По реке времени

Автор: Казаков А. Все новинки

Православный пароль

Солоницын Алексей
Православный пароль

Дмитрий Сивиркин – известный в Самарской губернии политик, издатель и журналист – представил на суд читателей книгу избранных своих стихотворений.

И до этого на православных сайтах появлялись его стихи – смелые, яркие, неожиданные в своей публицистической остроте. Такие стихи сразу запоминаются.

Например:

Луна – как бледная печать
На черном бланке.
Придется, братцы, отвечать
За все гулянки.

И есть на страшном рубеже
Предел градаций,
Там мы не грешники уже –
Христопродавцы.

Или:

Почти во всем я виноват,
Но не сошлют меня во ад,
Когда с повинной головой
Приду, хоть плохонький, да свой.

Ему не только я, но и авторитетные наши священники не раз говорили: «Дмитрий, пора издавать книгу».

Но он неизменно отвечал: «А зачем?»

В этом ответе читалось нежелание многих учредителей влиятельных сайтов печатать стихи, и вообще – их намерение полностью игнорировать поэзию. По-моему, здесь срабатывает охранительный заслон от моря графомании, которое захлестнуло просторы Интернета.

Лишь иногда, когда мелькнет искра истинной поэзии, то прорвется она к читателю.

Как, например, в случае со стихами и песнями иеромонаха Романа (Матюшина) или с афористичными стихами-притчами краснодарца Николая Зиновьева.

Едва появившись в печати, эта поэзия сразу становится достоянием народа.

Так произошло и с некоторыми стихами Дмитрия Сивиркина, когда он во весь голос, на всю Россию сказал:

Теперь тебе какое дело,
Что все рубашки ближе к телу,
У всех людей, племен и стран?
Зачем чужой одежды ищешь?
Свою, в кровище и гноище,
Ты отдери от старых ран.

Сядь полуголый у дверей,
Гляди на шествие зверей,
Сухие губы облизни,
И ради Божеского страху
Ты эту старую рубаху,
Свою последнюю рубаху,
Отдай кому-нибудь из них.

Когда были опубликованы некоторые, подобные этому, стихотворения Сивиркина, митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий ( Полёткин) сказал: «Дмитрий, издавай книгу».

А епископ Сызранский и Шигонский Антоний ( Подоровский), главный редактор популярного православного журнала «Духовный собеседник», написал в предисловии к стихам Сивиркина:

«Тематика произведений поэта различна: здесь есть и описания природы, исторических событий, паломнических поездок, и людей – святых и грешных, простых и знаменитых. Но, о чем бы ни писал автор, везде сквозит глубоко христианское мироощущение, трепетное предстояние перед правдой Божьей, надежда на милость Божью, чувство теплой Божественной любви. Два глубоко христианских переживания пронизывают позицию автора: сокрушенное переживание своей греховности – и чувство сострадания и прощения, которое он на русский манер называет жалостью. Автор по-детски непосредственен, прост и бесхитростен – и по-старчески прозревает уготованную Богом вечность».

Замечательно, что таких стихотворений у Сивиркина – не одно и не два, а почти весь сборник состоит из них. Я при чтении сборника сначала помечал стихи, особенно мне понравившиеся, а потом перестал ставить «галочки» – вот это надо процитировать, нет, вот это…

И так – до конца книги.

Все же не удержусь, приведу одно из «сюжетных» стихотворений – оно о старухе, о случайно выпавшей из альбома фотографии.

Казалось бы, мелочь, деталь. Но как она поэтом подана! И как трогает сердце…

Старуха умерла в субботу,
За гробом вился хвостик жидкий,
Потом свалили у подъезда
Её нехитрые пожитки.

И целый месяц возле дома
Валялось фото из альбома.

На перекрестке хаотичном
Валялся, пылью запорошенный,
Мужчина очень симпатичный
В фуражке железнодорожной.

Уже лицо почти что смыло
Той пешеходной заварухой.
Старуха так его любила
И не была тогда старухой.

Она гордилась милой родинкой,
И борщ стоял у них под крышкой,
Она звала его Володенькой,
Он называл её «малышкой».

…Сердитый дворник сплюнул хлестко
И вымел фото с перекрестка.

Я знаю: будет та суббота,
Когда и я на желтом фото,
Неловко выпав из альбома,
Вот так же лягу возле дома.

Надо обязательно сказать, что личное, глубоко пережитое послужило толчком к рождению многих стихов Сивиркина. И потому лучшие из них написаны так, как завещано нам классиком русской поэзии:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Да, именно так – почва, судьба.

Но почему книга названа «Русский партизан»? Ведь автор был депутатом Губернской Думы аж четырех созывов. Был и депутатом Государственной Думы, добился воплощения в жизнь некоторых своих значимых для страны инициатив.

Немало сделал и как православный христианин – в память о своем прадеде, священномученике Константине Сухове, построил храм в Заволжском Свято-Ильинском монастыре; не один год, от истоков, вкладывал свои средства в издание уже упомянутого журнала «Духовный собеседник», «Православной народной газеты».

Да и другими добрыми делами отмечен.

И все же приходилось и приходится «партизанить» – то, что не удалось высказать с высоких трибун, высказывается в творчестве.

И когда я погибну лично,
Твердь небесную пронизав,
Мне повесят на грудь табличку,
Что я русский был партизан.

Становится понятным, почему это стихотворение, ставшее теперь и песней, открывает сборник.

Книга очень удачно завершается стихотворением «Словечко умерло».

Вот первая его строфа:

Похоронили маленькое слово.
Да как могли мы это не заметить!
А если, как бывало, спросят снова –
Стой, кто идет? – чего теперь ответить?

Знаешь ли ты пароль? Наш, православный?!

Свои, свои! – готово с губ сорваться
Но слова нет, лежит оно в могиле.
И как теперь к своим пробраться?
О, Господи, помилуй, помоги им.

Но мы знаем пароль. Знаем, как переплыть речку между Жизнью и Смертью. Надо только нести в сердце Христа. И делом на возглас: «Христос воскрес!» ответить: «Воистину воскресе!»

Вот почему это пронзительное стихотворение заканчивается на высокой ноте. Как и весь сборник, о котором хотелось поведать читателю:

Великий отзыв на пароль извечный!
Восстань из праха, стань, как прежде, нужен!
И я с тобою вынырну из речки
На берег правый, где костры и ужин.

Православие.ru