Книге «История Русской Православной Церкви. XX - начало XXI века» присуждено третье место в номинации «Лучшее учебное издание» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2022 года
Cтатистические данные о развитии Русской Православной Церкви
С самого начала своего служения Святейший Патриарх Кирилл никогда не скрывал того, что в России (как в «дореволюционной», так и в современной) Православная Церковь была и остается не только «традиционной конфессией», но прежде всего той морально-нравственной силой, основанной на любви и верности Отечеству, которая постоянно созидает идеал Святой Руси; что целостное видение истории — исключительно важный момент. Неслучайно в своем «Слове» 1 февраля 2009 года Патриарх произнес: «Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить. И сейчас я вспоминаю священные заветы первого и пятнадцатого Патриархов. “Доброе дело — украшать и воздвигать церкви, — писал святитель Патриарх Иов, — но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей”. “Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь — Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая”. Дай Бог, чтобы эти вдохновенные слова Святейшего Патриарха Алексия II стали пророческими». Слово «созидание» можно назвать девизом Патриарха Кирилла, стремящегося в течение последнего десятилетия показать как секулярным критикам, так и всему миру, что такое православное возрождение, что такое православная Русь.
За истекшее десятилетие произошли существенные изменения в жизни Русской Православной Церкви, ее роль и значение в жизни современного российского общества значительно выросли. Произошла перестройка многих церковных структур, появились новые общецерковные учреждения, наметились процессы организационного укрепления Церкви. Только в течение 2009 года число приходов увеличилось почти на 900, а численность духовенства выросла на 1,5 тысячи человек: на начало 2010 года Московский Патриархат включал в себя уже 30142 прихода, а число духовенства составило 32266 человек. В условиях непростой экономической ситуации в России подобный рост впечатлял, свидетельствуя о том, как новый Предстоятель за короткий срок сумел придать новый импульс церковной жизни.
В последующие годы рост приходов продолжился, особенно интенсивно он шел в 2011–2012 годах. Примечательно, что в этот период изменилась и сама система подсчетов: если ранее учитывали собственно приходы, то с 2012 года — храмы, где хотя бы один раз в месяц совершается Божественная литургия. Соответственно, если в начале 2011 года, согласно официальной церковной статистике, было 30675 приходов, то к февралю 2013 года число храмов, в которых совершалась литургия, составило 33489. В эту цифру входило 829 приходов Московского Патриархата, расположенных в 57 странах дальнего зарубежья. Рост приходов сопровождался и ростом числа священнослужителей, которых в начале 2013 года было 34195 (30430 священников и 3765 диаконов).
К началу 2019 года служение в Московском Патриархате в 309 епархиях несли уже 382 архиерея, 40514 священнослужителей (35677 священников и 4 837 диаконов).
Реорганизация Отдела внешних церковных связей. Новые структуры Русской Православной Церкви
Следует также отметить, что в течение только первого года своего Патриаршества Святейший Кирилл сумел провести существенные внутрицерковные изменения, реорганизовав Отдел внешних церковных связей, которым руководил до избрания на Первосвятительский стол.
В результате появились две новые общецерковные структуры — Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодальный информационный отдел. В начале 2010 года были образованы также Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Синодальный отдел по тюремному служению и Патриарший Совет по культуре.
В компетенцию Совета были включены вопросы диалога и взаимодействия с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, а также со спортивными и иными подобными организациями в странах канонического пространства Московского Патриархата.
Если Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и Синодальный отдел по тюремному служению возглавили архиереи (викарии Патриарха), то Совет по культуре должен был действовать под непосредственным председательством Первосвятителя. За достаточно короткое время число синодальных учреждений выросло, появились новые структуры, в компетенцию которых вошли задачи, ранее решавшиеся другими учреждениями Русской Православной Церкви.
Высший Церковный Совет
В марте 2011 года на заседании Священного Синода было принято Положение о Высшем Церковном Совете (ВЦС). Он стал исполнительным органом Русской Церкви, действующим при Святейшем Патриархе. В его компетенцию входит координация деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений, обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующей согласованной реакции, принятие мер к исполнению определений Поместного и Архиерейского Соборов, постановлений и определений Священного Синода, Патриарших указов и распоряжений. В ВЦС по должности вошли руководители структурных подразделений Московской Патриархии: управляющий делами Московской Патриархии, председатели Издательского совета, Учебного комитета и синодальных отделов. В состав ВЦС вошли также председатель Синодальной комиссии по делам монастырей и председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, руководитель Управления по заграничным учреждениям Московской Патриархии, руководитель административного секретариата, председатель Финансово-хозяйственного управления и ответственный секретарь Патриаршего Совета по культуре.
Высший Церковный Совет является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе и Священном Синоде. Его деятельность предусмотрена и на межпатриарший период — при Местоблюстителе. Подотчетный Патриарху и Синоду, ВЦС рассматривает вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности церковных подразделений и средств массовой информации, а также взаимоотношения Церкви с государством, обществом и Православными Церквами, инославными конфессиями и иностранными религиями, вопросы церковного управления и хозяйствования, любые иные вопросы, переданные на рассмотрение Патриархом. Именно ВЦС вносит на рассмотрение Священного Синода и Межсоборного присутствия предложения, дает поручения синодальным учреждениям и контролирует их исполнение. Председателем ВЦС является сам Святейший Патриарх, а членами — руководители синодальных учреждений и назначенные Синодом лица. Таким образом, можно говорить о формировании органа церковного управления, который под руководством Патриарха получил возможность эффективно решать встающие перед Церковью вопросы.
Патриарший Совет по вопросам семьи и защиты материнства
Образованием ВЦС административные реформы Высшего Церковного Управления не закончились. 27 декабря 2011 года Священный Синод образовал Патриарший Совет по вопросам семьи и защиты материнства. Уже 15 марта 2012 года он был преобразован в Патриаршую комиссию, во главе которой встал сам Святейший Патриарх, а первым заместителем был назначен протоиерей Димитрий Смирнов, ранее возглавлявший Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Комиссия, в состав которой включили 11 человек, была создана в целях разработки и осуществления системного комплекса мер по преодолению кризиса семейных ценностей в обществе и церковной поддержке семьи. Уже факт создания Патриаршей комиссии свидетельствовал о том, что руководство Русской Православной Церкви воспринимает семейный вопрос в России в качестве одного из основополагающих социальных вопросов, предлагая государству свою поддержку в его разрешении. Характерно, что, анализируя возможности преодоления кризиса семейных ценностей в стране, отец Димитрий Смирнов в марте 2013 года предложил ввести в российских школах предмет «смысл жизни». В 2015 году была создана Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта, а в 2016 году — Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации.
Наградная комиссия при Святейшем Патриархе
Среди изменений, имевших место после вступления Святейшего Кирилла на Патриарший престол, следует упомянуть также образование в 2009 году Наградной комиссии при Святейшем Патриархе. Четыре года спустя, в 2013 году, Архиерейский Собор принял положение о наградах, включающее положение о Наградной комиссии, а также статуты и описания церковных орденов и медалей. Сан игумена с тех пор перестал быть наградой, оставшись именованием настоятеля монастыря.
В 2014 году был учрежден Геральдический совет при Патриаршей наградной комиссии, отвечающий за экспертизу епархиальных наград. Новая редакция положения о наградах была принята Архиерейским Собором в 2017 году.
Межсоборное присутствие
Характеризуя «церковное строительство» 2010-х годов, следует отметить, что оно ведется исключительно активно. Его цель — создание эффективного аппарата управления, способствующего реализации намеченных Патриархом Кириллом стратегических планов и задач.
Отмечая факт создания новых и укрепления ранее существовавших институтов церковного управления, необходимо сказать и о том, что еще в январе 2009 года на Поместном Соборе Синоду была поручена разработка должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Собора. В конце марта Синод принял решение о создании Комиссии (под руководством Патриарха) по образованию Межсоборного присутствия, которая подготовила проект соответствующего положения. 29 января 2010 года в храме Христа Спасителя состоялось первое заседание президиума присутствия; 16 декабря 2010 года открылось второе заседание президиума.
Основной задачей присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься и Священным Синодом. Члены присутствия избираются Синодом из числа архиереев, клириков и мирян.
Присутствие образует комиссии, которые рассматривают различные вопросы церковной жизни. В настоящее время их 13: Комиссия по вопросам богословия, Комиссия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви, Комиссия по вопросам церковного права, Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства, Комиссия по вопросам приходской жизни и приходской практики, Комиссия по вопросам организации церковной миссии, Комиссия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, Комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, Комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, Комиссия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, Комиссия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, Комиссия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, Комиссия по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ.
Создание подобной структуры, ранее не существовавшей в Русской Церкви, свидетельствует о стремлении Патриарха Кирилла активизировать церковную жизнь, придать ей новый импульс, для того чтобы иметь возможность давать адекватный запросам времени церковный ответ по всему спектру возникающих вопросов, разумеется, не исключая и вопросов государственно-церковных отношений.
Русская Православная Церковь и вопрос о преподавании в школах России предметов, связанных с основами традиционных для страны религий
Об усилении влияния Московской Патриархии на жизнь российского общества свидетельствовало и решение главы государства поддержать идею преподавания в школах России предметов, связанных с основами традиционных для страны религий. Выступая 21 июля 2009 года на специальном совещании, Президент предложил провести в 18 регионах страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. Он подчеркнул, что «ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения», и предложил различные варианты составления учебной программы. Заявление прозвучало уже после того, как была сформирована редакционная коллегия по написанию учебника «Основы православной культуры» для средней школы.
Примечательно, что тогда же сам Патриарх указал на важность идеи добровольности, на которой предполагалось построить преподавание основ религиозной культуры. Он подчеркнул принципиальность того факта, что обучать школьников основам религии будут светские педагоги. «Важно, что вся эта система укладывается в конституционное и законное поле», — отметил Святейший Кирилл. Его слова находили подтверждение и в заявлениях социологов: согласно данным ВЦИОМ от 22–23 августа 2009 года, более половины жителей России положительно оценивали проект введения в школе преподавания основ религий. К тому же и согласно данным Аналитического центра Юрия Левады (от 14–17 августа 2009 года), проводившего опрос о преподавании на национальных языках и основ православной культуры, почти 70 % опрошенных положительно отнеслись к введению в школах основ православной культуры. Отрицательно мнение высказали только 19 %. Ежегодно число изучающих курс «Основы православной культуры» увеличивается в среднем на 30 тысяч человек. В 2018/19 году доля выбора этого модуля составила по России 39,27 %.
Таким образом, Русская Православная Церковь, представляющая традиционную религию большинства населения Российской Федерации, получила возможность влияния на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения страны в русле церковных ценностей и ориентиров. В данном вопросе Церковь нашла поддержку у светских лидеров России.
Глава предоставлена издательским домом «Познание»