод об учреждении «Тамбовских епархиальных ведомостей» с прошением об издании епархиального журнала со следующего 1861 г.9 К своему обращению в Синод святитель Феофан приложил программу издания, которые будут состоять из двух частей: официальной и неофициальной. В официальной части будут публиковаться Высочайшие манифесты и повеления по духовному ведомству, указы и распоряжения Святейшего Синода, известия о новых духовных учреждениях, о перемене высших правительственных лиц духовного ведомства, о высочайших наградах от лиц Синода, распоряжения епархиального начальства, назначение и увольнение должностных лиц по местной консистории, семинарскому и духовному правлениям, вызовы просителей или подсудимых к явке в консисторию в Попечительство о бедных духовного звания и в семинарское правление, объявление о праздных священно- и церковнослужительских местах при церквах, о постройке и подрядах по епархиальному ведомству, о пожертвовании в пользу монастырей и церквей, извлечения из годовых отчетов по разным местам епархиального управления10.

В неофициальную же часть предлагалось включить краткие выписки из творений святых Отцов и писателей духовных, указание для священнослужителей предметов, о которых говорить поучения народу в определенные дни, описание исторических событий и древностей церковных, лучшие из поучений и бесед, произносимых по разным местам епархии извещение о богоугодных подвигах и пожертвованиях, приглашение к участию в благочестивых предприятиях и на помощь страждущим, примеры благочестия в различных состояниях и обстоятельствах жизни, указание назидательных и полезных книг с кратким пересказом их содержания11. 18 января 1861 г. вышел указ № 202 Святейшего Синода «О разрешении тамбовскому епархиальному начальству издавать ведомости с 1861 года» по программе, которую свт. Феофан предлагал12. Первый номер «Тамбовских епархиальных ведомостей» вышел 2 июля 1861 г.13 Священник Аркадий Спиридонович Ключарев (1877–1938) в своем труде «Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность» отмечал, что святитель Феофан придал «Тамбовским епархиальным ведомостям» «вид более литературного, чем официального журнала», который выходил два раза в месяц14.

Большое внимание святитель Феофан уделял проповеди среди духовенства, ревностных проповедников он ставил в пример, а нерадивых штрафовал и распоряжался, чтобы об этом напечатали в «Тамбовских епархиальных ведомостях»15 в качестве исправления нерадивого проповедника и в предостережении для других пастырей16.

Среди выпускников Тамбовской духовной семинарии за 1860 г. был Яков Цыпляковский (в монашестве Тихон) будущий духовник святителя Феофана Затворника в Вышенском монастыре17. В качестве справочной информации в примечаниях «Летописи…» сообщается, что Тихон (Цыпляковский Яков Григорьевич; 1841–1896) после окончания Тамбовской духовной семинарии в 1864 г. стал послушником Вышенской пустыни; в 1868 г. перемещен в Тамбовский архиерейский дом, рукоположен в иеромонаха; был на Афоне, посетил Иерусалим, в 1871 г. вернулся в Россию; был настоятелем Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря позже Лебедянского Свято-Троицкого монастыря, а в последние годы жизни жил на покое в Вышенской пустыни, где был духовником святителя Феофана в период его затвора. Отец Тихон – автор сочинений: «Искатель непрестанной молитвы» (М., 1889), «Слово – язык по Суду слова Божия» («Душеполезное чтение», 1896), «Памяти преосвященного епископа Феофана. Воспоминание Вышенского инока» («Тамбовские епархиальные ведомости», 1894)18.

К 1860 г. относится запись о приезде к святителю его племянника Алексея Гавриловича Говорова (1851–1896), написавшего впоследствии воспоминание об этом периоде своей жизни и о том, каким запомнился тогда ему святитель Феофан19. Ему на тот момент было 9 лет, его поселили при Архиерейском доме в Тамбове, где он оставался до 1863 г. под опекой святителя Феофана, а оттуда при назначении святителя Феофана на Владимирскую кафедру переехал вместе с ним во Владимир, где поступил учиться во Владимирскую семинарию, а затем был переведен в Московскую семинарию, но сведений о ее окончании не имеется. С 1873 г. Алексей Гаврилович занимал должность судебного пристава Московского окружного суда. В конце 1878 г. получил от святителя Феофана права на издание его сочинений, сделавшись их собственником и издателем, а после передачи издательских и торговых прав Русскому Пантелеимонову монастырю на Афоне (с 25 августа 1888 г.) остался владельцем рукописей и получателем вознаграждения от продаж книг20. В своих воспоминаниях Алексей Гаврилович отмечал, что «преосвященный непрерывно пребывал в молитве и трудах. У него была прекрасная библиотека, которая пополнялась вновь выходившими изданиями. Только на короткое время выходил он на прогулку в сад при Архиерейском доме, а в летнее время позволял себе иногда прокатиться куда-нибудь… Он горячо любил природу, восхищался ею и во всем видел следы премудрости Творца…»21.

Святитель Феофан в 1860 г. направил распоряжение о необходимости проведения духовенством своей епархии катехизаторских поучениях при каждой центральной церкви или соборе города. В программу для изучения должны были входить объяснения Символа веры, заповедей Божиих и молитвы Господней22. При составлении катехизических поучений должно быть обращено внимание на буквальный смысл Символа веры, заповедей и молитвы Господней, с объяснением каждого слово. Язык для поучений должен быть понятным, но и не простонародным, приличным для церковной кафедры. В качестве образцов для этого можно взять творения свт. Иоанна Златоуста и свт. Тихона Задонского23. Для проведения катехизаторских бесед позволялось допустить способных диаконов, учителей училищ и наставников сельских школ24

В 1860 г. в духовную консисторию поступили сведения, что «в церквах при богослужении не соблюдается тишина, многие из мирян входят в алтарь, кошельковый сбор производится в самые важные в литургии минуты… Кошельковому сбору не следует быть ни под каким видом от Верую до Отче наш включительно… тарелки покрывать сукном, чтобы не было слышно стуку, при размене не греметь деньгами»25. Кроме того, святитель Феофан отмечал, что многие священники, которые сами должны подавать пример, не правильно крестятся и повелел делать крестное знамение, как изображено в Псалтири. При чтении поучений в церкви он советовал избирать не очень длинные поучения, чтобы не утомить слушающих и перед этим обязательно заранее самим их прочитывать, чтобы при народе прочитать внятно и без ошибок. Для монастырей он порекомендовал кроме Четьих-Миней приобрести подвижнические книги в русском переводе26.
От 8–9 августа числа содержится запись о начале продолжительных пожаров, вызванных сильной засухой в Тамбове и уездных городах Тамбовской епархии. В этот период святителем Феофаном было произнесено девять слов по случаю пожаров, которые были опубликованы частями в журнале «Домашняя беседа» за 1860 г., начиная с № 45 от 5 ноября и заканчивая № 49 от 3 декабря под общим заглавием «Слова по случаю пожаров в Тамбове в 1860 году»27. Некоторые пожары охватили большое число строений, так, например, в Борисоглебске было четыре больших пожара во время которых выгорело полгорода28.

Пожары в Тамбовской епархии продолжались до 18 сентября, пока не пошли продолжительные дожди29. В записи «Летописи…» от 28 июня 1861 г. отмечается, что святитель Феофан обращался с рапортами в Священный Синод с ходатайством об оказании единовременных денежных пособий некоторым лицам белого духовенства Тамбовской епархии, потерпевшим разорение от пожаров30
В числе членов Тамбовского епархиального попечительства о бедных духовного звания за 1860 г. упоминается эконом Архиерейского дома иеромонах Аркадий (Честнов). Запись о его назначении в игумены Вышенской пустыни содержится в «Летописи…» от 15 апреля 1862 г.31 Свое назначение настоятелем Вышенской пустыни он получил в связи с кончиной прежнего игумена Герасима32. Перед отправкой в Вышенскую пустынь святитель Феофан напутствовал его словами: «Поезжайте, а потом я к Вам приеду. Заживем опят вместе»33. В 1867 г. о. Аркадий был посвящен в сан архимандрита34.

Именно в период настоятельства архимандрита Аркадия Вышенский монастырь достиг своего расцвета и получил широкую известность. Архимандрит Аркадий будет в числе трех лиц, которых святитель Феофан будет к себе допускать в период затвора.
В «Летописи…» за 1861 г. отмечается, что по вопросу греко-болгарских церковных взаимоотношений, святитель Феофан стал на сторону болгар, у него было опасения, что если греки не позволят болгарам выбрать архиерея из болгар, учредить болгарские школы и организовать издание книг на родном языке, то болгары могут уклониться в католичество, чтобы освободиться от гнета греков, лишающих их права участия в жизни церкви и препятствующих развитию их национальной культуры35. Поэтому очень важно Русской Православной Церкви поддержать болгар, близких «ко греху насильственного исторжения власти над собою греков. Надо нам избавить болгар от сего греха, который разобщит их с Церковью»36.

Также за 1861 год в «Летописи…» содержатся мнения святителя Феофана по вопросу перевода Библии на русский язык. Предпочтение святитель отдавал переводу 70-ти, с которого нужно переводить Священное Писание на русский язык, обращаясь в крайних случаях к еврейскому тексту, который можно использовать в подстрочнике. Святитель полагал, что, хотя и не плохо перевезти Библию на русский язык, но было бы лучше издать славянскую Библию с толкованием, в котором использовать и русский перевод, поскольку просто издание Библии на русском языке «не толкует и непонятное все остается непонятным.., а многое из понятого понимается криво и дает повод к разномыслию»37.

Интересным упоминанием в «Летописи» является использование в проповеди святителем Феофаном обращенной к Тамбовской пастве от 1 июня 1861 г. в праздник Вознесение Господне выражение «братие и сестры», которое не подтверждает расхожее мнение, что данное выражение стало использоваться в проповеди в Русской Православной Церкви только в советское время. Только у святителя Феофана выражение «братие и сестры» используется в указанной проповеди не в начале текста, как это было в советские времена, а почти в самом конце проповеди, и не в восклицательной, а в вопросительной форме38.

От 11 июля 1861 г. в «Летописи…» содержится запись о донесении епископа Феофан в Святейший Синод «Об учреждении крестного хода с иконою Казанской Божией Матери из Щацкой Вышенской пустыни в город Моршанск», который впредь осуществляется ежегодно в благодарность за избавления от холеры в 1853 и 1859 годах, чтобы Казанская икона пребывала с 15 июля (по старому стилю) в течении не менее месяца в Троицком соборном храме г. Моршанска, а доход от молебнов в домах жителей с принесенной иконой поступал в Вышенскую пустынь39. 4 июня 1862 г. Святейшим Синодом издан указ об учреждении крестного хода с Казанской иконой Божией Матери из Вышенской пустыни в г. Моршанск40

Важным событием в жизни святителя Феофана стало его участие в обретении мощей святителя Тихона Задонского, которое состоялось в день блаженной кончины святителя Тихона 13 августа 1861 г.41

От 26 октября 1861 г. содержится упоминание об отношении святителя Феофана к «пустой молве» о назначении его на епископскую кафедру в Харьков. Ему ближе было пребывание на покое с небольшим обеспечением42. Таким образом, уже на Тамбовской кафедре у свт. Феофана была мысль о затворе на «покое».

От 24 марта 1862 г. высочайше было утверждено определение Святейшего Синода об учреждении в Тамбове училища для девиц духовного звания43. А само соизволение открыть в Тамбове училище для девиц духовного звания» поступило в Тамбовскую духовную консисторию накануне отъезда святителя Феофана на Владимирскую кафедру 21 августа44.

22 июля 1863 г. обер-прокурор Святейшего Синода А.П. Ахматов представил на рассмотрение императора доклад об увольнении епископа Владимирского и Щацкого Иустина по его собственному прощению на покой и о перемещении на освободившуюся кафедру епископа Тамбовского и Щацкого Феофана, а 26 июля последовал сам указ об этом из Синода45. 18 августа 1863 г. епископом Феофаном было произнесено прощальное слово в тамбовском кафедральном Преображенском соборе на последней из совершенных им литургий на Тамбовской земле46.

Александр Абрамов, заведующий кафедрой Богословия и библеистики Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии/Theophanica.ru
1См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского/ 1815–1894. Т. 2: 1859–1863. М.: Изд-во Московской патриархии Русской Православной Церкви, 2019. С. 5.
2Там же. С. 6.
3Там же.
4См.: Там же. С. 8.
5Там же. С. 16.
6Там же. С. 9–10; Тамбовские епархиальные ведомости. 1861. № 4. 23 июля. Офиц. С. 28–29; Там же. № 9. 27 авг. Офиц. С. 69.
7Там же. С. 10.
8См.: Там же. С.8-9.
9См.: Там же. С. 247.
10См.: Там же. С. 248.
11Там же. С. 249.
12ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Ед. хр. 1724. Л. 122 об.
13См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894. Т. 2: 1859–1863. С. 365.
14См.: Там же. С.366.
15Тамбовские епархиальные ведомости. 1861. № 25. 17 дек. Офиц. С. 183.
16Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894. Т. 2: 1859–1863. С. 9.
17См.: Там же. С. 100.
18См.: Там же.
19Душеполезное чтение. 1894. Ч. 2. С. 61–62.
20См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894. Т. 2: 1859–1863. С. 118.
21Душеполезное чтение. 1894. Ч. 2. С. 63.
22См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894. Т. 2: 1859–1863. С. 175.
23См.: Там же. С. 176.
24Архив Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА). Фонд свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д.39. Ед. хр. 4009. Л. 15–18 об.
25Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894. Т. 2: 1859–1863. С. 180
26См.: Там же. С. 181; ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Ед. хр. 1724. Л. 122 об.
27См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894. Т. 2: 1859–1863. С. 185–187, 270.
28См.: Там же. С. 215.
29См.: Там же. С. 219–220.
30См.: Там же. С. 361.
31Там же. С. 500–501
32См.: Там же. С.5 01.
33Богоявленский И. свящ. Архимандрит Аркадий – настоятель Вышенской пустыни Тамб. губ. Щацкого уез. Тамбов, 1912. С. 8.
34См.: Там же. С. 263
35См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. 1815–1894. Т. 2: 1859–1863. С. 306–310.
36Там же. С. 312.
37Там же. С. 314.
38См.: Там же. С. 346–347.
39См.: Там же. С. 370–371.
40См.: Там же. С. 525.
41См.: Там же. С. 385.
42См.: Там же. С. 418.
43См.: Там же. С. 495.
44См.: Там же. С. 639.
45См.: Там же. С. 623–624.
46См.: Там же. С. 636.