История тюменского общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» являет собой яркое напоминание о том, что после зимы неизбежно наступает весна.
30 лет тому назад, когда в стране рушилось все, когда Запад боготворили, а собственные традиции и историческую память, не раздумывая, "сбрасывали с корабля современности ", когда Россия превратилась в огромный рынок, где покупали и продавали и дедовские награды, и старинные иконы, и ширпотреб из Китая, произошло событие, которое совершенно не вписывалось в господствующую на тот момент концепцию бытия.
На сибирской земле в городе Тобольске те, кому в тогдашние непростые времена оказалась небезразлична судьба России, основали благотворительный фонд с названием, странно звучащем в пору всеобщего поклонения золотому тельцу – "Возрождение Тобольска". С названием, явно напоминающем о необходимости возращения к истокам. Тобольск – первая столица Сибири, с присоединением которой Московия стала Россией. Город, который щедро одаренный Всевышним картограф, летописец, художник и архитектор Семен Ремезов назвал "Ангелом Сибири"...
Это совершенно невероятное событие случилось 28 февраля 1994 года – на пороге весны, за шаг до нее. Под знаком весны. Казалось бы, случайность, так просто совпали обстоятельства. Но случайности не случайны. Неслучайным здесь оказалось все – и дата, и название...
Возрождение – это ведь возвращение. Возвращение того, что казалось безвозвратно утраченным, потерянным. Возвращение из пепла, из небытия... И это так перекликается с весной – временем, когда скованная зимним сном природа оживает, и там, где еще недавно высились сугробы, как по волшебству появляется молодая травка. Хотя снега за зиму в этих краях наметает столько, что всякий раз кажется, что таять он будет целую вечность...
В деле возрождения особенно дорого время. Потому что люди, бывшие участниками или свидетелями исторических событий (той же Великой Отечественной войны), увы, не вечны. И хранители традиций, помнящие, как жили наши предки в сибирских городах и деревнях, как праздновали и трудились – тоже. О каком-то ремесле никто не расскажет лучше того, кто посвятил ему всю свою жизнь, о событиях, давно минувших, наиболее верно может поведать только тот, кто многие годы работал в архивах со старинными документами... Сколько бесценного и важного кануло бы в небытие, не появись так вовремя стараниями Аркадия Елфимова и его соратников фонд "Возрождение Тобольска", даже вообразить невозможно...
Ренессанс или Возрождение – уникальная по значению культурная эпоха, охватившая почти три века и ознаменовавшаяся расцветом искусств. Благотворительный фонд с созвучным названием поднял искусство книги в России на прежде недосягаемые высоты. Хотя, казалось бы, кому нужны бумажные книги в эпоху электронных носителей?
Фонд "Возрождение Тобольска" не просто возвращает широкой общественности доступное прежде только специалистам-музейщикам. Каждая книга – настоящая жемчужина, обрамленная искусно сделанной оправой. Интереснейшее содержание изданий создавалось и создается трудами многочисленных авторов и главного редактора издательских программ Фонда омского поэта и публициста Юрия Перминова, изысканная форма – стараниями замечательных художников книги Александра Быкова (он был главным художником альманаха "Тобольск и вся Сибирь", в 2014 году ушел из жизни), Василия Валериуса, Ивана Лукьянова, Елены Метченко.
За 30 лет увидело свет более трехсот книг, каждая из которых стала Событием. И эти книги, благодаря помощи меценатов, расходятся по библиотекам городов и райцентров нашей огромной страны. Ведь дорогостоящие грандиозные просветительские проекты Фонда осуществляются сообща, всем миром.
Последние несколько лет оказались весьма щедрыми на потрясения. Устоявшийся вроде бы порядок вещей в одно мгновение рушился, привычное менялось до неузнаваемости... Сначала был поставивший жизнь на паузу коронавирус, потом началась Специальная Военная Операция и против России ополчился весь Запад... Но даже в столь непростые времена неизменно появляются все новые и новые удивительные книги. И книжные истории с продолжением.
В 2017 году появилось Евангелие Достоевского – литературный памятник русскому гению. Факсимильное издание того самого Евангелия, наедине с которым в омском остроге Федор Михайлович пережил полное перерождение убеждений и стал истинно христианским писателем. Достойно выдержав испытание каторгой, он узнал народ русский «так хорошо, как, может быть, не многие знают его».
А в 2019 году увидел свет двухтомник Антона Павловича Чехова «Остров Сахалин» (с оптико-электронной реконструкцией рукописи и подробнейшими комментариями). Благодаря сотрудникам Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, осуществившего реконструкцию чернового варианта текста рукописи «Остров Сахалин», мы можем увидеть, как создавался этот текст. Да, без Сахалинского путешествия не было бы того Чехова, которого мы знаем. Ведь именно после этого испытания дорогой и к Антону Павловичу пришло понимание русского народа.
Из небытия возвращаются и письма, которые сегодня стоит перечитать. В основу роскошного факсимильного издания «Перерождение моих убеждений» легли три письма, написанные Достоевским в Сибири. Первое – брату Михаилу Достоевскому, второе – Наталье Фонвизиной и третье – поэту Аполлону Майкову. Для этих реликвий Василий Валериус придумал ларец, который запирается на ключ – к такой драгоценности нужно относиться с почтением. В крышке ларца устроен крест, ведь в этих письмах мы видим изменение отношения Достоевского к религии. За него вставлена брошюра, которая содержит несколько научных статей, связанных с темой издания.
Недавно случилось еще одно возвращение писем – «Фёдор Тютчев. Живое сознание Права (факсимильное воспроизведение автографов Ф.И. Тютчева с расшифровкой и переводом на русский язык)». Ставшие очень актуальными ныне рукописи Тютчева, связанные с Крымской войной, — статья «Россия и Германия», письмо супруге — Эрнестине Тютчевой — со стихотворением «Неман» с размышлениями о судьбе армии Наполеона, и автограф стихотворения, посвящённого канцлеру Александру Горчакову, «...Да, вы сдержали Ваше слово» – помещены в деревянный трехстворчатый складень.
Монументальное издание «Галерея русской исторической живописи» Владимира Большакова – истинное произведение Высокого искусства. Автор рассказывает о развитии в нашей стране исторической живописи, главное внимание уделяя работам Василия Сурикова. Ведь этот художник не просто создал прекрасные живописные произведения: в своем творчестве он сумел показать историю русского народа. И сегодня, когда мы наконец отказываемся от навязанных нам западных моделей и ищем свою историческую дорогу, живопись Василия Сурикова становится путеводной звездой на этом пути. Огромные полотна Сурикова в этой книге Иван Лукьянов показывает фрагментами в натуральную величину, рассматривая фрагмент как отдельную картину. Так под книжным переплетом чудесным образом оказывается настоящая картинная галерея...
Вопреки всем катаклизмам появляются все новые и новые тома альманаха "Тобольск и вся Сибирь". В прошлом году увидел свет четырехтомник "Тюмень – столица деревень", посвященной основе русской государственности – деревне. Его авторы каждым текстом напоминают: историко-культурным наследием наших деревень стоит гордиться! Ведь именно в деревнях воспитывался особый, способный преодолеть любые трудности русский дух. Не случайно выдающийся русский писатель Валентин Распутин говорил: "Город – это поверхность жизни, деревня – глубина, корни". Но сегодня деревня умирает... Этот четырехтомник – напоминание о том, что деревню жизненно необходимо возродить. Пока еще не поздно, пока не все потеряно...
В серии Библиотека фонда «Тобольск и вся Сибирь» выходят книги современных писателей, владеющих живым словом. Недавно была издана третья книга Михаила Тарковского «42-й до востребования». Автор посвящает ее своему земному ангелу – бабушке Марии Ивановне Вишняковой, жене поэта и переводчика Арсения Тарковского. В автобиографическом очерке «Бабушкин внук», который вошел в вышедшую ранее книгу «Три урока», Тарковский пишет: «Пожалуй, всем главным в своей судьбе я обязан бабушке, под надзором которой прошла главная часть моего детства… Бабушка заложила во мне основы, открыв три двери: в русскую природу, в русскую литературу, в православный храм».
А составленный Юрием Перминовым сборник военно-патриотической поэзии и прозы омских писателей «Координаты своим» издан вне всяких серий. Ныне эти книги о вере в Россию уже на передовой выполняют свою, без преувеличения, историческую миссию.
За три десятилетия изменилось очень многое. Названий многих бизнес-проектов времен 90-х сейчас никто и не вспомнит. А странное, на взгляд многих тогдашних дельцов, начинание живет. Напоминая нам всем – после холодного и метельного февраля неизменно наступает солнечный март. И день все прибывает...
Елена Мачульская/
РНЛ